Лайки

     Вопреки сложившемуся мнению о лайках, как собаках промысловиков лесной европейской и таежной сибирской части нашей страны, лайка достаточно распространена на Северном Кавказе, ввиду достаточного количества” лаечьей дичи”. В лесостепной зоне охотятся на кабана, оленя , енотовидную собаку, енота-полоскуна, куницу каменную и множество пернатой дичи.   В горах, по отрогам Кавказского хребта и предгорьях охотятся на медведя , кабана, оленя, косулю, куниц каменную и лесную, норку , выдру , а так же на пернатую дичь. На белку  практически никто их  моих знакомых не охотится и , как вид дичи , она значения не имеет, хотя добывается иногда, но скорее для развития охотничьих навыков в верховой работе у лаек(особенно слежки), что необходимо и при работе по кунице.

    Я  опишу здесь ряд работ лаек , как моих, так и моих друзей и знакомых.

    Как и все мальчишки в детстве ,я зачитывался рассказами об охоте в тайге и , наверное, как все мечтал сам иметь рабочую лайку и  добыть , естественно, с ней своего “соболя”.

    Но не все в жизни бывает так , как мечтается, и к тому же проживание на юге страны и расстояние до заветного соболя несколько охладило мой пыл. Но лайку я себе все-таки завел, это было в далеком 1981 году .Ко мне, абсолютно случайно, попала западно-сибирская лайка Белка, неизвестного происхождения, привезенная с  Cевера и первый год своей жизни прожившая в городе – курорте Кисловодск и первое на что она начала охотится  были куры и утки, как собственные , так и соседские, причем ее добыча исчислялась десятками голов, что приносило мне  значительные неприятности. Начав ее подготовку к охоте, я нахаживал ее вечерами, бывая в лесу чуть не каждый день. Собачка проявляла интерес ко всему, но в силу нашей обоюдной неопытности, дичь нам не попадалась, за исключением хуторских  котов, бродившим в том же месте, в поисках мышей и то , когда мы подходили черезчур близко к населенным пунктам .

     Я  выбрал для своих походов вечернее время т.к. во-первых , я был свободен,  во –вторых вероятность встречи со зверем возрастала и в третьих, домашняя птица в хуторах уже была закрыта, что снижало риск получения мною очередных неприятностей. Через три месяца Белка уже работала по енотовидной собаке и барсуку, причем это были не случайные встречи, а она их целенаправленно искала . Позже начала работать по кабану , облаивая накоротке, но на куний след внимания не обращала, как не пытался я ей  показать.

     В одну из зимних  охот  Белка внезапно исчезла, ушла по следу и не вернулась, может была похищена,  может погибла.. что вероятнее всего, т.к.  к этому времени в угодьях появились волки. Искал я ее долго, но поиски результатов не дали.

   Следующей моей лайкой была Лана ,  которая происходила от  Амура 3890 лзс Лубкова В.Н и Вии Дядичева Н,М., имеющая зверовых предков . Имея острое желание держать лайку , я приобрел ее в возрасте 2 лет. Имея уже опыт общения с лайками и зная , что они обычно охотятся на ту же дичь что и хозяин я начал с утиных охот. В первый же сезон Лана начала работать по утке достаточно прилично. Искала накоротке, во взаимодействии с хозяином, поднимала на крыло в зарослях тростника, подавала битую. На открытие охоты к битым мною четырем кряквам, подала еще трех подранков. В этот же сезон начала работать по барсуку и енотовидной собаке. Поиск достаточно широкий , реагирует на каждый встречаемый в лесу след, уходя по нему в поиск, возле меня практически не бывает , только отмечается .

    Но сколько я не пытался тропить куницу по снегу, Лана на ее след внимания не обращала, толи след был “холодный”, толи она не считала куницу своей добычей. В конце сезона дважды находила и облаивала кабанов издалека, не делая попытки сблизится. Осторожничала . Преследование уходящих прекращала сразу же , как только кабаны начинали движение. В это же время мой товарищ, большой любитель и поклонник охоты с лайками держал собак двух зверовых  московских линий  Индуса от ч. Вулкана 4648 лзс и Марты 4596 лзс, его дочь Умку и  молодого кобеля Дима от Лешего 4888 лзс Митрофанова Н.Н. и Лаймы Лобузнова Г.А. Все три проявляли явный интерес к кабану, работали очень плотно и злобно, не отпуская зверя далеко от места подъема . Опишу одну из совместных охот наших лаек.

     Вепрь поднялся в захламленном валежником и непроходимыми зарослями терновника участке леса . Взлаял на месте Дим. Я подошел к нему достаточно свободно, он вертелся в редколесье с мелким подростом терна , но по направлению его взгляда ничего не увидел. Умка лаяла метрах в 20-30 от него. Подойти к секачу бесшумно было практически невозможно из-за, щеткой стоявшего, тернового подроста .Видимость  мне ограничивали  заросли тернов, в месте предполагаемого отстоя кабана, покрытые шапками рыхлого снега. Тем не менее я пошел в направлении работы собак . Я услышал сопение и уханье секача, пугающего собак, и с моим приближением они явно оживились, заработали азартней и злобней.

   Сложность охоты по кабану в пойменных лесах Кубани заключается в том, что  кабан имея клинообразную форму тела и большую массу, беспрепятственно перемещается в зарослях терновника, ежевики ,облепихи, проходя сквозь них , как игла сквозь грубую ткань. Собакам же эти дебри порой становятся непреодолимым препятствием. Первым за оплошность поплатился Дим, который запутался в зарослях ежевики. Секач ударил его  снизу в грудь, но вскользь, т.к. рана была поверхностной. От удара Дим вылетел из ежевичника, но тут же вернулся к работе. Кабан начал движение. Я увидел его на чистинке, метрах в 50 от себя.. Умка буквально висела на нем, делая хватки, но разве можно остановить такой “танк” на ходу, при переходе из одного куста терна в другой. В тоже время она не давала мне возможности произвести выстрел из-за опасности попасть в нее. Все собаки подтянулись и уже работали в следующем круге тернов . Работали плотно к зверю , были слышны  несмолкающие голоса собак, лязг клыков,  рык и уханье зверя . Я держался очень близко к собакам , но из-за гущины и снега рассмотреть что то было невозможно .  Друг мой находился на противоположной стороне  куста и  от меня кабан начал смещаться в его сторону. Вдруг выстрел.  Тишина.., но недолго. Затем треск ломающихся кустов , шум движения уходящего зверя. Пройдя метров 200, собаки его опять поставили.

     Товарищ ,выйдя ко мне сказал, что секач бросился во время его подхода и стрелял он не видя ясной цели, скорее для того, чтобы отпугнуть зверя, видя его очертания сквозь облака разлетающегося снега в кустах. К этому времени собаки отработали по кабану около двух  часов и видимо обазартились сами и разогрели секача достаточно . В очередной раз мы разошлись в разных направлениях, условившись, что подходить будет товарищ.

     Начало его подхода я определил по более дружной работе собак, но в то же время я услышал и бросок зверя и визг одной из собак . Затем все стихло надолго .  Собаки работу не возобновили. Мы нашли выходной след зверя и следы собак ,уходящих за ним. Определив  вероятное направление движения нашей охоты , ринулись догонять , но не слыша работы собак , вернулись к месту последней, слышанной мною схватки. Первое ,что мы нашли , была  лежка, залитая кровью . Снег был буквально измешан  собачьими лапами и копытами секача. В связи с чем определить, чья это была кровь было невозможно. Мы стали звать собак и минут через 10-15 на зов выползла Умка, лидирующей собакой в этой работе была именно она. Но на что она была похожа.. Кроваво земляной сгусток, вывалянный в снегу. Во время очередного броска, секач ударил ее в бедро, достав клыком до позвоночника и уже после того, как она потеряла  способность свободно двигаться, рвал ее клыками слева и справа и топтал ногами.

    Мы пытались ее спасти, я вынес ее к машинам в рюкзаке, подняли нашего друга –хирурга, но у нее было 16 проникающих ранений брюшной полости , с повреждением легких,  печени, разрыв прямой кишки..Собаку спасти не удалось…

    Работа этих собак произвела на меня неизгладимое впечатление и в этом же году я приобрел себе годовалого Дима, отец которого был Индус, моего друга , а в родословной встречались  ч. Аян и ч. Летка Иконописцева. Это был крупный кобель, серого с белым окраса,  отличного  экстерьера.  Этот кобель , собственно говоря и научил меня охотиться  с лайками, т.к. он был универсал .

    По утке он начал работать в этот же сезон, подавая битую дичь, хотя никто его этому не учил. В зарослях тростника мог находиться часами, выгоняя все , что ему попадалось. Однажды , не понимая куда его посылает хозяин и зачем, если там нет запаха дичи,  вынес мне живую черепаху.
     После утки, попав в угодья богатые фазаном, начал облаивать фазана, следя и не упуская перелетающего. Он проявлял чудеса сообразительности. Работая по фазану, он знал , что эта дичь должна принадлежать хозяину и когда мы охотились компанией, то всех петухов , битых моими коллегами по охоте, забирал и приносил мне, косясь недоверчиво  и порыкивая на лиц, покушавшихся на владение добычей. Но самое главное , что в этом же сезоне, он показал мне мою первую куничку.
                ***
    Я долго шел по змеей извивающемуся следу-двучетке, продираясь через заросли тернов и ежевики и совсем недалеко от себя услышал взлай Дима и чей то крик, похожий на крик  пойманной ястребом сороки. Подойдя я увидел небольшую кучу валежника, под которую лез Дим, с явным интересом следя за перемещениями кого –то под ней. Куница вымахнула сразу же , как только я ткнул в валежник слегой. Это было так неожиданно, что я , разведя руками , стоял и смотрел на уходящего зверька, забыв начисто о возможностях оружия. Но Дим уже гнал куницу и , не пройдя и 30 метров, зверек махнул на высоченный ясень , заскочив на самую макушку и разместившись в  развилке тоненьких сучьев , наблюдая за нашими действиями.

    А действия наши были просты. Дим   лаял и визжал от азарта под деревом, а я уж не сплоховал . Не взирая на дрожь в руках и коленях я попал с первого выстрела, только после выстрела , с ужасом понимая, что куницу еще нужно будет снимать оттуда. Она повисла в той же рогульке без движения. Не буду описывать как это происходило, скажу только, что это было дерево метров 15 высотой, не имеющее сучьев в первой трети, дело было зимой и я был в унтах.

     С этого начались наши охоты. Дим работал по всякой дичи. В горах он облаивал белку, но видя , что меня этот вид дичи абсолютно не интересует, не стал проявлять к ним внимание тоже. По кунице работал в любое время года и в любом месте, как по каменной , так и по лесной, умудряясь находить их даже во время наших летних семейных выездов в лес. Он уходил ,обычно, от  нашей шумной компании и через время я уже слышал его призывный лай. Оставив компанию, мы с сыном уходили на зов, поощряли всячески Дима за работу, а потом уводили.

    В сезон он показывал мне мастер-класс по кунице. Первокубанский – группа островов в пойме реки Кубань, захламленная  мелкой растительностью, кучами наносного мусора после летних подъемов воды, ветровалом, после зимних  ураганных ветров, множеством старых , дуплистых деревьев. Берега проток завалены, подмытыми  быстрой кубанской водой  деревьями с торчащими в корнями, за которые цепляется весь проплывающий сор. Рай для мелких куньих и енотов. Я любил эти места.

    В тот год морозы стояли сильные, я с трудом переходил протоки т.к. по упавшим деревьям перейти было невозможно, скользко и опасно, а вброд перейти не давали большие  ледяные забереги. Собаки перешли по дереву, а я все ходил, отыскивая оптимальный вариант. Но вот Дим дал голос, я перелетел ломая лед и рискуя свалиться в воду, но охота…

     Собаки работали вокруг большой поленницы дров, забытых лесниками на участке, заваленной снегом и промерзшей. Я попытался пошевелить верхнее бревно, но вся поленница была, как спаянная. Собаки лезли вниз, под бревна , морды их уже были в пене, я же решил взобраться наверх,  на поленицу для лучшего обзора.

     Стою, смотрю на работу собак и думаю, что предпринять. Вдруг какое то движение у моих ног привлекает мое внимание. Куница сидит под бревном подо мною, ее точеная головка внимательно отслеживает перемещения собак, похоже что на меня она вообще не обращает внимания. Решение приходит быстро, ее хвост торчит из под бревна наверх, временами подрагивая от возбуждения..Хватаю за хвост и высоко подбрасываю...

     Принимает ее Дим с лету. Я слетаю с поленницы коршуном и вот она уже у меня в руках, молодая самочка, абсолютно не поврежденная, не помятая. Я связываю ее “по рукам и ногам”, кладу в рюкзак показать детям( мы ее отпустили недалеко от дома в лес). Собаки внимательно следят за содержимым рюкзака, толкаются плечами за право охранять добычу, но потом расходятся.

    Не прошли и километра , как залаяла Ника ( молодая РЕЛ  подаренная мне друзьями), тут же отозвался Дим. Подхожу...

   Куча лесного смерзшегося хлама,засыпанного снегом. Под ним урчит зверек, собаки  в пене с разцарапанными мордами, заходятся от азарта. Они нашли два –три прохода внутрь кучи, которые дают им возможность влазить внурь по плечи. Влезая поочередно , они пытаются схватить куницу, но она где то выше и оттуда хватает их за морды, оставляя на  их мочках капли крови, как знак своего присутствия.

    Что делать? Пытаюсь при помощи топора отбивать изо льда  по одному  деревянному обрубку. Тяжело , но идет . После нескольких ударов обухом, бревно начинает шевелиться и я его отбрасываю в сторону, затем уже следующее. 

    Наконец увидел куня, и он меня увидел. Это был старый кот, с бельмом на одном глазу, с какими то крученными, как завитыми в спирали когтями. Он посмотрел на меня и тут же перевел внимание на собак. Позиция у него была очень выгодная. Он сидел на возвышении посредине пустоты в куче, вверху, как в ондатровой хатке, что позволяло ему отбиваться от собак, морды которых появлялись  далеко внизу  и шансов схватить его у собак не было.

     Решил пойти по простому пути , как и с предыдущей. Вырубаю  небольшую  слежку и толкаю куня к собакам,  но не тут то было. Он разворачивается и прыгает мне на грудь, через голову подальше от собак. От такого его пируэта , я в полуобморочном состоянии,  но все же  ору собакам :”Вот! Вот! Возьми его !”,  хватаю ружье, которое предусмотрительно повесил рядом на сук, бью и он катится метрах в двадцати. Его тут же хватает Ника, но он впивается ей в нос.  Выручает Дим, отрывая куня от ее морды. Собаки обазартились, не могу забрать, боюсь ,что порвут, наконец отбираю. Красивый , старый котяра, боец, такой не даст себя в обиду, зубы стерты , что говорит о преклонном возрасте, да и характер он свой показал сполна, что было явно начертано на собачьих мордах.


     Не менее памятны и зверовые охоты.
Бригада отлазила уже полдня по плотным зарослям терновника , окружающих Соленые озера, но зверя все не было. Очередной гай*  уже подходил, я слышал голоса загонщиков, когда далеко, на грани слуха , я услышал собак.  Дим лаял на месте, но через время смолк.  Гайщики тоже примолкли, прислушиваясь.  Через время я услышал нарастающий шум, хруст сушняка, что обозначало ход зверей, они перли на гай, но в конце , перед самыми гайщиками резко изменили направление, очевидно почуяв охотников и повернули прямо на меня.

      Стадо из семи кабанов шло по густому подросту и Дим сопровождал его молча, изредка взвизгивая , в моменты попыток ухватить кого то из зверей, но звери уходили без остановок. Я прицельно дважды выстрелил и от стада отделились два кабана – большой и маленький.  Больший сразу же скрылся из вида резко влево, маленький продолжил движение в том же направлении, а остальное стадо , перейдя с ходкой рыси на галоп,  моментально растворилось в лесу. В тот же момент Дим был возле маленького и я услышал его работу в мелколесье , метрах в 80 от себя. Оттуда доносились шум грызни, визг собаки и поросенка . Но визг собаки был не от боли , а из- за невозможности дать полный голос, т.к. поросенка он держал за холку и визжал сквозь стиснутые зубы. Поросенок был крупный, прошлогодний , кг на 60 , он пытался вырваться , вертелся , визжал, пытался укусить собаку,  выворачиваясь, но это ему не удавалось, т.к. мой выстрел перебил ему нижнюю челюсть у основания и он не мог сомкнуть зубы , а только визжал и толкался.  Дим же оседлал его , не давая возможности двигаться. Подойдя я поставил точку в этом поединке. Вернувшись к месту стрела , я обнаружил и второго кабана , который лежал , битый намертво.

    В  другой раз охотясь бригадой, я обратил внимание на долгое отсутствие Дима. Никто из бригады, находясь в гае , работы собаки не слышал. Я вылез на гору между озерами и вдали услышал работу моей собаки в зарослях тростника. Работал он уже долго, на гай мы потратили не менее часа, и все это время  кабан стоял под ним мертво. Подойдя к кусту я понял, что приблизиться мне будет проблематично, т.к. заросли тростника были густы и высоки и занимали достаточно большую площадь, врезаясь в озеро. Дим лаял размеренно , не меняя места. Однако мой приход, видимо не остался незамеченным  им, я это понял по начавшимся атакам кобеля и секача.

    Камыш трещал, чавкала грязь под ногами животных  и я понял , что кабан смещается в мою сторону.  Он вылетел на чистинку в камыше , метрах в 15 от меня,  черный , с пеной на рыле, по колено в грязи, страшный в своей ярости , в штык на меня. Но тут же увидев, резко крутанул вправо, утробно зарычав и подставился мне корпусом.

    За время зверовых охот, кобель был 5 раз порот секачами, шился нами там же в лесу, но азарта это ему не убавляло, а скорее наоборот. Мой самый верный и надежный друг , он знал ,что мне нужно было от него, служа мне верой и правдой с постоянным риском  для собственной жизни.

* - гай или гаевые охоты - название загонных охот на Кавказе.


Рецензии
Держу лаек с 1979 года постоянно, как только приехали на север ХМАО Югра после геологического института. С той поры судьба посчастливила иметь в друзьях более десятка этих чудных верных, преданных, бескорыстных напарников, членов семьи. То и Верный один, Верный два, Лайка, Стрелка, Найда, Серый, Бим, Дружок, Вайта. А теперь рядом Пуля, Дымок. Только вот муж, охотник с четырнадцати лет, трагически погиб в тайге в мае 2022. Прожили вместе сорок восемь лет. Из них более тридцати охотились вместе.сейчас пишу о том, о своих таёжных не выдуманных историях, о медведях, волках, морозах и, естественно, о лайках. Муж не дошел до зимовья триста метров! Его лайка Пуля три недели одна отбивала тело погибшего хозяина от бесчисленных медведей. Медведь пробил ей челюсть насквозь, но она не бросила, поднимала лежащего хозяина, чтоб жил. Искали лето. В итоге в августе я ушла с лайками в тайгу одна. И лайки сразу нашли останки. Пуля едва выжила от тоски. Сложно передать словами, что ощущала я, найдя останки супруга. Он упал замертво, лицом к избе, стоя на лыжах. Лишь снял рюкзак, чтоб позвонить мне, что дошел...

Прошел год... Пулька , я, дети по немного приходим в себя. Заставляю не бояться леса, но пока пение птиц замечаю редко. Пулька начала есть, но по -прежнему слушает телефонные звонки, - не звонит ли хозяин?!.. глаза повеселели, немного ожили.

Весной уходила в избу на десять дней, чтоб поставить крест. Но не получилось - много снега. Так собаки не забыли ничего. И побежали к месту гибели. -Поздороваться, в надежде, что хозяин там и жив... Сложно передать словами чуства. Однако тайга научила ценить жизнь. А лайкам я обязана, что пережила трагедию. Они всегда находились рядом. А сколько раз им обязана жизнью! - не сосчитать!
С признательностью!

Татьяна Немшанова   26.06.2023 09:39     Заявить о нарушении
Я понимаю Ваши чувства...Царствие небесное покойного супругу, а Вам здоровья .Переехал в Канаду, я собак не держу.Во-первых, город, во-вторых,охота с собаками на крупного зверя запрещена.Для меня теряется смысл.

Сергей Демченко   26.06.2023 16:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.