Гл. 1 Человек с Железным крестом

Возможно, я никогда не стал бы собирать материал о наемниках, если бы не один человек. Впервые я увидел его, когда мне было, наверное,  лет шесть или семь.  Кусок интервью с ним показали в передаче «Международная панорама», как живой портрет «наемного палача на службе неоколониализма». Не помню, о чем это человек говорил, но вот самого его запомнил очень хорошо: голый череп, широкие скулы, мясистые губы почти все время растянутые в улыбке, он много смеялся, но глаза оставались холодными. Это был уже не молодой, лет за сорок, но явно очень крепкий мужчина. Человек сидел на стволе поваленного дерева (репортаж снимался где-то в джунглях) и охотно отвечал на вопросы репортера. Помню непривычную пятнистую форму, тяжелые ботинки, погоны с двумя шестиконечными звездочками и эмблемой в виде кинжала. А на груди у мужчины был хорошо знакомый по военным фильмам «Железный крест». Значит человек на экране – бывший фашист, который не погиб под развалинами павшего Берлина, и не сдался, а продолжает воевать где-то в Африке и никого не боится! Несомненно, он был врагом, причем врагом первого сорта и высшей пробы, но почему-то я почувствовал к нему не страх или отвращение, а  нечто вроде смутного восхищения. Человек на экране был абсолютно не здешним, противоположным всей окружающей реальности, и в то же время необыкновенно настоящим и живым. Лишь много лет спустя я узнал его имя – Зигфрид Мюллер, известный также как Конго Мюллер. Сюжет же о нем, вероятнее всего, был куском из документального фильма "Kommando 52", Герхарда Хайновски, посвященного действиям белых наемников в Конго.
«Майор Зигфрид Мюллер кажется сегодня почти выдуманной фигурой: трудно себе представить, чтобы в одном человеке соединились черты и качества, характеризующие все самое дурное в немецкой нации за последние три десятилетия». - писал кто-то из советских журналистов. Действительно, Мюллер – просто ходячий жупел для леваков и либералов всех мастей. Всю жизнь он был «не по ту сторону», причем, как человек с «активной жизненной позицией» свои взгляды защищал, пропагандировал, не стесняясь в выражениях, что сделало его известным «от Пекина, до Вашингтона» и никогда ни в чем не раскаивался. Его биография говорит сама за себя.

Итак, Зигфрид Мюллер, больше известный как Конго Мюллер, родился 26 октября 1920 г в Кроссене на Одере, Германия, (ныне Кросно-Оджаньске, Польша). Как и все немецкие юноши того времени, состоял в Гитлерюгенде и в Трудовом фронте, в 1939 г. был призван в армию. Пройдя польскую и французскую кампании, воевал и был ранен в Росии, конец войны встретил в осажденном Кенигсберге. Раненный в позвоночник, он, с несколькими другими солдатами сумел уйти на лодке в Данию, где и попал в плен к американцам. Некоторое время, в следствие ранения, практически не мог ходить, но восстановил двигательную активность в полном объеме.
 Сам он утверждал, что дослужился до звания обер-лейтенанта вермахта. После освобождения из плена в 1947 г. экс обер-лейтенант поступил на службу в американскую промышленную полицию, а затем в войска США. Сам он объяснял это тем, что после начала войны в Корее в 1951 году в американском военном контингенте  в Европе открылось много вакансий, т.к. занимавшие их офицеры отправились на восток. Мюллер получил свое прежнее звание  старшего лейтенанта.
«В рядах американских войск, — говорит Мюллер, — я нашел много интересного, чего бы я не мог осуществить в немецкой армии, которая тогда еще не существовала. Меня особенно интересует революционная  война, современная война. И я нашел все возможности как раз в рядах американских войск», - рассказывал Мюллер о том периоде своей жизни. Живя во Франкфурте Мюллер, вместе с еще несколькими немецкими офицерами – ветеранами  Второй Мировой, создал «Общество военной науки», где какое-то время занимался разработкой вопросов обороны в современном танковом бою. Теория, впрочем, не удовлетворяла всех запросов Мюллера: он искал возможности применить свои идеи и навыки на деле. Вооруженные силы ФРГ, формирование которых в ту пору только начиналось, представляли для этого мало реальных возможностей. Отказавшись вступать в бундесвер, Мюллер в 1956 г. отправился в Северную Африку, где по контракту с British Petroleum занимался разминированием полей сражений Второй мировой войны в районе операций Африканского корпуса Роммеля.
 В 1962 г. Мюллер обратился к правительству сепаратистов Катанги, желая поступить на службу в качестве наемника, для чего он даже эмигрировал в ЮАР. Но вступить в армию не успел: мятеж в Катанге был подавлен. После этого он два года тихо жил в Иоганесбурге, заведуя баром в крупной гостинице.
Новый шанс стать наемником представился ему в 1964 году, после начала восстания симба. Он оказался в Конго в «5 отряде коммандос», легендарных «Диких гусей» под командованием майора Майкла Хора, где получил звание лейтенанта и возглавил 52 взвод или 52 Commando. После операции по захвату города Альбертвиля в августе 1964 г. получил повышение до капитана, а закончил кампанию в звании майора. В свои 44 года он был самым старым офицером в 5 отряде коммандос. Конго Мюллер провел ряд успешных операций против партизан. «За 10 недель я покончил с провинцией Экваториаль», говорил он о победе над партизанами в центральных областях бывшего Бельгийского Конго.  Затем он был назначен Майклом Хором начальником лагеря для подготовки пополнений, муштруя новоприбывших «диких гусей».
 
Во всей кампании 1964-65 гг. Конго Мюллер носил на униформе «Железный Крест» Первого класса, чем привлек внимание корреспондентов из журналов Time magazine и Der Spiegel. Его фото были растиражированы по всему миру, и Мюллер стал героем множества репортажей. В 1965 г. телерепортеры из ГДР Вальтер Хайновски и Герхард Шойманн сняли фильм про операции взвода под командованием Мюллера "Kommando 52". Изрядно подпоив  Мюллера, они же в 1966 г. взяли у наемника интервью, легшее в основу  скандального фильма "Смеющийся человек" (Der Lachende Mann/The Laughing Man). Кроме того, военную операцию его взвода при взятии города Буэнде запечатлели и итальянские документалисты в знаменитом фильме "Africa Addio" (Прощай, Африка), где, среди прочего, были засняты сцены расстрелов двух пленных партизан, что вызвало бурю негодования «прогрессивной общественности».
Мюллера клеймили, как карателя и палача, что, похоже, его только забавляло. Сам он, в своей своеобразной манере так прокомментировал этот эпизод: "Я получил сообщение от министерства обороны, что Якопетти разрешено делать съемки и что ему разрешено участвовать в операции по взятию Буэнде. Якопетти - хороший режиссер. Может быть, он и сказал: "Послушайте, тут надо шлепнуть одного-двух, поставьте их чуть левее, чтобы свет падал лучше". Но я не могу сказать точно, как у них все там было. Ни Лоув, ни кто другой об этом не рассказывал, и я знаю только, что тогда были сделаны киносъемки расстрела людей". Жаль, что Конго Мюллер не дожил до эпохи интернета: из него наверняка получился бы выдающийся тролль. Зигфрид Мюллер -  единственный командир наемного формирования, который стал героем трех документальных фильмов. Кстати, 2 ноября 2011 г. о нем на германском канале arte. tv прошла очередная картина.

После окончания войны с симба Мюллер ушел в отставку и осел в ЮАР. В «Смеющемся человеке», он говорит о своем желании принять участие в войне во Вьетнаме, где могут очень пригодиться его опыт и способности, однако этим планам не суждено было сбыться: видимо подвели возраст и пошатнувшееся здоровье. Отойдя от дел, Мюллер продолжил занятия теорией современной войны, в частности, выпустил книгу о методике контрпартизанских действий. Скончался он в 1983 г. в пригороде Иоганесбурга, от рака желудка.

Конго Мюллер стал чем-то большим, чем просто грамотный командир подразделения наемников, знающий теоретик и практик войны. В левой прессе он превратился в символ всего плохого, борющегося против всего хорошего, в эдакое улыбающееся вселенское зло. Михаил Ромм, автор знаменитой документальной картины «Обыкновенный фашизм», говорил, что его фильм должен был бы заканчиваться именно интервью с Зигфридом Мюллером. Его даже на полном серьезе пытались привлечь к суду за соучастие в убийстве Патриса Лумумбы, хотя Мюллера даже не было в Конго в это время. Мюллер оказал такое сильное воздействие на умы современников, что  образ наемника с «Железным крестом» сделался просто эпическим, отображенным впоследствии, во многих художественных произведениях. В 1970 году на экраны вышел советский художественный фильм «Черное солнце» режиссера А. Спешнева. В этой талантливой картине призраки погибших в результате политических интриг президента одной из африканских стран Роберта Мусомбе (Патрис Лумумба) и председателя ООН Джона Барта (Даг Хаммаршельд) встречаются в кулуарах ООН и обсуждают прошедшие события. Так вот, в сцене казни африканского президента, расстрельной командой руководит белый наемник с железным крестом на груди, в котором лично я тут же признал своего старого, но безымянного знакомого. Действительно, Конго Мюллер, командующий расстрелом Лумумбы, смотрелся бы крайне органично, с чем, кстати, и он сам был вполне согласен.

Если отрешиться от эпики и риторики, то кем был на самом деле майор Зигфрид Мюллер? «То, что нас не убивает, делает нас сильнее» - эта фраза Ницше вполне подходит Конго Мюллеру. Из горнила Второй Мировой он вышел совершенным «человеком войны», ландскнехтом без страха и упрека. Он не был фанатичным нацистом, иначе не присоединился бы, охотно, к американцам, но он придерживался правых и даже праворадикальных взглядов и всю жизнь очень предметно не любил «красных», что делает честь его здравому смыслу. Впрочем, Мюллер, имел возможность наглядеться на коммунистов под разными широтами, во всех видах и проявлениях, а уж черные марксисты-людоеды в Африке точно не могли вызвать у него симпатий.

Мюллера называют палачом и карателем, но в сущности, действия наемников под его началом ничем не отличались от контрпартизанских мероприятий французской, американской или советской армий, с той только разницей, что коммандос Мюллера воевали, практически, на свой страх и риск, без серьезного тылового обеспечения и медицинского обслуживания, очень малыми силами, но, при этом, умудрялись добиваться успеха там, где буксовала машина регулярных государственных армий или войск ООН. «Дикие гуси» и их командир были жестоки, они были аморальны, как сама война, в которой они участвовали. Но можно ли было иначе бороться и побеждать противника, в принципе не знакомого со смыслом слова «человечность»? И можно ли вообще судить людей, сражавшихся на той войне, мерками обычной морали? Если Мюллер – негодяй, то кто тогда праведник? «Пламенный революционер» Лумумба, черный расист, призывавший к истреблению европейцев и ответственный за бойню в Бакванге? Его последователь «лидер национально-освободительного движения» Пьер Мулеле, развернувший геноцид против собственного народа, или его правая рука Гастон Сумиало, убийца и террорист, устроивший живой щит из гражданских лиц, вся вина которых состояла в том, что они имели другой, чем у него, цвет кожи? Или, может быть, «товарищь Че», примчавшийся в Конго поиграть в войнушку? Зигфрид Мюллер, какой бы он ни был, рисковал жизнью, разряжая мины, освобождая заложников и не давая одним неграм есть других негров. Злодей он или герой? Дискуссия об этом идет до сих пор.

На фото Зигфрид Мюллер на фоне здания казарм авиабазы Камина. Конго 1964 г.


Рецензии