Тётя Галя и Чаплин. Пожар. Как важно доверять свое

Как важно доверять своей собаке


Они гуляли чуть более получаса, как вдруг Чаплин резко повернул в сторону дома. Срезая углы, он тащил тётю Галю самой короткой дорогой. Конечно, основные дела были сделаны, но  обычно прогулка длилась час-полтора, и тётя Галя возмутилась:
-Чаплин, ещё рано домой, ты положенное время не отгулял. Ты не выписался досуха.  До ночи терпеть придётся.
Пёс  упирался всеми четырьмя лапами, рвал из рук поводок, а тётя Галя настойчиво тянула  его, намереваясь затащить в ближайший двор.

Декабрьский день был хоть и очень ветреным, но солнечным, бесснежным, довольно тёплым. Уходить с улицы не хотелось, и тётя Галя откровенно злилась на Чаплина.
На площадке возле автобусной диспетчерской, метрах в пятидесяти от их дома, Чаплин просто застыл как вкопанный.  Раздражённая тётя Галя отстегнула поводок, отошла  и спряталась за ближайшей машиной. Она позвала пса по имени, посвистела условным свистом. Обычно в таких случаях собака немедленно прибегала на зов. Но не теперь.

Чаплин стоял посреди площадки, неотрывно глядя в сторону их дома.
Недовольство и досада, владевшие тётей Галей, отступили. Она вышла из-за укрытия, пристегнула поводок, и Чаплин рванул по прямой. Но тут уж хозяйка настояла на своём и впихнула пса на ближайший газон — по нему они обычно заканчивали прогулку, выходили на парковку возле дома и, обойдя его, направлялись к единственному подъезду  четырнадцатиэтажной башни. Их квартира находилась на седьмом этаже.

Ещё с газона тётя Галя увидела необычное скопление народа на парковке, чаще пустой в середине рабочего дня, тем более в пятницу. Люди стояли задрав головы, жестикулировали, громко переговаривались.

То, что выхватили глаза, предстало ужасом. Клубы дыма на уровне  их с Чаплиным этажа.
Они выбежали на парковку — по низу их и смежного соседского балкона вился открытый огонь.
Только теперь тётя Галя увидела несколько пожарных машин возле подъезда, в открытую дверь были протянуты брезентовые рукава.

Дифт работал.

Дверь квартиры  открыта. Клочья ваты свисали из огромных дыр дерматина, которым она была обита. Брезентовые рукава тянулись с лестничной лоджии  через прихожую в большую комнату.  Около лифта, в общем коридорчике и в квартире пожарные. В первый момент  показалось — их толпы. Жуткий запах гари, вместо воздуха густой дым.

Тётя Галя, не выпуская поводка, вбежала в квартиру, в комнату...

Некоторое время глаза только фиксировали увиденное. Поваленный стул, на спинке которого висели выстиранные, но не убранные летние вещи. Прямо по ним тянутся две брезентовые змеи. Картонный ящик, где хранились пакеты с кормом для Чаплина, стоит в луже воды и частично залит сверху.  Большой  лист фанеры, приспособленный тётей Галей для защиты от сквозняка с балкона, лежит посреди комнаты. На нём и по всему полу лужи, следы грязной обуви. На балконе несколько пожарных. В комнате тоже. Один из них, молодой и очень суровый, приказал тёте Гале выйти. На её слова «я здесь живу»  он не реагировал и только что не вытолкал  вместе с собакой: «Уйдите, я вам сказал. Немедленно. Идите к кому-нибудь из соседей».
Фоном  происходящему служили непрерывные переговоры по рации.
Все двери нараспашку. Дикий сквозняк. На улице ноль. Он же в квартире.  Жуткий запах пожарища, вдуваемый в комнату с балкона.

Тётя Галя с Чаплиным вышли в общий коридор. Несколько пожарных безуспешно бились в металлическую дверь соседней квартиры. Лет восемь назад хозяева сделали ремонт, но ни сдавать, ни жить в ней не стали. 
Огонь был и на их балконе,  закрытом деревянными панелями. Он мог уйти в квартиру и тогда... Страшно представить...  А дверь не поддавалась.
Конечно, мелькнуло в голове тёти Гали, её деревянную дверь возрастом в сорок лет открыли одним пинком. Только как теперь быть? Замки срезаны болгаркой, часть дверной коробки выломана.

Из толпы к ним подошёл сосед Костя и увёл к себе.
Тётя Галя была миролюбива и дружелюбна со всеми, живущими в доме. Но Костя... Он дружил с её мужем, он помогал, когда тот ещё был жив, но уже не вставал. Он стал другом и тёте Гале, хотя был лет на десять моложе.
Она присела на тумбу в прихожей. Чаплин лёг рядом на полу.
-Раздевайся, проходи. Давай чаю сделаю, – предложил Костя.
-Нет, мы здесь посидим, – отвечала тётя Галя.

Костя сам служил в МЧС, и потому работа пожарных и требование уйти были ему понятны:
-Правильно тебя попросили выйти. Дымом надышишься, скорую придётся вызывать. Я-то знаю, как бывает. Радуйся, что квартира цела. Могло быть гораздо хуже, если б огонь пошёл внутрь. Сильный ветер  сдувает его в сторону.
-А выбитая дверь? А замки? Как теперь закрывать квартиру? Не до радости...

Костя вышел: «Пойду посмотрю, что делается». Тётя Галя с Чаплиным остались в  сумраке прихожей. 

Какими словами описать состояние тёти Гали? Возможно, сказывался возраст. Она усмехнулась самой себе — через несколько дней ей исполнится шестьдесят девять. Не иначе это подарок  на день рождения. Или знак?   Предупреждение?

Она не боялась ничего, кроме...
Что умрёт раньше Чаплина.
И пожара.
Когда-то в детстве папа рассказывал, как в возрасте семи лет спасся от пожара в доме, где жил с отцом и сёстрами. Как пришлось прыгать со второго этажа. Какой ужас владел им тогда.
Возможно, он сохранился на генном уровне и передался дочери по наследству.

Если б не оперативная помощь пожарных, исход мог быть кошмарным.

Тётя Галя несколько раз выходила из Костиной квартиры, оставив в ней Чаплина. Голодного, с немытыми лапами. Шла посмотреть, что происходит в её доме.
Пожарные наконец вскрыли соседскую дверь. Оттуда повалил густой едкий дым.

Пришёл участковый, вместе с дознавателем они выспрашивали тётю Галю о подробностях. Но что она знала?
Единственное, что могла предположить – непотушенный окурок с верхних этажей  упал к ней на не застеклённый балкон. Бывало уже не раз – подбирала такие. Успевала.
А нынче их с псом просто не было дома. И всего-то минут сорок.
Уходя на прогулку, она всегда открывала балконную дверь, чтоб хорошо проветрилось, пока они гуляют. В этот раз открывать не стала. Слишком сильным был ветер.
В открытую дверь огонь наверняка проник бы в квартиру.

Часа через три пожарные закончили работу. Из ДЭЗа пришел управляющий участком. Потом дворники выгребли с балкона остатки погрома и мусор. Плотник вынул разбитое балконное стекло и забил проём листом оргалита. На входную дверь снаружи приспособили висячий замок, а изнутри прикрепили шпингалет.

Часам к семи вечера всё закончилось, и тётя Галя привела домой Чаплина.

Она наконец сняла сапоги, куртку и берет, но переодеваться в домашнее не стала – в квартире все ещё была уличная температура. Дым вынесло сквозняком, но запах гари остался. Им пропиталось всё, находящееся в комнате: мебель, ковер на стене, занавеси на окнах, вещи на диване. Их тётя Галя накануне достала из платяного шкафа, намереваясь  что-то убрать на антресоли, что-то  выбросить. Уж больно много хлама накопилось за долгую жизнь.

Они с Чаплиным обосновались на кухне, закрыв дверь в коридор. Электроплита  быстро нагрела пятиметровое помещение. Горячий чай, тёплая еда для Чаплина. У тёти Гали аппетит отшибло начисто, хотя кроме творога на завтрак ничего не ела с утра.

Предстояло убрать следы погрома,  вымести грязь, протереть полы и стены, мебель. К середине ночи основные дела были сделаны. Чаплин ещё раз выгулян и накормлен.

Эту и следующую ночь она спала на кухне, сидя за столом. Голова на сложенных руках, ноги в тёплых фетровых сапогах. В квартире холод, а через закрытую дверь в маленькое пространство кухни просачивался запах гари. Чаплин же спал в прихожей, на посту.

***

Произошедшее привело к гипертоническому кризу, вызову "Скорой".
И... – к размышлениям.

Ведь бывало не раз – Чаплин упрямился, не слушал уговоров и не шёл туда, куда тащила его тётя Галя. В итоге оказывалось, что там или овчарка без поводка, или пьяные разборки, или стая незнакомых бездомных собак.
Было и другое. Гуляют, играют в «ап», веселятся. И вдруг пёс замирает на несколько секунд, а потом резко поворачивает к дому. И стоит войти в подъезд, как начинается ливень – а ничто, по мнению тёти Гали, не предвещало его. То же самое – с салютами, петардами и фейерверками, которых Чаплин побаивался.

Она научилась внимательно наблюдать за псом и прислушиваться к его «мнению».   Иногда, если считала, что никаких внешних угроз нет, садилась на корточки и, глядя Чаплину в глаза, объясняла, куда и зачем им надо идти. Он прекрасно знал про «магазин», «хлеб», «кефир и творог», «аптеку», «банк» и многое другое.
И всё же часто тётя Галя доверяла псу выбрать маршрут прогулки. Стоило Чаплину остановиться и исподлобья посмотреть на неё, как она, склонившись, спрашивала: «Куда ты хочешь?», «Куда пойдём?»  Бывало, ради интереса предлагала ему самому выбрать вариант: «Хочешь, пойдём прямо? Хочешь –  направо, на пустырь, поиграем? Как скажешь, туда и пойдём».  Минута раздумий – и пёс уверенно шёл в выбранном направлении.
За столько-то лет совместной жизни тётя Галя уже убедилась, что на его интуицию можно положиться.

Почему же в этот раз она не доверилась его чутью? Ничто не дрогнуло в душе.
Ведь приди они домой раньше на те самые десять-пятнадцать минут, и не пришлось бы срезать замки, калечить входную дверь. Чем была занята её голова, какие важные мысли помешали ей  понять поведение Чаплина? Она не помнила.

***
Рассказ - быль от 11 дек.2015г.


Январь 2016г.


На фото Чаплин ( в реальности Чарлуша)


Рецензии
Умные собаки вызывают восхищение, Ваш рассказ - подтверждение этому!
С уважением -

Леонид Николаевич Маслов   04.02.2016 10:02     Заявить о нарушении
Да, ума у нас - палата, если иметь в виду собакина. А вот у хозяйки с возрастом явно проблемы назревают. Шучу, однако тёте Гале всё же надо повнимательней быть.
Благодарю Вас за отклик, Леонид.
С уважением

Наталья Зотова 2   06.02.2016 00:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.