Битва на Прайор-Крик, кроу - сиу - шайенны

                БИТВА НА ПРАЙОР-КРИК
 Battle of Pryor Creek - By Joe Medicine Crow

 Oбычно индейцы дакота-сиу, в частности хункпапа и оглала, совершали рейды в Страну Кроу для захвата лошадей и  подсчета подвигов (ку). Межплеменные войны на равнинах были опасным соревнованием, с помощью которого молодые люди поднимались по военной лестнице, чтобы достичь звания вождя. В этом, а не в захвате территории была суть войн равнинных индейцев. К середине девятнадцатого века  расширение США на запад, оказало влияние на сиу, шайеннов и места их проживания, там, где теперь Северная и Южная Дакота. Это давление, вынудило племена идти на запад. Их «экскурсии» в Страну Абсарока стали более частыми и враждебными. И действительно к 1860 году эти племена начали присматривать для себя занимаемую кроу страну, которая тогда еще была открыта для беспрепятственного вторжения все более многочисленных белых людей.

    История, которую я сейчас хочу рассказать, повествует о серьезном плане вторжения и попытке завоевания кроу примерно в 1860 или 1861 году. На месте большой битвы на Прайор-Крик, в двадцати милях к югу от современного Биллингса, штат Монтана.
    В 1955 году  мне посчастливилось получить надежный вариант рассказа о битве с сиу от индейского историка кроу Чарльза Десять Медведей. Он пояснил, что около 1910 года, старый индеец сиу и его жена пришли в резервацию кроу и жили вместе с Желтым Журавлём, там же где зимовал Чарльз Десять Медведей. Этот человек был индейцем сиу, пережившим большую битву на Прайор-Крик, и часто рассказывал всю историю в деталях. Кроме того, этот бой мне описал в 1935 году прекрасный историк кроу Джо Чайлдс. Он сказал, что его отец Ребенок Во Рту был активным участником того конфликта и неустанно пересказывал историю битвы. Джо Чайлдс говорил: «Я слышал историю столько раз, что знаю о ней всё, как если бы сам в ней участвовал».
 
   Но сначала история сиу. В начале лета 1859  или 1860 года, воины кроу убили и посчитали удар на молодом воине дакота (сиу). Он уже был бойцом, насчитавшим достаточное количество подвигов, которые давали ему право носить военный головной убор из орлиных перьев. Его мать, подавленная горем, решила оплакивать сына до самой смерти, пока он не будет отомщен. Почти каждый вечер она водила по лагерю его лошадь, с военным головным убором, привязанным к луке седла, готовые к применению. Проходя по рядам типи, женщина плакала и упрекала воинов. «Есть ли среди дакотов храбрый человек, который возьмёт эту лошадь и отправиться воевать с абсароками(Absarokee)?» В течение целого года она повторяла эту сцену чуть ли не ежедневно.

    Однажды  Храбрый Волк сильно влюбленный в девушку, на которой он хотел жениться, попросил своих сестёр и тёток, договориться о свадьбе. Но женщины молчали. Откровенная тетя, наконец, сказала, что им не нравится эта девушка, и они не хотят, чтобы она стала для них «названной» сестрой и дочерью. Молодой человек был глубоко оскорблён и решил покончить с собой. В те времена человек мог покончить жизнь самоубийством, присоединившись к воинам «Храброго Сердца», которые приняли суицидальную присягу умереть сражаясь за свой народ. Позволив себе быть убитым врагом, Храбрый Волк решил погибнуть героем.
    Когда в следующий раз приблизилась плачущая женщина, Храбрый Волк взял поводья боевого коня. Она сразу же запела победную песню, «наконец-то храбрец взял коня моего сына!». Сразу вокруг собралась  большая толпа, чтобы увидеть бесстрашного молодого человека. Храбрый Волк стал героем дня!
 
   Быстро собрали совет и верховный вождь сказал: «Это не просто решение одного человека, сегодня его поступок для нас дакота, очень важное и серьезное событие. Я прошу Вакан Танку( Wakan'tanka) - Великую Силу, сделать так чтобы это свершилось ... И я говорю, давайте в течение года разработаем план похода против народа кроу. Их не так уж много, но на поле боя это умный и хитрый противник. Пришло время их уничтожить».
    Позднее, еще один совет подтвердил это решение. Постановили, что соберутся все общины великой страны Дакота. Шайеннам и арапахо также предложили принять участие в этом великом деле.  В качестве эмиссаров создали команды по два человека, и направили во все другие подразделения с инструкцией, оставаться с ними всю зиму. Они должны были постепенно убедить все группы принять участие в этом  грандиозном предприятии, и перебраться в прекрасную страну своих традиционных врагов абсарока.
 
   Эмиссары хорошо справились с заданием. В мае следующего года все группы дакота, шайеннов и арапахов стали приходить к назначенному месту сбора, на развилке Большого Гусиного Ручья и Малого Гусиного Ручья, где в настоящее время город Шеридан, Вайоминг. Когда группы прибыли и поставили свои палатки, выросло огромное стойбище. Рассказывают, что лагерным глашатаям приходилось несколько раз меняться, прежде, чем совершить полный круг вокруг всего стойбища. Вероятно, это было самое большое в Северной Америке собрание индейцев, во все времена. Сидящий Бык известный своим «огромным» лагерем на реке Литтл Бигхорн примерно через шестнадцать лет после этого, потерялся бы в этом гигантском стойбище.
    Разведчики сообщили, что кроу  на Перевальном Ручье, и продолжительно двигаются на север. Военные вожди быстро собрались на совет.
Слово взял вождь арапахо. Это был высокий человек, с внушительной внешностью. Он сказал: «Люди дакота и друзья шайенны знают меня как НОЧНОГО КОНЯ, вождя арапахо. Другие племена меня тоже знают. Я не боюсь ни одного человека из вражеских племен.  Но по рождению я абсарока, и не буду сражаться со своими родственниками.  Вы запланировали не «индейскую войну», а уничтожение другого племени. Я не буду в этом участвовать, но тем не менее, разрешаю  своим воинам остаться, если они пожелают, и драться вместе с вами. Вы слышали меня, Ахо!»
    Ночной Конь свернул свой лагерь и ушёл, направляясь на юго-запад к горам Бигхорн. Он сразу направил двух своих сыновей, наполовину кроу, предупредить лагерь апсарока, что против них идёт массированная военная  экспедиция из тысяч сиу, шайеннов и арапахо.
 
   В то же время, кроу сняли свой лагерь и направились на запад. К вечеру, когда прибыли сыновья Ночного Коня, они были уже на Ручье Гнилой Травы. Они сразу же были окружены караульными кроу, но когда произнесли несколько слов на их языке и сказали, что они сыновья Ночного Коня, арапахо сразу сопроводили в типи главного вождя. Они сообщили, что на них надвигается огромная вражеская армия, которая отстаёт от них на один день пути, и передали совет Ночного Коня, чтобы этот маленький лагерь  вместе с другими группами кроу уходили как можно быстрее. Палатки быстро разобрали, навьючили лошадей, и вскоре абсароки выступили.
    Пока кроу совершали быстрый переход к реке Бигхорн,  в лагере сиу на Гусином Ручье большой активности не проявляли. Когда собралось много воинов, началось веселье. Жены пели прощальные песни и пронзительно визжали подбадривая мужчин, воины издавали боевые кличи, а старики исполняли хвалебные песни.
Рассказчик сиу вспоминал, что в поход выступило много мирного населения, в основном жен и подруг воинов, а также многие старые воины, отошедшие от дел, которым хотелось увидеть разгром своих традиционных врагов.

    Разведчики заранее сообщили, что кроу находятся у реки Бигхорн, чуть ниже каньона. Главные вожди решили следующим утром атаковать этот лагерь кроу, состоявший примерно из четырехсот палаток. Но к рассвету кроу исчезли, оставив еще тлеющие костры. Здесь вождь жестом дал команду своим людям, остановиться. Он хотел оценить размер боевой силы кроу. Командир быстро прикинул, исходя из расчета -  три воина кроу на каждое типи. Они превосходили абсарока - по меньшей мере - 1200 кроу против от 8000 до 10000 хорошо вооруженных воинов сиу с союзниками(численность явно завышена- прим.перев.). При этом вождь улыбнулся и крикнул: «Уаш-тей!» (Хорошо), а воины издали громогласный военный клич, потрясший расположенные неподалеку горы Бигхорн. Вождь пронзительно крикнул: «Сегодня, когда сядет солнце, абсароков больше не останется! Мы убьём всех их воинов и даже стариков, оставим юношей, и вырастим, чтобы сделать воинами дакота, мы женимся на их женах и дочерях, чтобы поднять больше воинов на борьбу с белыми, когда те придут на наши новые земли».
Как уже сказано выше, в истории сиу это был первый случай, когда все группы племени собрались вместе, чтобы вести войну против общего врага. Больше с тех пор, подобного никогда не происходило.
    Однажды Джо Чайлдс и я сидели на холме с видом на поле боя Прайор-Крик. Джо вспомнил, что несколько раз он и его отец, Ребенок Во Рту, сидели на том же самом месте и заново переживали этот славный день в истории его племени. Джо Чайлдс объяснил, что, когда сыновья Ночного Коня пришли и предупредили кроу, те приняли решение поскорее уйти  вглубь страны абсалука. К следующему вечеру отступающие достигли Прайор-Крик, примерно в пятидесяти милях к западу.

    События того рокового дня развивались стремительно. На рассвете человек кроу по имени БЬЁТ СЕБЯ ПО ГОЛОВЕ, вышел искать своих лошадей, когда вдруг на холме он увидел бурлящую массу всадников. Картина происходящего была весьма живописна: конные воины готовые к бою, облачённые в свои боевые регалии, выстраивались строем, чтобы атаковать, спустившись вниз по склону в сторону стойбища кроу. Бьёт Себя По Голове сразу бросился назад к лагерю. Он поднял тревогу, а главные вожди собрались, чтобы его выслушать. Они сразу направили к врагу десять «нахальных» (раздражающих) воинов, чтобы подольше сдержать первую общую атаку, успеть создать линию обороны, укрепившись шестами и покрышками типи.
    Десять храбрецов кроу в лоб атаковали противника и выстрелили в их ряды, убив несколько сиу. Когда они повернули назад, тысячи воинов дакота закричали и ринулись вниз с холма по их горячим следам, похожие на удар грома. Начался давно намеченный день уничтожения абсарока. Небольшая долина вдруг взорвалась военными возгласами, выстрелами и грохотом копыт взбивающих землю. Последователи военного отряда сиу, группами сидели тут и там, наблюдая за батальными сценами с высокого откоса. Некоторые мужчины курили трубки, женщины пели победные песни, издавая истошный визг и поощряя своих бойцов сражавшихся в низине.

    Мой рассказчик Джо Чайлдс встал на ноги, заведённый и живой,  возбужденный описанием боя, как будто  находится прямо в реальном сражении! Он указал на открытую плоскую область и сказал, что это, то место, где кроу создали свою первую линию обороны. Воины кроу отличавшиеся меткой стрельбой из ружей и луков заняли аналогичную позицию неподалеку. Когда враг пересек ручей и атаковал, один из вождей-ветеранов кроу громко дал команду, и воины открыли согласованный смертоносный огонь. Дакота быстро перегруппировались и еще раз атаковали, снова понеся тяжелые потери.
    В тот момент все понимали, что эта встреча решает жить им или умереть, и военачальники кроу приняли стратегию действовать как единая команда под руководством военного вождя; отложив традиционные проявления храбрости, где мужчины врывались в ряды противника, пытаясь посчитать подвиги, ударяя противника  палкой.

    Неожиданно атаки сиу прекратились. Кроу с удивлением ждали. Тогда один мудрый индеец кроу решил воспользоваться затишьем и попытался блефовать, надеясь вселить страх в сердца нападавших. Он выехал к врагу, делая знаки, что у него есть что сказать. Такое часто случалось на войне равнинных индейцев. Межплеменным языком жестов, он сказал: «Вы прошли долгий путь. По размерам вашего отряда видно, вы пришли сегодня, чтобы нанести нам серьёзный удар. Да, но люди кроу будут и дальше с вами сражаться. Сейчас две группы наших родственников спешат к нам на помощь. Скоро они прибудут, и тогда у вас будет реальная рукопашная схватка. Я сказал, Ахо, Ахо!».
   По правде говоря, никакая помощь к ним не шла. Но попытка обмана сопровождалась странными событиями. Когда кроу возвращался в свои ряды, наблюдатели-сиу на холме встали на ноги,  взволнованно указывая на север, потом отчаянно замахали и закричали своим воинам внизу, что по ручью поднимается большой военный отряд. В этот момент случилось так, что большое стадо вапити возбуждённое шумом боя, пришло в движение. Их острые копыта перемешали и закрутили облако пыли, а белые огузки (зады) напоминали военные головные уборы!
    С того же холма опять закричали ... «с запада быстро приближается другой военный отряд». На этот раз воины могли ясно видеть огромное облако пыли, быстро двигавшееся в сторону боя. Это явление спровоцировало большое стадо бизонов, напуганное шумом битвы и в панике бегущее в долину. Военные вожди сиу приказали организовать ещё одну атаку, надеясь разбить линию защиты кроу до подхода к ним подкрепления. И вновь атакующему врагу был нанесен тяжелый урон.
 
   И тут произошла третья странная вещь. Сиу увидели одинокого воина, съехавшего верхом с крутого холма, чтобы присоединиться к защищавшимся кроу. Его оружием было двустороннее копьё из лосиного рога. Вдруг этот мистический воин закричал: «Kokohay! Kokohay!». Вклинился прямо в группу воинов сиу и начал направо и налево поражать их копьем. Воины лакота со своих позиций открыли огонь из множества ружей. Но их выстрелы оказались безвредными, этот человек был неуязвим для пуль и стрел. Он кружил, возвращаясь и повторяя свой одиночный натиск. Тогда кроу покинули оборонительные позиции и дружно бросились в атаку. Сиу с союзниками были сметены и рассыпались, отступая, каждый сам по себе. Странный воин кроу преследовал их, крича: «Kokohay! Kokohay!», продолжая держать в руках свое смертоносное копье.
 
   Здесь я  отвлекусь и займусь  версией сиу Чарльза Десять Медведей, который сказал, что поплелся просто наблюдать за битвой. Этот человек объяснил  Десяти Медведям, что перед атакой в долине Прайор-Крик, его брат передал ему одну из двух дополнительных лошадей, которых привел с собой. Так он стал участником сражения, когда кроу начали контратаку и вспоминал, что отступал с такой скоростью, как могла бежать его лошадь. Пока она не начала спотыкаться и терять темп, после чего кувыркнулась, упав замертво.
    Во время бегства, не далеко за спиной он постоянно слышал: «Kokohay! Kokohay!», и уже приготовился к смерти. Но к счастью, рядом проскакала лошадь сиу, волочившая по земле вожжи. Ему удалось её поймать и скрыться. Он присоединился к основной группе и поспешил обратно к большому базовому лагерю. Всякий раз, когда они останавливались, чтобы передохнуть, в темной вышине вдруг раздавалось: «Kokohay! Kokohay!». И они бежали дальше.
Рассказчик сиу, связанный с Чарльзом Десять Медведей, сообщил, что когда его группа достигла Гусиного Ручья(Goose Creek), по всему лагерю уже слышался плач. Спустя два дня, когда вернулись остальные воины, все группы разошлись.

    После окончания эпохи межплеменных войн на равнинах, которая закончилась битвой на Литтл Бигхорн в 1876 году и  капитуляцией вождя Джозефа в горах Бэр-По в 1877 году, равнинные племена обменивались визитами между различными индейскими резервациями. Здесь племенные историки-рассказчики делились информацией, уточняли детали и все факты, относящиеся к конкретному бою.
Однажды, несколько сиу пришли в гости к кроу. Среди череды разных вопросов, посетителям захотелось узнать имя свирепого воина, который в этот день у Прайор-Крик практически в одиночку создал панику среди сиу и шайеннов. Историки кроу, некоторые из них сами бывшие ветераны битвы Прайор-Крик, не смогли вспомнить такого воина, хотя сиу заявляли, что в тот день он был там.

    Наконец, кто-то вспомнил, что в разгар нападения сиу, одна старуха кроу вышла из оборонительных укреплений, подошла к месту, откуда можно было видеть врага, и взмолилась: «Старый Человек Койот, учитель и благодетель народа абсарока. Когда-то ты дал нам обещание. Ты сказал, что после своего ухода от нас, в один прекрасный день, когда люди окажутся в большой опасности, ты вернешься, чтобы помочь нам. Ты сказал, что бы мы молились за твоё скорое возвращение, и сейчас я молю тебя появиться, чтобы помочь нам пережить этот день. Приди, приди!».
    Все решили, что молитве этой женщины ответили, когда Старый Человек Койот, помощник Великого Духа, помог абсарокам, когда неожиданно появился в виде того необычного  воина и обратил врага в паническое бегство. Они также считали, что Старый Человек Койот вызвал вапити и бизонов, кружащих вокруг и поднимавших облака пыли, которые выглядели как приближавшаяся подмога. Возможно, Ночной Конь был прав, когда сказал военным вождям на Гус Крик, что план по уничтожению другого племени, Absarokee, неправильный.

** / Battle of Pryor Creek - By Joe Medicine Crow/


Рецензии