Гл. 2 Конго. Навстречу гражданской войне

Бельгийское Конго – альма матер современного наемничества. Конечно, большое количество профессиональных военных, оставшееся не у дел после окончания Второй Мировой войны и до начала конголезской эпопеи находило применение своим способностям, так сказать, в частном секторе: работая советниками и инструкторами в нарождающихся армиях третьего мира или сражаясь в рядах Французского иностранного легиона в Индокитае и Алжире, но только в Конго наемники впервые заявили о себе, как самостоятельная сила, способная решать задачи, по разным причинам, оказавшиеся не по плечу солдатам регулярных армий. Именно благодаря наемникам Конго так и не стало красным, именно они положили конец беспределу всевозможных левых национальных фронтов и армий, а заодно пару раз крепко расквасили нос войскам ООН, решившим поиграть мускулами за их счет.

В мае 1960 года в Бельгийском Конго прошли первые парламентские выборы, на которых первое место заняла партия "Национальное движение Конго", возглавляемая Патрисом Лумумбой. 1 июня 1960 года Бельгия предоставила независимость своей колонии.
Несколько лет до этого события страну лихорадили и бунты местного населения против бельгийской администрации. Бельгийское правительство вело бесконечные переговоры с местными лидерами, настроения которых становились все более радикальными. В конце концов бельгийцы решили бросить все и дать африканцам желанную независимость без каких-либо особенных условий. 30 июня 1960 года в обстановке нестабильности и, нерекращаяющихся мятежей для формальной передачи власти в Леопольдовиль прибыл король Бельгии Бодуэн I. Визит не задался с самого начала. По дорогое из аэропорта один конголезец выхватил у короля церемониальную шпагу и устроил "танец с саблями" вокруг короля, затем Патрис Лумумба, которому, кстати, никто слова не давал, разразился пламенной речью, которую резюмировал словами "Nous ne sommes plus vos singes" - "Мы больше не ваши обезьяны". Эта речь транслировалась по радио и была встречена черными африканцами ликованием и погромами лавок и магазинов, принадлежащих белым.
Король отбыл восвояси, но тысячи бельгийцев обосновавшихся в Конго остались. Уровень образования коренного населения был очень низким (на все конго насчитывалось всего 17 африканцев с высшим образованием) и все должности, требующие более или менее интеллектуального труда были заняты европейцами. В том числе и офицерские посты в "Force Public" - армии Конго. 5 июля 1960 г. начался мятеж гарнизона в столице республики Леапольдвиле, а затем и в Элизабетвиле – столице провинции Катанга. Вооруженные банды мятежников бродили по окрестностям нападали на европейцев, насиловали и грабили. Тысячи европейцев в панике бежали. Многие переплывали реку, чтобы оказаться в отностельно безопасном Браззавиле - столице Французского Конго. В то же время вспыхнула межплеменная война в провинции Касаи между племенами балуба и лулуа. Страна погружалась в кровавый хаос.
13 июля бельгийские парашютисты, высадились в аэропорту Леопольдвиля Нджили, а также в Элизабетвиле и через 48 часов подавили мятеж конголезских солдат. В свою очередь Патрис Лумумба призвал народ к борьбе с белыми интервентами и обратился за помощью в ООН, а его правительство установило дип. отношения с СССР.

В 1960 г. Власть в Конго находилась в руках трех африканских политических лидеров: президентом Демократической Республики Конго (ДРК) был избран Жозеф Касавубу, премьером стал Патрис Лумумба, политик левого толка, лидер самой влиятельной на тот момент политической партии НДК ("Национальное движение Конго"), третьим же человеком в стране был влиятельный политик, лидер партии «Конфедерация ассоциаций Катанги» Моис Чомбе. Этот человек получил воспитание в церковной школе, был набожным христианином и придерживался умеренных политических взглядов. Недолюбливая белых, Чомбе был, тем не менее, сторонником мирного сосуществования, считая полезным для национальной экономики присутствие как белых специалистов, так и крупного европейского капитала. В частности, Чомбе пользовался поддержкой бельгиской корпорации "Union Miniure de Haut Katanga" (Объединеные копи Конго верхней Катанги) – крупнейшего в то время поставщика меди на мировой рынок. После начала солдатского мятежа, Чомбе заявил об отделении своей родной провинции Катанга (наиболее богатой и промышленно развитой) от ДРК. " Мы отделяемся от хаоса" - заявил он 11 июля 1960 года. Белгийские военные разоружили солдат конголезской армии, находившиеся в Катанге. Так, не успев обрести независимость, Конго оказалось расколото. Впрочем, надо отдать должное Чомбе: в то время, как остальная страна истекала кровью в политических и этнических междоусобицах, Катанга стала островком относительного спокойствия и порядка.
После ввода бельгийских войск 13 июля и отделения Катанги, Патрис Лумумба развил бурную деятельность. Правительство Лумумбы разорвало дипломатические отношения с Бельгией, а конголезские войска пытались атаковать бельгийские вооружённые силы в Леопольдвиле. В это время в Нью-Йорке Совбез ООН начал обсуждения обстановки в Конго, в результате которого правительству Бельгии было предъявлены требования о выводе своих войск из бывшей колонии. Уже 15 июля 1960 г. военнослужащие ООН из разных стран начали перебрасываться в Конго американскими транспортниками. Вскоре их численность достигла 11 000 человек. В начале сентября бельгийские военные покинули Конго. Их воинский контингент, однако, остался в Катанге, по личной просьбе Моиса Чомбе.
По мнению Лумумбы, ООН действовало недостаточно активно. Поэтому он обратился за военной помощью к СССР. Советский лидер Н.С. Хрущев заявил о готовности оказать поддержку Конго в формировании национальной армии. Помощь не заставила себя ждать. Очень скоро в распоряжении Лумумбы оказались не только самолеты Ил-14 с пилотами, а также советские и чехословацкие военные инструкторы. Возможность применить эти силы также подвернулась быстро. В августе 1960 г. в другой провинции Конго Касая начался ещё один антиправительственный мятеж, на подавление которого Лумумбой были посланы войска. Конголезские солдаты высадились с советских самолётов в столице провинции г. Бакванге, где ими была устроена настоящая резня местного населения, унёсшая жизни порядка 10 тыс. человек.

Бельгия поддерживала сепаратистский режим Чомбе как военными советниками, так и оружием. Кроме того, был объявлен набор наемников, для чего открылись вербовочные пункты в ЮАР и Родезии. В жандармерии Катанги белые наемники занимали офицерские должности, а солдатский и сержантский состав набирался из черных. Там было много отставных военных и полицейских из бывшей колониальной полиции. Белым был и состав спешно формируемой авиации самопровозглашенной республики.  Белгийцы щедро снабжали Чомбе оружием. С аэродрома Камина бельгийцы передали ВВС Катанги два тренировочных самолета T6G, комапания "Union Minuere" приобрела три новых тренировочных реактивных самолета "Fouga Magister" с вооружением. Позже к ним присоединились два Южно-Африканских "Vampire", вертолет "Allouet" и транспортник "С-37". Жандармам Катанги вскоре довелось попробовать свои силы в настоящем бою. После умиротворения провинции Касаи августе 1960 г., победоносные вояки Лумумбы двинулись наводить порядок в Катанге, но были остановлены на границе ее жандармерией, так что повторения резни в Бакванге не получилось.
Радикализм Лумумбы нравился далеко не всем. Ж. Касавубу сместил П.Лумумбу с поста премьер-министра и дал санкцию на его арест. В ответ парламент Конго осудил действия своего президента. Касавубу распустил парламент. В тот же день главнокомандующий вооруженными силами Конго полковник Мобуту объявил по радио, что он "нейтрализует" и президента и премьера, а страной будет временно управлять "коллегия комиссаров" во главе с бывшим министром иностранных дел Ж.Бомбоко. Солдаты Мобуту при участии миротворческого контингента окружили дом Лумумбы и взяли отставного премьер-министра под домашний арест. Советники из братских стран СССР и Чехословакии были выставлены из Конго.

После ареста Лумумбы, сторонник бывшего премьера Гизенга объявил себя преемником Лумумбы и создал коммунистическое правительство. Таким образом, к началу 1961 г. в Конго, фактически, были четыре правительства: два боровшихся друг с другом национальных правительства, одно в г.Леопольдвиль во главе с Ж.Касавубу и Ж. Мобуту, второе в г.Стэнливиль во главе с А.Гизенгой, заместителем премьер-министра в правительстве П.Лумумбы, и два сепаратистских правительства, одно во главе с М.Чомбе в Катанге, второе - с Калонжи в Южном Касаи. К середине января силы Гизенги, лояльные Лумумбе, контролировали половину страны. Сам Лумумба попытался бежать и направился на восток, где, в городе Стенлевиль, собирались его сторонники. По дороге он останавливался в деревнях, выступая с речами, и в итоге был схвачен солдатами Мобуту. Те, однако, не решились расправиться с ним сами. Лумумбу вместе с двумя его сторонниками самолетом перевезли в Катангу. Правительство мятежной провинции также не хотело брать на себя ответственность за его смерть, но тут решающую роль сыграла позиция Бельгии, которую Чомбе не мог игнорировать. Бельгийцам было за что ненавидеть бывшего премьера Конго. В итоге Патрис Лумумба 18 января 1961 г. был расстрелян (по другой версии заколот штыками) и тайно похоронен в окрестностях Элизабетвиля.
Убийство Лумумбы 18 января 1961 г. раскачало и без того шаткую обстановку в стране, его сторонники в провинции Ориентале обявили о готовности отделиться от Конго если западные страны продолжат поддерживать режим в Катанге. В ООН бушевала буря вызванная негодованием стран "третьего мира". Над мятежной Катангой стали сгущаться тучи.


На фото: Вожди Конго, делают смотр в одной из частей регулярной армии. До солдатского мятежа 5 июля 1960 года осталось совсем не много. На переднем плане Чомбе, в военной форме президент Касавубу, сзади, кажется, Лумумба.


Рецензии