О сценариях будущего

На бескрайних просторах Интернета, гигантских экранах современных кинотеатров, не таких уж и маленьких повсеместно цветных телевизорах и бесчисленных, но уже, правда, не таких популярных книгах с легкостью можно обнаружить футуристические картины будущего.
 
То ли из-за невостребованности простыми зрителями или читателями счастливых картинок, то ли по причине большей вероятности темных сценариев, оптимистичные их варианты, рисованные советскими фантастами, ушли в небытие. Зато мы видим «жизнеутверждающие» картины природных апокалипсисов и повсеместного общества киберпанка, как последствие атомной войны или тех же природных катастроф. Есть, конечно, у богатых оптимистов мысли о том, что, собственно, ничего страшного в обществе киберпанка нет, что можно отгородиться высокой каменной стеной и строить в отдельно взятом неоэкономическом анклаве светлое уже не капиталистическое, а постиндустриальное общество. Однако сдается мне, что формирование и нормальное существование подобных «постиндустриальных анклавов для новоэволюционирующих сословий маловероятно в окружении агрессивного киберпанка. Мечты о том, что все можно будет напечатать на 3D принтерах, не имеют с реальностью ничего общего. Имеется огромное количество сверхсложных техпроцессов не только в наноэлектронике с ее сверхчистыми материалами и средами, точностью нанесения и выращивания элементов величиной в сотни миллионов раз меньше метра, но и в авиационной, ракетной… технике с их сверхпрочными или тугоплавкими материалами, которые невозможно воспроизвести «на коленке» или даже на распиаренном принтере. Необходимы развитая инфраструктура, большое количество смежников, и что еще более важно – потребителей для обеспечения удешевления производства и повышения рентабельности. Да и 3D принтер надо чем-то заправлять и к чему-то подключать. Так что в случае чего рано или поздно закончатся не только свежие айфоны и самсунги с их нанометровым техпроцессом, но и даже не такие сложные в производстве топливо и патроны. А дальше будет хаос похожий на тот, что часто показывают в фильмах про зомби. Только без зомби, а вполне себе с обычными, только не совсем опрятными, голодными и злыми людьми. И кто его знает, может, и они будут, как зомби есть, пусть и не совсем упитанных к тому времени, представителей новых, а на поверку, абсолютно старых сословий.

«Золотой миллиард», или что там от него останется, мечтает отгородиться океаном и высокотехнологичными вооруженными силами от остального мира, погруженного в хаос, дождаться светлого момента, когда варвары значительно уменьшат свою популяцию во время безостановочной борьбы с себе подобными за скудные ресурсы и с вдруг ставшей агрессивной без энергоресурсов, медикаментов, дешевой еды и других благ цивилизации природной средой. Но вряд ли это получится - хаотизация мира неизбежно заразит и их. Из-за катастрофичного падения спроса, разрыва технологичных цепочек на неопределенный период рухнет промышленность, каждый регион начнет обособляться в борьбе за собственный рынок. А без целостности, даже если его и не добьют внутренние распри, Западный мир вряд ли устоит перед новым нашествием варваров. В общем, ничего хорошего даже для этого «золотого», как говорят злые языки, и не миллиарда вовсе. «Боливар» так много не вынесет.

Может, конечно, что-то будет весьма похожее и на то, что происходит сейчас. В это, судя по всему, верит большинство населения, которое в своей жизненной текучке об этом совершенно не думает, где-то в глубинах сознания предполагая, что современное состояние их бытия с небольшими изменениями будет происходить вечно. Но, увы, в это верят только совсем немногие думающие и знающие, наблюдающие и анализирующие.

А вот основываясь не на призрачной вере, а только на чистой логике, почти все у нас безрадостно, и шансов даже в каком-то целостном виде перейти мировую «точку бифуркации» практически нет. Нет, конечно, есть определенная доля вероятности в том, что Эльвира Набиулина вырвет финансовую систему и валютные резервы страны из «лап Вашингтонского обкома». Владимир Путин со своим даром убеждения может в последний момент уговорить местных олигархов деоффшоризироваться и вкладывать «нажитое непосильным трудом» на территории исторической Родины – вспомните, как он прошлой осенью убедил знакомых ему бизнесменов вопреки экономической логике не покупать, а продавать часть своих валютных кубышек. И Дмитрий Медведев может совершенно гениальным образом так реорганизовать деятельность правительства, что последнее, как по своему кадровому потенциалу, так и по своим возможностям, сможет провести в кратчайшие сроки совершенно необходимые мобилизационные мероприятия, после чего нам не будет страшен никакой мировой экономический кризис. Вероятность, пусть и небольшая, но есть – посмотрите, как беззубая внешняя политика постепенно, за 10 лет сменилась на жесткую и эффективную, какие мы молодцы, когда местами громим супостатов на внешних фронтах. А конспиралогические теории по поводу втягивания нас в очередную кровавую мясорубку для того, чтобы дать сильным мира сего безболезненно перейти через надвигающийся глобальный фазовый переход на время оставим без внимания.

Все, конечно, может быть. Но вряд ли. К глубокому моему сожалению, нынешняя власть в современном ее составе по разным причинам это делать не будет, да и не сможет. Хотя, опять же, еще есть ненулевая вероятность того, что наш Президент, прислушавшись к советам Глазьева, Хазина и иже с ними, изменит свои экономические воззрения, отринет от себя всю либеральную тусовку и найдет себе опору на противоположной стороне политического спектра. Однако в любом случае это уже будет совершенно другая властная команда.

Но все же, не все так безрадостно и имеется пусть и небольшая, но возможность оптимистического сценария. Даже, несмотря на весьма значительную опасность потери управления, экономического и социального краха и дезинтеграции страны во время перехода к этому сценарию, как ни парадоксально это звучит, но может получиться что-то близкое к чуду, что уже неоднократно происходило в истории нашей страны. Может появиться новая экономическая и социально-политическая система дающая шанс не только выживания в бурном и непредсказуемом мире будущего, но и неслабые конкурентные преимущества. На каких же логических выкладках может базироваться данное утверждение, опровергающее предыдущие выводы?

1. Мы редкий народ, который на своих глазах видел и пережил крушения социализма, сверхдержавы, надежд на светлое капиталистическое настоящее и получил очень полезный опыт, который может быть востребован в момент «фазового перехода».

2. Слабый, но еще имеется опыт дающий возможность в случае большого форс-мажора относительно быстрого возвращения к плановой экономике и талонной системе распределения, позволяющие его пережить.

3. В большой части представителей мужской части населения присутствует миссионерский запал и стремление к неизведанным горизонтам, которые, помимо банального голода, могут стать весьма неплохими побудительными мотивами к активным действиям.

4. Способность России подниматься с колен и становиться еще более могущественной после грандиозных катастроф вселяет оптимизм в то, что и в этот раз получится. И не дает опускать руки, несмотря на то, что все и в этот раз против нее.

5. «Крымнаш», Сирия и Эрдоган сплотили подавляющую часть общества и показали готовность его идти по дороге справедливости, даже несмотря на значительные материальные издержки.

6. Бурление рунета регулярно выносящего на свою поверхность интересные материалы с близкой к реальности оценкой происходящего и его скрытой сущности, раскрывающей глаза очень многим, делает возможным появление «насыщенного раствора» из людей готовых действовать. А, как известно из курса еще школьной химии, соответственно, растет вероятность срабатывания закона, по которому в насыщенной среде в определенный момент вокруг точки кристаллизации начинается качественный переход в иное состояние. В нашем случае, в случае социальной системы,  главное, чтобы на тот момент эта точка  была. В 17-ом такой «точкой» послужили большевики. Пусть их было и немного, но они уже были сплоченной командой со своей идеологией и привлекательным для большинства образом будущего.

7. Ускоренными темпами формируется новый политически активный класс. Это, конечно, не те «постиндустриальные классы» («креаклы», «белые воротнички», компьютерные гении…) от которых ожидали бурной революционной активности. Это, по меткому выражению Л. Хазина, «новые бедные», обладающие высоким внутренним потенциалом (как образовательным, профессиональным, так и волевым). Они в отличие от «старых бедных» не готовы мириться с их нынешним статусом, в который они попали зачастую не по своей вине, а во многом благодаря развивающемуся экономическому кризису, «выбрасывающему за борт» активной жизни миллионы грамотных, относительно молодых и энергичных. 

8. Добавляют оптимизма и пророчества о России, особенно те, носители которых довольно редко ошибались за время своей карьеры.

Эти пророчества, конечно, можно рассматривать и как горячечный бред недоедающих умалишенных, потративших всю свою жизнь служению «несуществующему» Богу, заказными опусами принесших какие-то политические дивиденды власть предержащим прошлых веков, материалами, способствующими росту авторитета скандальному писателю или издательскому дому. Ведь были же, например, пророчества об освобождении столицы Второго Рима и переходе к России контроля над проливами, которые с одной стороны служили оправданием как минимум двух русско-турецких войн, а с другой – служили повышению патриотизма населения и, играя на религиозных чувствах, звали вперед к героическому будущему прочь от опостылевшей и нищей действительности. Те пророчества сыграли с Российской империей жестокую шутку (хотя, кто его знает, может, просто еще время не пришло). Но пророчества, даже если и не верить в их божественную природу, особенно если они звучали из уст авторитетных в сфере предсказаний лиц, в реальности несут элементы самосбывающейся программы. И эта программа тем лучше работает, чем большее количество населения в нее верит, и действует соответственным образом. Причем, даже не так важно количество обычного населения верящего в предсказанный вариант будущего, как количество и статус верящих в них лиц принимающих решения. По этому поводу на ум сразу же приходит засвидетельствованные сбывшиеся предсказания из разных источников, связанные с судьбой Николая II. Правда, если быть точнее, в случае с последним русским царем, имел место как раз не принцип программирования происходящего. Зная уготованную ему участь, император понятным образом не желал ее воплощения в жизнь. Но, даже имея законодательно неограниченную власть и неоднократно пытаясь изменить свою судьбу, своей семьи и страны, добиться изменения предписанного у него так и не получилось. Соответственно, в случае с ним имел место не только эффект переноса навязанного варианта будущего посредством верящих в него лиц в реальность, но и, как ни крути, вмешательство потусторонних сил.

Так вот, в большинстве пророчеств говорится о том, что, судя по всему, совсем в недалеком будущем нам предстоят трагические и великие испытания, которые пройдем с честью, объединимся с рядом отколовшихся от нас раннее частей и явим миру страну, построенную на новых смыслах. Станем могущественными и привлекательными для многих.

Соответственно, если исходить из вышесказанного, имеется даже вероятность того, что в мировой рубке фазового перехода не «канем в лету». Это радует. Глобальные «карты» могут лечь так, что выживем. А это случится в том случае когда, с утратой глобальной силы современным гегемоном, нам удастся найти идеальный баланс между вдруг обозначившимися самостоятельными центрами сил и занять свою нишу. Поможет и то, что множественные и практически повсеместные противоречия, долго сдерживаемые глобальным центром силы, после его падения вырвутся наружу, что неизбежно послужит детонатором бесконечной череды вооруженных конфликтов. Само собой, это приведет к разрыву производственных и логистических цепочек, утрате рынков сбыта уже ТНК и последующему их значительному ослаблению, либо разрушению. На первый план опять, наряду огромными территориями киберпанка, как и в старые добрые времена, выйдут сильные государственные образования и их конгломераты. В этих условиях, опять же, у нас появляется шанс не только повысить свой статус, но еще и захватить лидерство, что на самом деле и не так утопично, учитывая территорию, ресурсы, ВПК, удивительную социальную пластичность, бесценный опыт проигрыша в войне нового типа и деградации. Это, несомненно, невозможно без обретения новых смыслов. Тех, без которых такое не совсем обычное идеократическое образование, как Россия, не только не может претендовать на лидерство, но и не может существовать.

Удержаться же «на плаву» в бушующем океане переформатирования мира возможно  только имея достаточно большие людские ресурсы и территории (соответственно, в случае потери контроля над ситуацией у мирового гегемона (а только в этом случае имеет смысл все написанное здесь) и у наших соседей, не мешало бы присоединить к себе социокультурно близкие к нам народы, а из не таких близких - сформировать буферную зону). Причем, нужны не простые людские ресурсы, а хорошо образованные и трудоспособные. А в отсутствии вынесенных за рубежи страны производственных цепочек и опасности подобных мероприятий в рассматриваемом будущем, нужно иметь и вполне себе индустриальную экономику. А это может быть только при наличии сильной политической воли готовой пойти даже на крайне непопулярные меры ради спасения не только себя и своих близких, но и страны в целом, как гаранта их безопасности.

Если мы подходим к глобальной точке бифуркации с ее громадными опасностями и относительно них призрачными, но все же захватывающими перспективами, то, соответственно, и должны постараться «сыграть по крупному» и построить что-то, действительно, из ряда вон выходящее. Иное. Для этого же, повторюсь, совершенно необходимо существование ко времени перехода боеспособной, грамотной, умеющей читать волю Неба и претворять ее в жизнь, достаточно крупной сплоченной группы единомышленников. Причем, не только проектантов, но и грамотных, ответственных и волевых исполнителей. И, конечно, уже должен быть хорошо проработанный, яркий, понятный, притягательный не только для жителей России, но и желательно для значительной части человечества, и, главное, доступный для реализации образ Будущего. Но не в виде «глянцевой» райской картинки, ведь даже в лучшем случае ожидать появления общества всеобщего счастья не стоит (даже при идеально работающей государственной машине с функционирующими социальными лифтами все равно всегда будет  значительное количество «непризнанных гениев», что, безусловно, потребует наличия развитых институтов пропаганды и принуждения).

Однако в любом случае не стоит расслабляться, а действовать и всегда помнить, что более реальны стагнирующие и катастрофические сценарии развития сюжета, которые в последнем, самом жестком их варианте предписывают формирование боевых отрядов достаточных для охраны жен и детей, жизненного пространства, запасов продовольствия, оружия и боеприпасов…


Рецензии