Крис Хеджес - Великое забвение

10 января 2016 г
 
Отказ Америки поддерживать свое интеллектуальное и культурное наследие означает, что она теряет контакт с прошлым, затуманивает понимание настоящего, убивает свою способность трансформировать себя посредством само-рефлексии и самокритики, и скатывается в мертвящий провинциализм. За невежество и безграмотность надо расплачиваться. За раболепное поклонение технологиям, гедонизму и власти надо расплачиваться. За предпочтение зрелищ перед мудростью и рациональной мыслью надо расплачиваться.  И мы платим по счетам.

Растянувшиеся на десятилетия нападки на искусство, гуманитарные науки, журналистику и гражданские свободы получили свое завершение. Все дисциплины, которые когда-то помогали нам понимать, что мы за люди и какое место занимаем в мире—история, театр, изучение иностранных языков, музыка, журналистика, философия, литература, религия и изящные искусства—все были запорчены или оттеснены на обочину. Наши суждения уступают место предрассудкам. Мы создали бинарную вселенную из добра и зла.  И наша колоссальная способность совершать насилие распространена на весь мир  и на улицы бедняков в собственной стране,  без разбору, подобно ослепленному великану Полифему.  Тесная смычка невежества и силы всегда генерирует немыслимое зло, и те, кто совершают его, ошибочно принимают свою глупость за невинность.

“Мы находимся в забвении, и такое забвение — кроме забвения собственно содержания, которое может быть утеряно — будет означать, что, мы люди, обделяем себя одной очень важной перспективой, перспективой понимания глубины человеческого существования,” – писала Ханна Арендт. [1]. “Потому что память и глубина – одно и то же, или точнее, глубина достигается только через память.”

Те немногие, кто признают смерть нашей демократии, бессмысленное страдание бедноты и рабочего класса во имя политики жесткой экономии и преступлений режима — короче те, кто называют своими словами то, что происходит — выталкиваются из публичной сферы. Если вы отдаете дань фикции демократического государства и предполагаемым “достоинствам” нации, включая ее право вести бесконечные имперские войны, вы получаете огромное вознаграждение, бессрочную должность, участие в телевизионных программах,  контракты на издание книг, кинофильмов, получение грантов и призов, инвестиции в ваши театральные проекты и высокое звание ученого, артиста или интеллектуала. Псевдо-политики, псевдо-интеллектуалы и псевдо-артисты знают, что надо и что не надо говорить. Они даже предлагают некоторое подобие критики — например комик Стивен Колберт — не называя по имени болезнь, которую критикуют. И они используются элитой в качестве спусковых псов для дискредитации и уничтожения истинных диссидентов. Это уже не пролог к фарсу или трагедии, как предупреждал, Джеймс Мэдисон;  это фарс и трагедия.

“Уход интеллектуалов от политических проблем – сам по себе политический акт,” – писал социолог Ч. Р. Миллс  [2]. “То есть, в лучшем случае это псевдо-уход. Уход из политики сегодня может означать только ‘намерение’; но  это не уход ‘на самом деле.’ Поскольку на самом деле, это  служение власти, даже если это просто намерение отвлечь от нее  внимание.  Такие попытки  могут быть результатом страха или моды; или избыточным личным успехом. Вне зависимости от мотива, попытка ухода означает подчинение власть имущим и согласие на то, чтобы смысл их работы определялся, по сути, другими людьми.”

Среди растущей пропасти между реальностью и реальностью, нарисованной корпоративным государством, идиотизм и ложь элит и их подручных выглядит все более смешным. Институты, которые в прошлом просвещали публику и работали на общее благо, атакуются еще яростней, лишаются финансирования и становятся анемичными. Отупление страны — вызванное отсутствием безопасных пространств, где могли выражаться идеи, недовольство и творчество, где структуры и принципы подвергались сомнению - ускоряется.

Кандидат в президенты Дональд Трамп может быть грубым, недалеким, с расовыми и элитистскими предрассудками, но у него отсутствует тщательно заостренная аморальная хитрость Хилари Клинтон. Именно она, а также этически обанкротившийся либеральный класс, создал плодородную почву для Трампа путем обмана граждан и навязывания им неолиберального проекта. [3].

Если ее изберут, Трамп исчезнет, но другая, подобная Трампу фигура - может быть даже страшней -  вывалится из нашего культурного и политического мусорника.
Трамп и Клинтон, вместе со своим другом Берни Сандерс, отказываются признавать очевидное: наши основные гражданские и политические права отобраны, корпоративная олигархия останется при власти, кто бы ни выиграл президентскую гонку, выборы – просто карнавальный акт.  Потеря занятости, уменьшение зарплат, кража гражданских свобод, бесконечные войны – непрекращающаяся спираль, которую не остановят наши традиционные механизмы реформ, включая выборы.  Голоса за Клинтон, это по сути, голоса за Трампа, или такого же, как он. Правый популизм, здесь и в Европе, это продукт выброшенных на обочину отчаявшихся и обозленных людей в результате глобализации [4]. И до тех пор, пока мы не возвратим себе право контролировать свою судьбу, разбив хребет корпоративной власти, демагоги типа Трампа и его двойники в Европе, будут размножаться.

Институты, которые способствовали мудрости, знаниям, самокритике и трансценденции в этой стране, лежат в руинах. Общественное радио и телевидение,  созданные для того, чтобы давать голос тем, кто не подкуплен элитой,  превратились в эхо-камеры для привилегированных  и властных.  Искусства, как и общественное вещание, ставшее жертвой государственных сокращений,  опустились ниже некуда.   Симфонические оркестры закрываются вместе с библиотеками.  Музыка и искусство убираются из школьных программ.  Театр, вместе с киноиндустрией, захвачены корпорациями вроде Диснея.  Аудитория на Бродвее и в кинотеатрах участвуют в баснословно дорогих формах эскапизма, прославляющих американскую мощь и нарциссизм.

Было время всего несколько десятилетий назад, когда работа и мысль интеллектуалов и художников что-то значили. Писатели и социальные критики, такие как  Миллс, Двайт Макдональд, Джеймс Болдвин,  Мартин Лютер Кинг, мл,  Мальком Экс,  Ноам Чомски, Сьюзан Зонтаг, Мэри Маккарти, Ральф Нейдер, Говард Зинн и Джейн Джекобс [5] писали и выступали для широкой аудитории. Писатели Уильям Фолкнер, Ф. Скотт Фитцджеральд, Ричард Райт,  Ральф Эллисон, Флэннери О’Коннор, Гор Видал,  Тони Моррисон, Кен Кейси,  Рассел Бэнкс [6] и Норман Мейлер, вместе с такими драматургами как  Юджин О’Нил,  Артур Миллер, Лоррейн Хансберри, Теннесси Уильямс, Август Уилсон,  Дэвид Мамет, Нтозаке Шанге [7], Сэм Шепард, Марша Норман, Эдвард Элби и Тони Кушнер, подносили зеркало к нации.  И многим не нравилось, то что они там видели. Орсон Уеллес и Стэнли Кубрик  в кинематографе, Аллен Гинсберг и Амири Барака [8] в стихах, Боб Дилан, Кертис Мейфильд, Брюс Спрингстин и Патти Смит в музыке встряхивали социокультурный и политический ландшафт.

Эти художники и интеллектуалы, не потакающие толпе, были национально известными фигурами. Они изменяли наши представления. Их воспринимали всерьез. Они зажигали яростные споры, и элиты стремились, иногда успешно, цензурировать их работу.  Не скажу, что у нас нет новых независимых, блестящих и творческих умов;  но почти все они — Тупак Шакур и Лупе Фиаско [9] два исключения – заперты для широкой аудитории.  И поэтому наш артистический, культурный и интеллектуальный ландшафт превратился в коммерциализованный пустырь. Не думаю, что молодой Брюс Спрингстин или молодая Патти Смит, или даже молодой Чомски, обладающие редким качеством не продавать изгоев, рабочий класс и бедняков, и не боящихся говорить правду, которой другие боятся,  могли бы пробиться через стену сегодняшней корпоративной музыкальной индустрии или в корпоративный университет. Продажи, брэнды и маркетинг, даже в академических заведениях, вытесняют всякое содержание.

Т.С. Элиот, семьдесят лет назад,  предупреждал о наступлении подобной ситуации.  В послании  «Что такое классика?» [10]  в 1944 г, он говорил, что цивилизация, которая не связана с величайшими художниками и интеллектуальными традициями,  не защищает и не хранит художественное и интеллектуальное наследство, совершает самоубийство.*

 “В наш век,” – говорит Элиот, - “когда люди путают мудрость со знанием,  знание с информацией, и пытаются решить жизненные проблемы как инженерные задачи, появляется новый тип провинциализма, не в пространственном, а во временном отношении; для которого история - это просто хроника человеческих дел, которые, раз послужив, могут быть отброшены за ненадобностью; для которой мир - некоторая собственность, квартира,  предназначенная исключительно для живущих, и закрытая для умерших. Опасность такого провинциализма в том, что мы все, все люди на земле, могут превратиться в провинциалов: а тем, кто не согласится,  отведут роль отшельников.”



[1 ] http://www.iep.utm.edu/arendt/
[2] http://www.britannica.com/biography/C-Wright-Mills
[3] http://www.corpwatch.org/article.php?id=376
[4] [5] http://www.pps.org/reference/jjacobs-2/
[6] http://www.amazon.com/Russell-Banks/e/B000APYOBQ
[7] http://www.poetryfoundation.org/bio/ntozake-shange
[8] http://www.poetryfoundation.org/bio/amiri-baraka
[9] https://en.wikipedia.org/wiki/Lupe_Fiasco
[10] http://bracchiumforte.com/PDFs/tseliot.pdf


* Такое самоубийство, например, совершила Россия в 1917 году, и продолжает добивать остатки своей культуры. - ВП





Рецензии