Штрихи к портрету. Марк Алданов

Марк Алданов – скромный писатель-интеллигент в большом литературном сообществе.

Марк Алданов – литературный стрелочник на маршруте истории.

Литературный язык Марка Алданова тщательно выверен и отточен.

Литературные герои Марка Алданова выпуклы, почти осязательны.

Сквозь исторические события, отображённые Марком Алдановым в Сказке «Пуншевая водка», проступает современность. Вот почему его проза актуальна даже сегодня.

Давая образ Михаила Ломоносова в Сказке «Пуншевая водка», ощущаешь, что Марк Алданов испытывает пиетет перед учёными и образованными людьми.

Марк Алданов смотрит на исторических героев с близкого расстояния: писатель идеализирует или упрощает их характеры. Ему не доступна философская подоплёка изображаемой эпохи.

Повествуя об исторических событиях, Марк Алданов не лжёт, но имеет склонность к тенденциозным поправкам отечественной истории.
 
Насчёт невежества русского народа Марк Алданов уверяет читателей: каким народ был в XVIII веке, таким и остался в XX столетии!

Марк Алданов добросовестно воссоздаёт облик персоналий русской истории, правда, делает он это не без эмигрантского злопыхательства на Советский Cоюз.

Романы Марка Алданова, как и других писателей-эмигрантов, покрыты антисоветской паршой. Не очень-то хочется вкушать их плоды!

Марк Алданов – разносторонне образованный человек. Однако, к сожалению, философия и наука иссушают, а политика ставит под сомнение его литературный талант.

Исторические герои Марка Алданова имеют лёгкий налёт идеализации, как выходные портреты художников XVIII века Левицкого и Боровиковского.

Марк Алданов скорее идеализирует, нежели раскрывает психологию исторических героев. В этом отношении он стоит ближе к Валентину Пикулю, чем к Льву Николаевичу Толстому.

Между историческим прошлым и современностью у Льва Толстова существует значительное расстояние, тогда как у Марка Алданова и Валентина пикуля оно предельно сокращено. Они поддаются соблазну переосмысливать историю на собственный лад.


Рецензии