01 02 000 Эгоизм, Эго, я и мы

01 02 001
Эгоизм (от лат. Ego – я)  - себялюбие, предпочтение своих интересов интересам других людей. Противоположность эгоизму – альтруизм. Осталось лишь определиться с тем, что такое «Я».

01 02 002
С развитием ребёнка, происходит осознание им своего места по отношению к другим людям. Сначала это мама и папа, родственники, потом подключаются знакомые, друзья, одноклассники... Происходит нарастание социальности. Идёт расширение «Я».
Это Расширенное Я (РЯ) включает уже не только себя, любимого, но и всех, кто тебе дорог.
Мои друзья - это тоже Я. Моя семья - это тоже Я. И моя страна; и что там на Луне в последнее время происходит, меня тоже заботит.
Постепенно Эго человека останавливается на определённой ступеньке развития эгоизма.

Ступени развития Эго.

1 Первичный эгоизм  (чистое «Я»). Я сам знаю, как мне будет лучше.
2 Семья  (Первичное «мы». «Я» теперь состоит из двух частей, а с появлением детей –
и больше). Я знаю, как будет лучше для моей семьи.
3 Первичный групповой эгоизм (друзья, рабочая группа, творческий коллектив, банда, наша деревня, город, клан и т. д.)  Я знаю лучше, как вам будет лучше.
4 Расширенные группы (национализм, патриотизм, шовинизм и т. д) Я знаю, как будет лучше для страны, для нации...
5 Сверхэгоизм  («Всё, для  всех по-моему», т.е. как я считаю, что им будет лучше – уровень притязаний Эго разрастается до размеров всего человечества. В знаю, как надо, значит, я ваш Бог! Доктрина коммунизма, религиозные и прочие мессианские учения.)
6 Сверх-сверхэгоизм  («Все, для всех по-ихнему». Т.е. как они считают, что им будет лучше, так пусть и будет. Самое лучшее - оставить всех в покое, и никому не навязываться. В этом отношении данный тип Эго смыкается с первичным эгоизмом, но на более высоком уровне. При первичном эгоизме идёт «от всех – мне», а здесь «от меня – всем»).

Каждый человек находится на определённой ступени развития Эго. Гармоничное развитие Эго подразумевает постепенное прохождение человека по каждой ступеньке, без перепрыгивания.
Ключевой момент определения ступени Эго для конкретного человека – жертвенность. Готов ли я пожертвовать собой ради блага семьи, за друзей, за страну? А пожертвовать семьёй ради друзей? А друзьями ради своей страны? А страной ради мира во всём мире?...

01 02 003
Эгоизм и альтруизм проявляются внутри каждой ступени, а также к ниже и выше расположенным ступеням. Эгоист берёт - альтруист отдаёт.
Семью я люблю, друзьям отдам последнюю рубаху.  А все остальные мне должны и обязаны, и пальцем ради них не пошевелю. Тонуть будут - руки не подам. Гореть будут - в костер не пописаю! ... Ну, и кто я после этого получаюсь? Альтруист? Эгоист? Прекраснодушная сволочь?

Но вот вам Эго 4. Любовь патриота к своей Родине лишь тогда будет полноценной, когда эта любовь включает в себя и любовь к своему городу,  и любовь к коллективу в котором он работает, и любовь к  своим друзьям, своей семье, да и к самому себе. К самому себе? Да. Человек, который себя не уважает, не может быть патриотом.
Можно ли перескакивать через ступеньки? Можно, в силу каких-то обстоятельств. Например, отсутствие семьи или не та семья. Не правильная. Но развитие Эго такого человека уже будет ущербным.  Какой же он патриот, если он не женат или разведён? Или дети у него учатся в Англии, лечатся в Германии, а живут в Америке? Портянка ты, грязь душная, а никакой не патриот!
То есть, во всём ты можешь быть и оставаться прекрасным человеком, но патриот из тебя уже никакой.
Или вот за свою семью я любому пасть порву, но рыбалка с друзьями по выходным - это святое. Не трожь!
Поэтому, разные ступени Эго находятся в постоянном конфликте друг с другом. Но и внутри каждой ступени этот конфликт неизбежен. "Кого ты больше любишь, маму или папу?" - спрашивает ребёнка "добрая" тётя, провоцируя внутрисемейный конфликт.
Или вот другая ситуация. Война. Во время войны многие становятся патриотами. Даже уголовники. А после её окончания,  люди постепенно возвращаются на свои ступени Эго. И снова вредят своей стране.
Или вот для кого-то слова: "Я - русский!" - значат куда как больше, чем: "Я - муж! Я - друг!  - гражданин!" ... Хорошо это или плохо?  Ну... Пока что, это - никак. Со знаком плюс, это - национальное достоинство; со знаком минус, это - национализм. Так. И патриотизм, и шовинизм - проявление любви к Родине. Вот только патриот готов умереть за Родину, а шовинист готов убить за Родину! Чувствуете разницу? :)
Так и любая ступень Эго имеет полярность: плюс или минус, хорошо или плохо, добро или зло.


Рецензии