Стиль живописи, или о вкусах... спорят?

Лет пять назад, гуляя по Старому городу, обратил внимание на афишу, извещавшую о проходящей выставке Современного искусства. Поскольку плата за вход оказалась весьма умеренной, а моя тяга к прекрасному никогда не угасала, решил заглянуть, чисто из любопытства. Хотя ... задолго до этого пришлось усомниться в своих способностях воспринимать и оценивать живопись(См. рассказ «Один ангел» http://www.proza.ru/2015/01/26/1566 ).

Через сорок минут я выскочил из Дворца выставок как ошпаренный. Очень жалко было  тех нескольких уплаченных литов за билет и потраченного времени. Чтобы охарактеризовать экспозицию, представленную в виде якобы картин и якобы скульптур, моего обширного запаса армейских и производственных матюков, явно не хватало. Поэтому характеризовать экспонаты не буду, дабы не перейти на ненормативную лексику. Замечу только, что в своих оценках и восприятии увиденного, я был не одинок. По залам передвигались несколько десятков посетителей с видом людей, долбанутых пыльным мешком из-за угла. В их взглядах явственно ощущалась растеряннось, помноженная на отвращение к увиденному, а также полная утрата остатков оптимизма.

За несколько лет до этого, в этих же помещениях пришлось лицезреть выставку картин - дипломных работ выпускников Академии художеств Литвы. К моему большому разочарованию, по стилю живописи преобладала безвекторная абстракция, к коей я отношу и: примитивизм, кубофутуризм, пуантилизм, вортицизм, информализм, да прочий «анахренизм». А безвекторная, потому, что по картине даже невозможно определить к какому жанру она относится – то ли это пейзаж, портрет, натюрморт или что-то ещё. По технике исполнения преобладало масло – как в известном сериале, устами Давида Марковича Гоцмана: «картина маслом».

Уныло бродил я по залам, завешанными разноцветной мазнёй, пока не наткнулся на тщательно выполненный мелкОвой пастелью портрет старушки. По своей выразительности и цветовым решениям, работа не уступала портретам самого Александра Шилова. От увиденного я взбодрился и заряженный оптимизмом устремился дальше. Но ... во всей экспозиции порадовать меня смог ещё только один рисунок выполненный карандашом.
Работа представляла из себя групповой трёх-плановый портрет в стиле реализма-импрессионизма. Поражал подход к исполнению деталей – лиц, поз, движений. Они были достойны работы Альбрехта Дюрера «Руки молящегося», по своей естественности и мастерству.
На переднем плане рисунка девочка за столом учит уроки, далее, за окном, в лёгкой дымке, на летней веранде женщина готовит обед. На последнем, третьем плане, через насквозь открытые двери виден, озарённый полуденным солнцем, мальчонка играющий во дворе с мячом. И все виды не искажены и естественны, почти как на фотографии, только с большей выразительностью.

Радость от встречи, среди абстрактной мазни, с двумя мастерски выполненными работами омрачил такой факт. Под некоторыми картинами, кроме названия и имени автора, красовались извещения о том, что эти произведения отмечены дипломами разных степеней Художественного совета Академии, за:  художественную композицию, цветовое решение, выразительность, оригинальность и так далее. Но ... обнаруженные мною две работы, заслуживающие наивысшей похвалы, не были вообще удостоены внимания Худсовета! Бог им судья.
Хочу только отметить, что изображение в живописи, окружающего нас мира, имеет по возрастающей три ступени сложности: архитектура, природа, человек. Но авторитеты от искусства Академии посчитали, что небрежно испачкать холст красками и придумать этой несуразице название – заслуживает похвалы, а мастерски изобразить человека – пастельный портрет старушки в академическом стиле и групповой карандашный портрет в стиле импрессионизма – это ничто! Грустно как то становится от этого.

По теме вспомнилась Третьяковская галерея 70-х годов. В первых тридцати залах, заполненных картинами старых мастеров полно людей. Многие надолго задерживаются у некоторых произведений, пытаясь насладиться выраженным на холсте. В следующих же залах, стены которых «украшают» перлы примитивизма и абстракции – никого.
В этой связи совершенно согласен с мнением В.И.Ленина: «Искусство принадлежит народу.   ... оно должно быть понято … массами и любимо ими». Правда наркомпросвет А.В Луначарский пошёл ещё дальше: « ... культурное наследие прошлого принадлежит пролетариату и только ему». С этим можно поспорить, но автор статьи никогда не согласится с выражением «искусство ради искусства»(мадам де Сталь). Уверен, что движение в этом направлении ведёт в тупик, в котором видимо очень хочет оказаться Художественный совет Академии художеств Литвы.

По условиям публикаций в проза.ру, автор не может широко проиллюстрировать своё мнение множеством картин разных художников. Поэтому возьмём только две из них, причём портретного жанра, как наиболее выразительного. Первая работа Александра Шилова «Митрополит Филарет»(1987), вторая ... трудно назвать что – Сергея Федотова «Валентин Рябов».

На портрете А.Шилова изображён Феодор Никитич Романов-Юрьев, отец первого царя дома Романовых - Михаила. Боярин и воевода, по злой воле Бориса Годунова, видевшего в нём соперника, постриженный в монашество под именем Филарета. Но обладая ясным умом, высокой по тем временам образованностью и открытым сердечным нравом, он и здесь добился максимальных высот, становясь последовательно епископом, митрополитом и наконец патриархом.
Его изумительно выписанный портрет отражает во взгляде мудрость и решительность, в наклоне головы непоколебимую волю, во всей личине высокое достоинство. Кроме этого художнику удалось кистью передать облик очень красивого и мужественного человека.

А что же мы видим у С.Федотова, кстати тоже холст, тоже масло и тоже портрет? Моего художественного восприятия никак не хватает, чтобы оценить эту работу. Удивляет другое – у таких «художников» есть сторонники и почитатели. Они где-то выставляются и их кто-то смотрит, даже разглядывает, мало того оценивает! Приведу высказывания только двух почитателей манеры письма Федотова: «Настолько качественную живопись я еще не встречал. Она просто идеальна в моем понимании.»(некто Максим), «Потрясающие работы Сергея - это просто индикатор для проявления вкуса или безвкусицы и мещанской пошлости. Кто не видит в этих работах красоты - тот художественно слеп или не образован.»(некто Антонина).

Сразу признАюсь читателю в своей безвкусице, мещанской пошлости и художественной необразованности. Что ещё меня несказанно удивляет в этом портрете – это отношение к нему изображённого Валентина Рябова. Я бы на его месте подал в суд на художника за карикатуру. Ан нет. Рябов - владелец Картинной галереи современного искусства(Москва, ул.Минская дом 1Г, корп.1). И этот портрет выставлен именно там.

Несколько слов о личностях авторов портретов, наших современников:
Александр Максович Шилов(1943 Москва) - советский и российский художник-живописец и график, мастер портрета. Академик РАХ, народный художник СССР. Образование - МГАХИ им. В.И.Сурикова. Почитатель и последователь реализма К.П.Брюллова. Вот только одно высказывание о нём из Энциклопедии русской живописи: «Художник просто творит чудеса. Своей волшебной кистью он заставляет глаза говорить, превращает краски в шелк, бархат, мех, дерево, золото, жемчуг... Его портреты живут!»
Сергей Геннадьевич Федотов(1968 Москва) – абстракционист, свободный художник. Образование – Физический факультет МГУ. Отношение к заслугам: Звания и награды красят военных и унижают художников ...

В ряд с А.Шиловым, из наших современников – художников-портретистов, я бы ещё поставил Илью Сергеевича Глазунова(1930 Ленинград), ректора Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества. А также, с некоторыми оговорками, весьма ныне популярного Никаса Сафронова(1956 Ульяновск). Оговорки, по моему мнению, вызваны влиянием на портретиста Вильнюсской академии художеств, в которой Никас обучался в 1978-1982 годах на факультете дизайна. Видимо под влиянием этой академии художник опустился до раскрашивания фотографий масляными красками. Из-за чего вокруг работ Сафронова в 2002 году разгорелся скандал.

И в заключении хочу заметить, что настоящая статья адресована не только читателю, способному отличить импрессионизм от экспрессионизма или академизм от классицизма, а скорее к желающим  познать это.

Вильнюс, 13 января 2016 года.


Рецензии
Здравствуйте, Александр!
Полностью разделяю ваше мнение в оценке художественной ценности произведений творческих жанров. Безусловно, соглашусь, что Шилов и Глазунов - лучшие художники современности. А вот портрет Рябова кисти С.Федотова можно с полным правом отнести к тому жанру, который вы так иронически точно назвали "анахренизмом".)
С улыбкой,

Элла Лякишева   10.01.2022 14:46     Заявить о нарушении
Хоть здесь мы сошлись во мнении, ... и слава Богу!
Благодарю за внимание, с расположением,

Александр Волосков   12.01.2022 12:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.