Упыри - UPR

«…повозки выехали с территории дворца через задние ворота, взяли на запад, вышли из ворот в городской стене и пошли по тропинке сперва на Вифлеемскую дорогу, а потом по ней на север, дошли до перекрестка у Хевронских ворот и тогда двинулись по Яффской дороге, по которой днем проходила процессия с осужденными на казнь. В это время уже было темно и на горизонте показалась луна». М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита».

***

Редко, очень редко так бывает, что сон помнишь в подробностях, но тут случай особый.

Помню точно, как мы ехали в чуть необычной машине. Вернее в самой машине всё было обычно, только на заднем стекле с помощью световой полосы была возможность отобразить текст-сообщение водителю догоняющего авто.

До этого, за день или за несколько часов, на том же месте, где были перекрёстки, слияния дорог и их разделения – разветвления, случились несколько странных аварий. В одном из ДТП задние колёса седельного тягача с прицепом-цистерной залезли под крыло другого такого же состава, который двигался попутно. Объезжая эту злосчастную парочку, я тогда подумал, и зачем один бензовоз стал обгонять другой, ещё и на перекрёстке?

Здесь мой разум отключился и вернулся к просмотру сна во времени несколько более позднее, как сказал выше, через часы...

Мы остановились на безлюдной улице, поодаль от домов, у небольшого пролеска, вышли и пошли прогуляться. Обобщая, я скрываю то, что не помню, совершенно не помню попутчиков, но знаю, что был не один.

За деревьями подошли к какому-то дому, подробнее я его разглядел на выходе, об этом скажу дальше. Сначала (во сне время и пространство перемешаны) оказались внутри, видели лестницы, комнаты с высоченными, под 5 метров, потолками, такой же необычно высокой мебелью, коридоры с зеркалами у многих дверей – входов в комнаты.

Мы шли по этим коридорам, к слову, они были светлыми, заходили в комнаты, где я удивлялся мебельным стенкам, думал, что, если это магазин, было бы неплохо купить такие шкафы с закруглёнными дверцами, они бы вписались в маленькие размеры наших квартир, особенно хорошо там, где тесно, помогло бы отсутствие углов.  Впрочем, сами закруглённые дверцы были не так просты! Изогнутые поверхности содержали целые архитектурные произведения, фрагменты легенд и сказок. Помню изображения городской стены (той самой), замысловатые корни и ветви деревьев...

Тут или позже к нашей компании присоединился чудаковатый долговязый мужчина. Он не просто смотрел экспозицию, он набирал с собой какие-то мелочи, ведя себя совершенно уверенно, не как в музее, а как на распродаже, по всему было видно, что этот человек тут не впервые. Мы же всему удивлялись и оглядывались, нет, было совсем не страшно, правильнее сказать, неловко, не хотелось нарушать этикет, которого нам новичкам никто не объяснил.

Всё же я ухватил широкий белый пояс, который свернул бубликом и, держа в руках, подумал, что хорошо поступил, взял будто в магазине ИКЕЯ. Да, вот то сходство, которое подчёркиваю, чтобы другим лучше объяснить обстановку, в которой мы оказались.

В одной комнате на большой двуспальной кровати оказался Кот, это, пожалуй, было самое густо посещаемое место. Взрослые и дети садились на кровать, и гладили, ласкали чёрного зверя...

Я подумал и зачем-то сказал громко: - Это же Бегемот, Кот-Бегемот! По-моему, Коту не понравилось раскрытие его тайны, он выгнулся так, как умеют делать все его сородичи, и прыгнул с кровати на дверь.

Своим шумным высказыванием я выдал нашу компашку, выдал, что тут не завсегдатаи, а неуклюжие новички.

Дальше больше, пояс, который приглянулся, и который я надеялся взять или купить на память, отняли. Охранник или смотритель заведения (я не понял роль этого молодого крепкого человека в чёрном костюме) сказал, что можно купить, но только на 500 или больше. Не знаю, в чём это измерялось в рублях или тысячах, долларах или евро, но ясно стало, что наш попутчик не зря собрал так много вещей. Этого попутчика, которого про себя назвал Коровьевым, я, к сожалению, больше не видел. Поздно было присоединять мой скромный выбор к его богатой фантазии, и мне пришлось отказаться от единственной вещицы…

Спустившись по широченной лестнице, вышли. Теперь на улице я оглядел посещённое здание. Это была большая железобетонная коробка с глухой (без окон) стеной и маленькой дверью. Глухая стена стояла не с торца, а во весь фасад, и дверь посередине из-за величины этого фасада казалась совсем крошкой, как вход в норку у плинтуса. Всё же над дверью можно было прочесть необычную надпись - UPR. Другое слово - упыри, которое пошло в название этой заметки, я попросту додумал.

Логика посему прослеживается лишь на близость звучания слов: UPR – упырь. Дальше фантасмагория, т.к. мысль сама перескочила к Булгакову! Именно к нему, к Михаилу Афанасьевичу. Признаюсь, что я, кажется, никогда раньше не ведал об упырях и писателе в одном контексте, сейчас только при записи сна зашёл в интернет и прочитал, что связка их известна*. Хотя, как знать, может, и читал, чего только не начитаешься в жизни, просто забыл напрочь, а тут, во сне и всплыло. Всплыло не просто, а на фоне внешне некрасивого дома, совершенно несоответствующего его содержанию, ещё всплыло осуждение: как всегда, наши власти под музей такого великого человека выделили убогое, досадно несоответствующее здание... Однако продолжить негодования я не успел, потому, что фасад рухнул, оказавшись не фасадом вовсе, а огромным занавесом.

Это падение «стены» более всего раскрыло суть увиденного, преумножив, возведя в степень впечатление от Кота!..

Нам открылась огромная сцена и только оставшаяся дверка перед ней и буквы UPR напомнили о том, что здесь не вход под сцену, а вход в музей. Оглянувшись, я понял, что пустырь перед зданием – стройплощадка, на которой собираются поставить зрительный зал. Возможно, он будет под открытым небом или с навесом, не важно, но сам театр, то есть его сцена, уже работает, уже идут репетиции...

Да, на наклонной, нет, скорее, на ступенчатой, сцене, хорошо видной отовсюду, уже были артисты. Как-то это напоминало оркестровую яму, только поднятую и развёрнутую на всеобщее обозрение.

Зазвучала музыка…

Неплохо, неплохо, забыв про наши власти, думал я, покидая замечательное место. Мы сели в машину и начали движение по улицам со слияниями и ответвлениями.

Вспомнилось давешнее столкновение, потому набрал на заднем экране световое сообщение другим водителям: «Осторожно, сегодня возможны ДТП!». Захотелось усилить предупреждение, добавив что-то про МЧС, но, как только вновь потянулся к клавиатуре, проснулся...

Может, это и не сон, и не перекрёстки были вовсе, а явь - эскизы театра М.А. Булгакова?..
   
-----------------------------------------------
*- из интернета:


Сатанинская сущность власти хитроумно демонстрируется историей Варенухи. … его обратили в «вампира-наводчика» – как и поступал НКВД с людьми, попадающими в его орбиту. В таком качестве он расправляется с Римским – он и ведьма Гелла. Так вот, двойная, человеческо-дьявольская сущность ведьмы проясняется для читателя через аналогии с Панночкой из «Вия», а такая же сущность вампира – через рассказ А. К. Толстого «Упырь» [А. К. Толстой. Собрание сочинений в четырех томах. М., 1969, т. 2.]. (Разъяснение действительно полезное: не всем известно, что вампиром (упырем, вурдалаком) в мифах становятся, а не рождаются, причем становятся помимо своей воли. Это зараза – вроде инфекционной болезни.)

Александр Зеркалов «Этика Михаила Булгакова» 21. Загадка Римского


Рецензии