25-летие новой России. Свои только ракеты

10 ельцинских, 15 путинских лет бездарно заболтаны, растрачены, потеряны. Страну целенаправленно посадили на иглу импорта. Стоит напомнить, что за 25 послеоктябрьских лет СССР превратился во вторую промышленную державу мира и перешёл на самообеспечение.Что теперь?

Мы производим всего один костюм на 14 с лишним мужчин в год, один пиджак - на 60 мужчин, одно пальто на 12-13 человек и даже один чемодан (сумку) на 10-11 российских душ.
Заодно мы делаем семь пар обуви на 10 сограждан в год, из них - 20 процентов из кожи, а 40 - с верхом из резины и пластмассы. Еще одну пару спортивной обуви на 70 с лишним человек.

В месяц мы производим 180-220 штук металлорежущих станков. А в год несколько процентов потребности в замещении. И еще 380-400 штук тракторов любого назначения (с нашей 1/9 части земной суши, больше 100 миллионами га пашни). Заодно, между делом, один трамвай и 4 троллейбуса в месяц (в России больше тысячи городов). Кстати, о новой экономике. Выпуск вычислительной техники - 3-4 доллара в год на человека.

А как там расселение по всем городам и весям? Как борьба с "опустыниванием", депопуляцией в центральной части России или на Дальнем Востоке? На один деревянный дом заводского изготовления в год приходится 10 тысяч семей.

Эти примеры можно продолжать бесконечно. Мы живем с дефицитным, деформированным гражданским сектором. С растерянными отраслями "производства средств производства для производства средств производства". Экономика живет по формуле "обмен сырья на потребтовары, оборудование и технологии" в отношениях с ЕС (46 % внешнего товарооборота России). И готова подстроиться к Китаю на тех же условиях.

Если бы мы хотели другого для всех нас, то наша экономика крайне нуждается в изменениях своей структуры, в том, чтобы вернуться к большому универсальному хозяйству. 140-150 миллионов человек, богатейшая в мире страна по ресурсам - здесь есть все, чтобы стать индустриальной страной, нацеленной прежде всего на нужды собственного населения. Нам очень нужно самое отчаянное стимулирование спроса и предложения, подчиненное росту доходов и имущества среднего класса, мелкого и среднего бизнеса.

А что же ожидать в 2016 году? Только не этого. В ответ на сильнейшее внешнее давление мы создали экономику "холода" - ограничений, урезаний, торможений, экономии на всем.

Пример? Холодная кредитная политика Банка России. Кредиты в рублях экономике выросли за 10 месяцев 2013 года на 12 процентов, за тот же период 2014-го - на 11,8, в 2015-м - на 2. При инфляции в 15-16 процентов это реальное сжатие кредита.

Жесткая денежная политика ЦБ. Денежная масса М2 поднялась за январь - октябрь 2013 года на 4,2 процента. Тот же период 2014-го дал минус 3,6, в 2015 году - плюс 2,3 процента. Морозно, холодно. Жар (инфляцию) особенно не сбивает, а дышать в полную силу не дает.

Налоги и квазиналоги на уровне развитых стран ЕС (в районе 40 процентов ВВП), растущих с очень низкими темпами. Для нас это налоговое бремя слишком тяжело. Ни одна страна не совершала "экономического чуда" с такой нагрузкой.

Курс доллара повысится в 2016 году
Процент по ссудам? Двузначный! До 25-26 процентов по розничным кредитам в рублях, до 17-18 и выше - мелкому бизнесу. Регулятивная нагрузка? Нарастает! В 1996 - 2015 годах рост издаваемых за год нормативных актов - в 3 раза. Уголовный кодекс от дня рождения увеличился по объему в два с лишним раза, Административный кодекс - почти в три раза.

Бюджет? Рост военных расходов стал одним из стабилизаторов экономики в 2015 году, поддержал ВПК. Но станет ли он сильным стимулом на горизонтах в 5 - 10 лет? Или, наоборот, обернется конечным вычетом, не потребляемым "железом" для экономики? Пока это неизвестно, но уже сегодня в реальных цифрах стало меньше бюджетных вложений в человеческий капитал, в гражданский сектор. Спрос в этих отраслях поддерживается по "сокращенной программе", а заимствовать на внутреннем рынке бюджет, по большому счету, отказывается.

Все это внутренние ограничения, в которых работает бизнес. Они вместе с геополитической нестабильностью создают ощущение высоких рисков, тумана впереди и, самое главное, очень коротких горизонтов для инвестиций. Зачем вкладываться, если впереди неизвестность?

Результат - скандально низкая, падающая норма инвестиций. С ней просто не растут. Даже когда она была в начале 2010-х годов на уровне 22-24 процентов ВВП, это не слишком много. Сегодня - ниже 19-20 процентов. Для того, чтобы войти в стабильный рост хозяйства, нужно хотя бы 25-26, в "экономическое чудо" - 30-35 (в Китае сегодня больше 45 процентов ВВП).


Рецензии