глава4

Вот и лёд.Я пришел на вахту.Там были старпом,капитан,4-й штурман Сережа Палочкин.
Полярный день и не важно 20.00 или 24.00,светло и порой бывает ясно.Что ни
говори,а погода за полярным кругом испытывает человека круглый год.Только-только
было ясно и даже пригревало солнышко, и тут,нате вам;чуть ветерок,набежали тучки,
а то и туманчик.Глядишь снежный заряд на минут,эдак 15.Потом все,опять солнышко и
опять оно слегка припекает. Льдины потянулись одна за другой,стремясь в Берингов
пролив ,чтобы растаять там и уйти водой куда-нибудь поближе к Японии, ну,а если
повезёт, то и до экватора дойдёт, чтобы испариться, поднялся вихрем вверх, пройти
обратный путь и разразиться дождём или,снегом в тундре,чтобы начать свой нелёгкий путь сначала.
"Да,операция"мягкий знак",похоже отменяется,"- подумал я.Вместе с Палочкиным склонились над картой.
-Мы вот тут,видишь.Впереди лесовоз,сбоку,вон там повенец "Селемджа",два пионера.
Все хотят к нам пристроиться, за нами легче идти.
Я принял вахту,вышел в рулевую рубку.Старпом и четвёртый ушли,капитан сидел в кресле и пил чай с сигаретой.
-Ну,что Платонов Олег,смотри за обстановкой, льды все крепче и крепче,разводов все
меньше и меньше.Чуешь ветерок с севера потянул,а это нам не надо.Как напрессует в
Лонга, так и встанем.
-И что дальше?,-спросил я.
-Ничего.Будешь вон с матросами бамбук курить, да за обстановкой следить.Чёрт его
знает,когда "Адмирал Макаров" подойдёт. Они у Певека с караваном сюда бьются.
Сутки,двое.Не знаю,не знаю.
Он встал из-за кресла,тяжело прошелся по рубке.
-Так нам ещё до Лонга переться и переться, может после ноля только и подойдем.
-Вот,вот,а пока повнимательней, больше в локатор посматривай, ищи воду.Загадывай наперед,ну если где вперишься,не без этого.За караваном смотри.
И уже к рулевому:
-Обходи слева,левее чуть и в-о-н,видишь куда? Вот молодец.Внимательный, внимательней.
Капитан ещё постоял немного,посмотрел,как у меня выходит.До мыса Дежнева мы шли с одним матросом на вахте,сейчас отключили авторулевой и перешли на
ручное. Попеременно два матроса стоят на руле.Приходится лавировать между льдами,
выискивать чистую воду. Я посмотрел в локатор.Впереди ещё было достаточно много свободной воды,но льды подступали.
Меня разрывало на части от гордости, что мастер оставляет меня одного в рубке, молодого штурманца.Но для меня это был не первый поход в Арктику и опыт хождения среди льдов я немного имею.
Капитан ушёл.Матросы сразу расслабились, закурили, завели всякие разговоры.
-Болтать вы конечно болтайте,-сказал я им,но Серега,вот ты болтай, а вперёд смотри,а то влепимся в дуру какую-нибудь, по шеям получим, вернее я получу. Вам то
что дубью.
-Ну,Платон,ты так зря,-ответил Ленчик.
-Слушай,рули,а?Вот сейчас пройдем эти завалы и во-о-н в ту дыру,понял?
-Есть в дырку,командир.,-и засмеялся.
Плавание во льдах очень мерзопакостная штука, откровенно всем говорю. Если на чистой воде валяет методом "голова-ноги, ноги-голова" и в этом есть определённая
закономерность, ритм. Пусть при большом крене и страшновато слегка, но это море и
без качки никак нельзя. Здесь во льдах все не так,хождение по ним напоминает езду
На безрессорном тарантасе по булыжной мостовой. Только тарантас размером больше
ста метров,да и булыжники ого-го!Порой удар льдин в борт бывает такой силы,что в кают-компании, если кто вальяжно разложится на стуле,сбивает на палубу махом.Да и
посуду, предупреждают всех буфетчиц и поварих,надо как-то закреплять, а то после и есть будем из кепок.Хорошо,что ложки железные, а не фаянс.
Я уселся в капитанское кресло и закурил.Мелкие льдины иногда ударялись в борт,судно вздрагивало от таких ударов, где-то звенело и дребезжало. Потом все затихало- это значит кусочек чистой воды,там опять удар,опять звон и скрежет и т.д и т.п.
Сидеть в кресле хорошо,но вахту надо стоять и смотреть во все стороны.Я встал и посмотрел назад,на караван.Бегут болезные за нами, не отстают.
После двух часов вахты лавировать становилось трудней. Предупреждаю задних,чтобы не так рьяно поджимали, а то по инерции влепят в корму, колупайся тут потом.
Так и шли всю вахту.Чтобы провернуть такую операцию,как задумал Пашка, и не могло быть и речи. Да он наверное и сам догадался, не звонил.
Отдохнув часа полтора на мостик пришел капитан. Следом помполит и врач Вова. Врач
Вова самый любимый объект для наших упражнений в насмешках.Как нарочно, только капитан вошёл на мостик,возник снежный заряд, да такой мощный, все сразу заволокло
снегом.Крупные хлопья постепенно перешли на крупу, потом мелкий дождь с поганым северо-западным ветром.Сбавили ход до минимума, видимость нулевая, остальной караван лег в дрейф.
-Что будем делать?,-спрашивают нас.
Капитан взял микрофон.
-Что будете делать вы,я не знаю.Мы будем стараться выйти из пролива, там легче будет.Если не выйдем, будем ждать Макарова, через сутки обещал быть.
Заряд прошёл также внезапно, как и начался.Сзади наблюдался вставший караван. Вот
уже полмили до него,миля.На судне все грохотало и подпрыгивало."Енисей",как бравый
рубака бросился в самую гущу врага,то бишь льда.Выбирать где легче,где нет,уже не
было нужды. Весь горизонт - это сплошь льды. В локатор впереди только кое-где просматривались прогалы, но даже если и идти к ним,нет гарантии, что они при нашем приближении не исчезнут.Но мы все шли и шли. Иногда с таким трудом, что думаешь,все встали.Ан нет,идем пока.После вахты,кое-как,с трудом заполнил судовой журнал.Всетрясется и стонет. Спать ложился с превеликой осторожностью, как бы невзначай, не пробить лбом переборку. Но уснул быстро,а проснулся от тишины. Судно
влезло в льды.главный двигатель не работал. Жужжали только динамки.
С утра на мостике никого. Старпом, тихий, лет 35-то татарин Ринат, лежал на диване
в штурманской, дремал. Когда я вошёл,он приоткрыл левый глаз,посмотрел кто вошёл?
-А,смена,-пробормотал он,вставая с дивана,-что,неужели 8часов?Вот это я дал.
В рулевой стояли вахтеные матросы,один с левого, другой с правого борта, и наверное тоже дремали, увидя нас встрепенулись и деловито стали разглядывать что-то за бортом.
-Как там?,-спросил их старпом.
Но и без ответа матросов было видно,что дела неважнецкие. Определение места показало,что дрейф составил около пяти миль за вахту,назад к Беринговому.
-Вперлись ещё на вахте ревизора,-пояснил обстановку старпом, мастеру скажешь, да я сам его увижу,"Макаров" будет только через двое суток,"Москва" тоже в Певеке, да
что "Москва",старенький уже,силенки не те.Все остальные там на западе.
Я взял бинокль, посмотрел за корму. Караван еле просматривался, миль семь до них,
не меньше.
-Ладно,пойду чайку хлебну. Да,оставь,если что в журнале строчки три,потом заполню,
что писать, в дрейфе же. Ринат ушёл,но тишина сохранялась недолго.
Через полчаса кто только не приперся в рубку.Все,кому не лень.Матросы только успевали таскать чайники с водой, да ставить их кипятить. Как обычно разговор пошёл о бабах, т.е. о женщинах. О наших,судовых. Потом почему то плавно перешёл на
ледовую обстановку, кто,когда здесь,был, как проходил, что за обстановка была.В основном разговор вели между собой помполит и мастер, иногда вставлял слово "дед",
стармех.Мы же,помоложе, поглядывали им в рот и подавали чай.Завели разговор о "Витимлесе",лесовозе польской постройки. Только, только приняли в эксплуатацию хороший добротный ,кстати первого ледового класса,пароход, или нет,правильнее теплоход, но на флоте, любое корыто зовут пароходом. Перегнали из Польши, разгрузился, погрузился в Владивостоке, и послали его в Арктику, дескать лес в Японию ещё повозишь, а вот тут оказия в Арктику. Сгоняй браток, делов то на месячишко, а там куда хочешь. И пошёл "Витимлес" в свой первый и последний рейс.Где-то в Эгвекиноте, где же ещё, нагрузили его по самый пупок углем
и он пошёл. Один.В сентябре.Застрял во льдах.Ждал МЕСЯЦ! когда придёт ледокол?
И не дождался. Раздавили льды.Агония его была долгой. Все всё выгрузили на лёд,судно ведь новое, с нуля.Даже секстанты уволокли, не тонуть же им среди моря.Кстати лег он совсем недалеко от "Челюскина",точно не скажу, но рядышком. Кстати, и то и другое, а потом и третье (вскоре погибло ещё одно судно"Нина Сагайдак") кораблекрушение вполне можно было избежать. Первое из-за головотяпства
и ужасающего жлобства О.Ю.Шмидта.отказался от помощи ледореза"Литке".Не хотел делится лаврами покорителя Арктики с другими. Арктику покорить
невозможно. Под неё надо подстраиваться.С ней надо дружить и любить, когда надо.
Другого послали в конце навигации, когда может случится абсолютно всё.
Здесь в сентябре уже зима, а ледоколы работают с караванами, и не бросаются по
любому чиху из одного угла моря в другое. Топлива не хватит. Да и ледоколы бывают,
что ломаются."Нина Сагайдак" - история немного другая,но все же не стоило бы судно
малопригодное по своим характеристикам к плаванию во льдах в осенний период, посылать в экспедицию. Разбило руль,пошли трещины,сбило в кучу все суда и самое слабое затонуло. Вот и все.Описывать просто, а почувствовать, как твой дом,всего
несколько часов назад,казавшийся таким уютным и крепким уходит под лёд, взирая на
тебя глазами-иллюминаторами, как бы вопрошая,"за что же вы так со мной?".И ничего
ничего нельзя сделать,только снять шапку и смотреть. Некоторые плакали. Кто украдкой, вытирая слёзы, кто в открытую.Никому не пожелаешь пережить такое. Это
даже хуже,чем утонуть вместе с ним,чем-то смахивает на предательство. По крайней мере ощущение такое.Вот он гибнет, а ты спасся.
Но наш,пусть и старенький "Енисей",так просто не взять.Да и обстановка немного другая. Лето,лёд подтаивает, похож на мыло.Расколоть не расколишь, выскальзавает из под судна,налезает на соседей, опять соскальзывает. Если каша, то каша и есть,не смерзается.
А "Витимлес" тонул красиво. Есть,наверное, красота и в гибели.Ударившись кормой о грунт,нос судна,вместе с надстройкой ещё много часов возвышался над льдом,пока своим весом не проломил его и ушёл,выпуская клубы воздуха, как последний выдох.На глубину около 40метров.
В ночь следующего дня операция "мягкий знак"была успешно проведена. На мостике
Никто не торчат, уже поздно.Ленчик,вместе с мотористом и Пахой все же пролезли в трюм и тиснули три ящика спиртного."Плиска","Слнчнев бряг", были упакованы в деревянные ящики,пересыпаные опилками, обтянутые контрольной лентой. Но это не остановило славных бутлегеров. Придя с вахты в каюту,я обнаружил у себя на койке прикрытые одеялом 12бутылок вышеуказанных напитков.Что с ними делать я знал. Не надо говорить,"Ах!Я не хотел,и что делать? Куда такую уйму? ",Ну и всякое-такое.Даже,братцы не смешно.Все мы любим выпить,а тем более,на халяву. Моралистов это не касается! Тут же попрятал по разным углам бутылки, сбегал на камбуз, нашел хлеба,одну луковицу и в холодильнике кусок подсохшего сыра.
-Паша,а я закуску нашёл,-звоню я Пашке,-Дуй до мэнэ.
-Лучше ко мне,-говорит Пашка,-подальше от начальства. Думаешь ты один щедрый, Труху позовем.
Труха - это ремонтный механик,высокий парнишка, с почти белыми волосами. Свою кличку он получил за то,что в машине сунувшись к тем или иным агрегатам и системам, всегда стучал по ним молотком и убедившись в чем-то говорил небрежно:
- А- а- а,труха кругом, старье, мать-перемать.
Славно посидели. Выпили с устатку литр. Сразу после душа,хорошо!.
Один факт.Когда мы сидели и праздновали удачную операцию, вокруг судна шарахался белый медведь. Уборщица всякий раз вываливала пищевые отходы прямо за борт, на лёд. Вот он и учуял.Вахтеный матрос стибрил из камбуза банку сгущенки, сделал в ней несколько дырок и бросил в медведя. Тот обнюхав её, захватил в пасть и стал жевать. Пожевав минуты две, мишка выплюнул комок жести и пошёл прочь.
Через сутки,с небольшим подошел "Адмирал Макаров",ведя за собой танкер и трёх сухогрузов. Сзади и немного в стороне от каравана шёл ледокол "Москва".Прошло ещё несколько часов пока караван не вышел на относительно чистую воду с концентрацией
полей баллов 4-5.Потом оба ледокола долго крутились у нашего каравана, пока не подтянулись к нам.Мимо,очень близко,метрах в пятидесяти пролетел "Макаров",не обращая внимания на лёд,который просто вылетал из под корпуса ледокола и казалось,что осколки долетят до нас.Дали ход.Мало-помалу вышли на след,там подошли другие, подгоняемые "Москвой",и вот идем, все также вздрагивая и подпрыгивая на арктических ухабах. Выйдя из пролива Лонга ледовая обстановка значительно улучшилась. Слава тебе,господи,скоро Певек.
В самой Чаунской губе льда не видно. Здесь сбоку и прилепился славный северный городок Певек.Его поставили , когда неподалёку нашли золото.Если идти вдоль берега пешком или,допустим,на собачьей упряжке,хоть в ту,хоть в другую сторону, можно найти много интересного. Тундра не скрывает свои секреты. Они все на виду. И если кто оставил здесь следы, их обязательно можно увидеть. Даже проедет вездеход и след останется на многие годы. Они не скрадываются опавшей листвой, гниением дерева и других вещей, благодаря знойному солнцу. Все,все остаётся на многие годы. И будь люди повнимательней, то,наверняка увидели бы и какие-то следы тех далеких первопроходцев.Тундра открыта. Ведь находят мамонтовые бивни, а когда они жили?
Вот то-то.Обогнув мыс Шелагский мы вошли в Чаунскую губу и вот он Певек.
Простояв под выгрузкой сутки, груза не так много,в основном все везем на Колыму
Отошли после обеда. Сам посёлок ничем не выделяется среди своих заполярных собратьев. Дома на сваях,теплотрассы, деревянные тротуары,- все как обычно. Поразил только один магазинчик. Мы сначала и внимания не обратили на покосившийся,
впаяный в мерзлоту сарай,если бы не вывеска, говорившая, что здесь магазин.
Мы,это я и Вова-доктор,вошли в этот сарайчик и,о чудо! Это даже не Клондайк и не магазин Елисеева, где он там?На Тверской? Так вот,это и не Греция,где есть ВСЁ! Это круче.Вы когда-нибудь при СССР пили "Бехеревку"?Ах,вы даже и не слышали про такое? Зелёная плоская бутылка такого же зелёного ликера. Ну,ребята,здесь не захочешь, а косоглазие получишь сполна. Мы с умным видом стояли перед прилавком,
равнодушно рассматривали всяких там крабов, да икру и любые, самые невиданные консервы, денег все равно - кот наплакал. Справа стояли тесно,как солдаты в строю, мощными рядами, взводы и даже роты всяческих шуб,полушубков, дох и ,ну не знаю,какой ещё муры.
Вова прошептал:
-Давай Бехеревку возьмём, всего семь рублей.
Я со знанием завсегдатая подобных магазинов, эдакого сомелье, спросил:
-Доктор, ты что?Сибарит?
-Не что,а кто.
-Доктор,вы кто сибарит?
-Ладно,кончай умничать, давай ликерчику возьмём.
-Нет,Вова,нет.Только спирт,-ответил я голосом Светличной из "Бриллиантовой руки".
Доктор засмеялся:
-Спирту у меня своего хватает.
-Чож ты в тот раз нас с Пахой не похмелил, морда ты эдакая. Эх,Вова,Вова, хочешь
приходи ко мне после ноля,я тебя,так и быть,угощу хорошим ликерчиком? Хочешь?
-А вы что не все что ли после отхода выпили?
-Мы не какие-то там доктора,пьющие казенный спирт,а моряки торгового флота, дающие
бой,пьянству.А на ликерчик приходи.
Так пикируясь мы выйдя из магазина, ничего не взяв, прошвырнулись по набережной и вернулись на судно. Скоро Колыма и мне ещё предстояло просмотреть на предмет корректировки карты подхода к конечной точке.


Рецензии
Хорошо, что Вы пишете для Вас привычном, а нам не только необычном - захватывающем. Получается душевно, иногда с юмором. Дай Вам Бог не потеряться в новой для Вас "ротации"! Здоровья Вам и всяческого благополучия!
С уважением, Галина.

Галя Елохина   22.01.2016 13:28     Заявить о нарушении