Покоя сердце просит

            
          В №46 2015 года газеты «Аргументы и факты» опубликована статья К.Кудряшова «Ушёл за правдой…», в которой рассказывается о последних днях жизни великого русского Старика в русской и мировой литературе – Льва Николаевича Толстого.
          Вслед за многими автор статьи тоже задаётся волнующим и сегодня многих  современников вопросом:Зачем он бежал? От чего? Куда? Чего он хотел? У Старика об этом уже не спросишь. Остаются только домыслы и версии. Мне бы тоже хотелось поделиться своими личными домыслами и версией на данный счёт. Но вначале одно существенное замечание по статье.
           Для этого привожу цитату из статьи: «Отлучение состоялось в 1901 году. Результат – небывалый взлёт популярности Толстого. По сути – проигрыш в противостоянии «писатель – государство».
           Толстой противостоял не государству, думать так, было бы ошибочно, а – государю,государевым людям,государевой администрации,государевой системе,царскому двору.Словом,-государственникам.Государевой власти. Понятно безмерное величие Л.Н.Толстого для русской жизни и мира в целом, но даже в подобных  случаях возвеличивания, восхваления, возвышения  надо продуманно и очень осторожно пользоваться философскими понятиями. Не путать само государство с государственной властью.
              Тем более, что далее автор сам же опровергает свой тезис, продолжая разговор о противостоянии между Л.Н.Толстым и государственной администрацией по поводу просвещения российского народа. И если следовать установке тезиса автора статьи о противостоянии Толстого государству, то получается, что Л.Н.Толстой противостоял и российскому «земледельческому народу», что входит в резкое противоречие с дальнейшими его рассуждениями. В частности, приводится высказывание начальника Главного управления по делам печати Евгения Феоктистова о фирме писателя «Посредник», занимавшейся просвещением российского народа. «Ничего мерзостнее «Посредника» нет и быть не может». Вот так «два генерала» сидели на шее русского мужика - крестьянина и очень «лестно» о нём же отзывались.
               В связи с этим символично звучит название фирмы «Посредник». Толстой видит именно себя, как писателя и литератора земли русской, мастера художественного слова, настоящим и истинным посредником напрямую между Христом и православными. Естественно, ни царю, ни, тем более православной церкви, такое посредничество писателя очень не нравится. Им не нужен проводник между Христом и трудовым народом, ибо они только за собой закрепили право на монополию  божественной истины. Точнее, приватизировали её в рамках государственно- церковной власти.И монопольное право при этом дурить,оболванивать православный русский народ.
               А теперь я бы хотел  поделиться своими домыслами и версией по поводу ухода Старика из дому. Кто хоть мало – мальски имеет дело с творчеством Л.Н.Толстого, хорошо знает, какое влияние на писателя оказывал А.С.Пушкин. Да и не только на него одного. Вспомним хотя бы того же Н.В.Гоголя. В обществе российских литераторов так и остался открытым спор по поводу того, кого ставить выше в литературной жизни:Пушкина или Некрасова? Как мне кажется, Л.Н.Толстой сделал выбор в пользу первого. За это говорит и его уход из дому. Старик тоже, усталый раб, давно замыслил свой побег из « грубого материализма в чистый идеализм» .В обитель дальную трудов и чистых нег.
                У него для этого было два пути.
                Первый. Пушкин по своей личной воле завершил земную жизнь на дуэли. Лермонтов также искусственно прервал свою жизнь на дуэли…
                Такова печальная участь гениев литературы,которые напрямую имеют дело с художественным словом,с художественным мышлением,с художественной правдой...
                Толстой не был рожден для дуэли – убийства. Он хорошо помнил и сам лично проповедовал заповедь Христа – не убий!Даже самого себя. Поэтому Старик избрал другой путь. Свой самостоятельный путь. Каким и шёл самостоятельно, с историческим размахом, в художественной литературе, в художественной правде, в божественной правде внеземной жизни.
                Это  ведь только в песне легко и свободно поётся: «Сердце, тебе не хочется покоя…»
         
   


Рецензии