Крестины
- Крестины это искусственное расширение родственных связей, - просветила меня моя коллега Татьяна Федоровна Н.
Жорка – Георгий Федосеевич Письменов – красавец мужчина, балагур, весельчак и гулёна, был (и остаётся) мужем Нади, Любиной подруги, а Люба была (и остаётся) моей женой. Кроме упомянутых достоинств Жорка был ещё любителем застолий, качество настолько характерное для русского человека, что о нём и упоминать не стоит.
Однажды он решил упорядочить наши семейно-дружественные отношения. Окрестить нашу полугодовалую дочь. Стать крёстным отцом. И правда, что это за чин такой: муж подруги жены? Несолидно. Соседка Рая в этом случае становилась крёстной, её муж Эдик и жорикова Надя становились, соответственно, кумом и кумой.
Всё, как у людей.
Сразу оговоримся, что верующим Жорка никогда не был и к религии относился только со стороны традиций. А традиции на Руси редко не увязываются с… одним словом, как я подозреваю, Жорке просто захотелось выпить.
Ну-у, здесь я, пожалуй, неправ. Разве применимо вульгарное понятие "выпить" к дружескому застолью, к радости общения, когда в весёлых хлопотах готовится закуска, когда нет времени готовить мудрёный салат - свежие огурцы разрезаются вдоль, помидоры на дольки, веточки укропа и петрушки выкладываются прямо на порезанный сыр (а картошка уже варится!), косыми кружочками нарезается колбаса, сочными ломтями укладывается на тарелки ветчина и… эх! Да о каком отсутствии аппетита можно говорить, и существует ли в мире такое понятие, как плохое настроение!
Я называю Георгия Федосеевича Жоркой, потому что он был своим в доску парнем, дружили мы давно, а по имени отчеству обращались лишь изредка, чтобы напомнить друг другу о взаимоуважении. А вот именно Жоркой, а не Жориком, он был потому, что по солидности своей никак не тянул на уменьшительно-ласкательное Жорик.
Было лето, было четыре часа пополудни. Крестины должны были состояться немедленно - дорога ложка к обеду!
Церковь на Пролетарке уже не принимала. Жорка развил бурную деятельность. Через полчаса он сказал: - «Всё, договорился!», ещё через четверть часа он нашёл машину: - «Едем!» и ещё через двадцать минут мы были уже в Каменоломнях, в симпатичной церквушке под Дорурсом.
Церковный дворик в траве-мураве примыкал к речке, в зарослях осоки и молодого камыша тюлюлюкали лягушки. Простор, воздух, чистота которого ощущается только за городом, небо, лёгкие облака и солнце, клонящееся к закату. В Каменоломнях солнце садится за бугор с кладбищем и песчаным карьером.
Бугор, длинный тектонический разлом с отложениями желтого известняка-ракушечника, тянулся почти до самого Ростова. Правее кладбища, если смотреть со стороны посёлка, в склоне оврага прорезавшего бугор, были две дыры - выходы карстовых пещер. Мы, любопытные пацаны, зажигали огарок свечи и ползли по узкому проходу до первого «зала» потом до второго. В первом можно было сидеть на корточках, во втором стоять под куполом, полусогнувшись. На полу толстый слой известняковой крошки, уютно и загадочно. Мы разговаривали шепотом, поскольку были уверены – стоит громко крикнуть или, не дай бог, выстрелить, пещера тотчас же обрушится. Летом 1955 года пещеры облюбовала какая-то бомжовско-уголовная шайка, убили кого-то из своих и районные власти замуровали входы в пещеры. До сих пор там можно видеть кирпичную кладку.
Но мы отвлеклись.
Церемония крещения состоялась на упомянутом дворике-полянке. Молодой, приятный лицом батюшка, построил мамочек с ляльками в круг, жиденькую толпу сопровождающих оттеснил к ограде. Мамаш было пятеро - день был будний, все собрались после работы.
Недавно заступивший на должность, не избалованный обилием паствы батюшка был старателен и ревнительно относился к отправлению религиозных обрядов. Кроме всего прочего, здесь, на периферии, он чувствовал себя полноправным духовным властелином прихода. Мамочки ходили у него по кругу, повторяли за ним какие-то молитвенные слова, по его указанию крестились и кланялись.
- Ниже, ниже! – торжественно-повелительно говорил он отвыкшим от раболепия молодым женщинам, - ниже поклон, выше молитва!
Сгибаться в поясном поклоне с ребёнком на руках было неловко. Моя жена не отзывалась на псалмы батюшки, низко кланялась и щёки её горели возмущённым румянцем. Она не была ни верующей, ни атеисткой, в поминальный день ходила на кладбище, на Пасху пекла куличи с ванилью и поручала мне расписывать фломастерами яйца. Когда же верующие сёстры заставляли её креститься и отвечать «Воистину воскрес!», она сверкала глазами и отмалчивалась - характер у неё был весьма независимый.
После обряда у жены испортилось настроение и она молчала до самого дома.
=============================================
Был восемьдесят шестой год, церковь тогда ещё знала своё место в государстве. В то время мы, крестившие своих детей, на девяносто восемь процентов не принадлежали к лону церкви - мы отдавали дать народной традиции. Крестили детей и коммунисты, и верующие, крестили сочувствующие и тем, и другим. Наш, периферийный священнослужитель несомненно знал это и должен был учитывать данный фактор. По сути дела, своим излишним усердием он совершал насилие над личностью.
В крупных городских церквях, где народу было неизмеримо больше, обряд крещения проходил проще, без элементов религиозного фанатизма. Советская идеология включала антирелигиозную пропаганду и члену КПСС за крестины могло влететь по партийной линии, а работнику солидного предприятия по административной. Поэтому крещение проходило быстро, почти наспех и не в самом храме, а в какой-нибудь пристройке, маленькой церквушке на территории храма. Батюшка что-то бормотал, святой водой смачивал волосики и рисовал крест на лбу дитяти, брал денежку и отпускал рабов божьих с миром.
В 1975 году, в Макеевке, в подобной ситуации мы крестили семилетнюю дочь моего приятеля. В зале главного храма было полно народа.
- Видел сколько грешников? – негромко сказал мне приятель.
- Где?
- Да вон, молятся.
- Какие же это грешники, - не понял я его, - это верующие.
- Грехи замаливают, - сказал он, - чего бы я лоб расшибал, если безгрешен?
Я так и не понял, шутил он или говорил всерьёз. Но логика его была убедительна.
Не помню, чтобы в мою бытность кто-то имел неприятности за приверженность религиозным обрядам. Давление оказывалось, в основном, на совслужащих, участвовавших в обряде крещения, да подвергались шельмованию религиозные секты, как разобщающие общество организации. Антирелигиозная пропаганда носила довольно условный характер. Народ широко праздновал Пасху и никто этому не препятствовал. В государственных ларьках и буфетах, как бы невзначай, продавались вполне пасхальные куличи, на кладбище подвозился песок, для ухода за могилками. В пасхальное воскресенье обычно поминали близких, поскольку Родительский вторник был рабочим днём.
В 1943-ем тяжелом военном году Сталин вернул народу религию. Моя бабушка по воскресеньям ходила в церковь, возвращалась просветлённая: «Там батюшка так хорошо про Рахиль рассказывал!». Церковь была под негласным строгим надзором органов, антигосударственные оттенки в проповедях были немыслимы, исключались угрозы божьей карой в адрес неверующих.
Церковь была для верующих - для людей с уже сложившимся мировоззрением, вовлечение в лоно церкви молодых граждан советским государством не приветствовалось. Шла негласная борьба за влияние на массы между религиозной и государственной идеологиями.
Не скажу, что государством использовались драконовские методы. Из четвертого класса нашей школы в 1954 году ушёл в духовную семинарию Вовчик Плотников, ничем не примечательный мальчик. Когда стало известно о его уходе, мы смотрели на него, как на тихопомешанного. Не скажу, что школа настраивала нас на атеистический лад. Достаточно было того, что нам с младых ногтей не капали на мозги «Законом Божьим». Мы росли атеистами.
Верующие были себе на уме, верили втихую. На пике хрущевской борьбы за идеологическое единение общества имела неприятности учительница младших классов Ольга Родина. За крещение сына-первенца в 1962 году ей предложили уволиться. Отмолчись она, да ещё разумно скажись больной - всё обошлось бы, спустилось на тормозах. Однако Ольга Васильевна оскорбилась и «назло кондуктору» уехала с мужем Степаном (впоследствии видным шахтинским поэтом) на его родину, в Пензенскую область, в глубинку. Пока она писала письма, выговаривая право семье вернуться в родной город, пока заостряла вопрос, власти отвечали отказом, ссылаясь на нехватку специалистов на периферии. Потом Родины молча приехали в Шахты и их так же молча приняли, поскольку специалисты везде были нарасхват. Ольга Васильевна до сих пор хранит обиду на власти за неуважительное отношение к её духовному миру.
Отношения церкви и государства никогда не были безоблачными. Священнослужители всегда считали, что дела государственные не могут быть выше дел господних. По мере накопления церковью богатств, рано или поздно вставал вопрос о власти. Вольтер, французский философ и борец с религиозным фанатизмом, писал Екатерине: «Держите попов в чёрном теле и будете жить безбедно».
В прежнее время я симпатизировал церкви (чему немало способствовал образ положительного и самобытного батюшки на экранах советского кино), сейчас же, во время не столько свободное, сколько неопределённое, когда попы кинулись освящать подводные лодки и космические корабли и требовать за это от богатств Эрмитажа, мои симпатии изменили полярность.
Вера, на мой взгляд, это врождённое. Как можно родиться блондином или брюнетом, так можно родиться с установкой на материалистическое или религиозное формирование сознания. В разумно устроенном государстве все проявления общественной жизни должны быть сбалансированы.
======================================
По возвращению домой мы славно посидели!
1986 г. г. Шахты
фото из НЕТа - В. Поленов "Московский дворик".
Свидетельство о публикации №216011300789
В наших краях крестины семейный праздник, идущий, видимо, из язычества. С церковью, с крещением не связанный.
У некоторых почему-то крестник называл крёстную мать "лёлькой".
Я смотрю вы пожили на свете. Да ещё и с больницей связаны.
Поделитесь, как здоровье, если не секрет...
Что пьёте и сколько?
По комплекции, вроде, стройный - как питаетесь?
С уважением.
Евгений Помогаев 19.01.2016 11:48 Заявить о нарушении
жалоб не предъявляет, физиологические отправления в норме. Вредных привычек не имеет с 1984 года, если не считать графоманию. Предпочитает молодых брюнеток в сослагательном наклонении.
Спасибо, Евгений, за интерес к вопросам здоровья! Насоветовать могу много, но это же надо соблюдать! (((
===
Лель — славянское божество любви и брака. В дохристианстве крещения не могло быть, но ... одним словом, надо прогуглить!)) Расспросите стариков (я не в счет!).
Евгений Нищенко 19.01.2016 14:35 Заявить о нарушении
Советов может каждый надавать. Но ведь их дают не для того, чтобы соблюдать, а для разговора.
Но я-то просил не совета. Рассказать, как после 70 питаетесь, это не совет, а удостоверение факта.
Евгений Помогаев 19.01.2016 14:52 Заявить о нарушении
У каждого свой век, но в наших силах продлить или укоротить его.
Евгений Нищенко 19.01.2016 21:03 Заявить о нарушении
Евгений Помогаев 20.01.2016 12:35 Заявить о нарушении
Молоко. Оно не всякому по нутру. Есть люди, потомки скотоводов, у которых достаточно в желудке казеиназы - фермента, расщепляющего белки молока - эти пьют молоко, как "Хозяин тайги" - кувшинами. А у прочих рыбаков и трубочистов с ферментом не всегда благополучно и для них молоко в тягость. Так однажды, годах в 70-х, дотошная Америка решила посадить всех своих граждан на молоко перед сном. И вся нация заурчала животами - предки подвели!
Мои предки тоже, судя по всему, брезговали быкам хвосты крутить, но я хитрый - молоко пью с мезимом или с ацидин-пепсином.
Яйца тоже - кому как. Белок вкрутую тяжеловат для желудка, некоторые едят только желтки. Но, опять же - один слопает десяток вкрутую и жалеет, что курочка ещё на пяток попку рвать не стала. Мой приятель выпил на спор двадцать яиц и ничего, только чесался пару дней. Я лично обожаю яичницу с помидорами. А вот, кому пора себя ограничивать от удушающей полноты, рекомендуется есть яйца вкрутую без соли - аппетит отбивает! Кстати - горячее яйцо вкрутую более усвояемо, а холодное, как резина.
Свежая растительная клетчатка залог хорошей работы кишечника. "Блажен, который по утрам..." дальше в Гугле. У армян культ зелени: "Мы без тёртой моркови зимой за стол не садимся".
это тема на большую поваренную книгу.)
Евгений Нищенко 20.01.2016 16:11 Заявить о нарушении
Евгений Нищенко 20.01.2016 16:13 Заявить о нарушении
Евгений Помогаев 21.01.2016 14:01 Заявить о нарушении
Лица не переносящие пресное молоко, обычно пьют кефиры неограниченно.
Диета - индивидуальное дело каждого. Условие одно (вернее несколько): с возрастом пища должна бы малокалорийной, обязательно достаточное количество свежей растительной клетчатки - целлюлёзы (варёную морковь на помойку!), а целлюлоза это всё, что растёт. В местностях, где много употребляется в пищу свежей капусты кривая раковых заболеваний желудка и кишечника значительно снижена.
Евгений Нищенко 21.01.2016 14:23 Заявить о нарушении
Евгений Нищенко 21.01.2016 14:27 Заявить о нарушении
Три часа ночи, а Вы о спорте!)))
Я никак не пойму, Вы всерьёз или прикалываетесь?! )))
Ладно, шутки в сторону: молодым я гонял футбол по 24 часа в сутки. За работой стало не до спорта. Брёвна тесал, да глину месил, когда строился. Да огород копал. В 60 вскинул мешок с картошкой на плечи и скорым шагом донёс метров 200 до машины - резануло сердце. Понял, что со стометровками на скорость надо закругляться. Дело в том, что у молодых сосуды как резиновые и на любую нагрузку расширяются, а с возрастом сосуды твердеют и не обеспечивают больших нагрузок. 70-летний Косыгин А.Н. выгребал на байдарке так, что за ним охрана не поспевала. Он посмеивася над молодыми, а потом вдруг перевернулся - инсульт, сосуд в мозгу лопнул. Кабы не охрана, утонул бы. После инсульта он сошёл на нет через полгода.
Я хожу, плаваю, упражняюсь с лопатой и тяпкой. Живу впроголодь.
Здоровья Вам!
и извините за гусарский юмор
Евгений Нищенко 22.01.2016 11:34 Заявить о нарушении