Леденец на палочке часть 2

(Рассказ мичмана Панина о своих удивительных приключениях.)

В полностью разорённой горнице было пусто и страшно.

Со стороны печки раздавались шорохи и невнятные ругательства. Из подшёстка и подпечка валил серый густой дым, как мутная вода покрывший пол горницы по колено.

С улицы доносился топот сапог и характерные лязгающие звуки передёргиваемых затворов. Тонко, жалобно заскулила собака.

Всё вокруг застеклилось и поползло сверху вниз, как ползёт дождевая вода по стеклу. Захотелось закрыть глаза.

И я их закрыл. Меня несло по реке Времени мягко покачивая на международных кризисах и потрясывая на войнах и военных конфликтах.

Сколько продолжалось это плавание? Не знаю... Как можно судить о времени находясь внутри него? Может это была терция времени, а может иоктосекунда?

Я сразу почувствовал остановку в движении. Я ощутил стылую стужу кожей лица.

Рубиновый свет проникал сквозь зажмуренные веки. В воздухе пахло дымом, гарью, но над всеми этими запахами преобладал запах чеснока.

По ощущениям, я лежал на холодной, промёрзшей земле, а может быть на утоптанном снегу. Кто-то стоял рядом и теребил меня за рукав гимнастёрки.

- Дяденька! Вам плохо? Может быть фельдшера? -тонкий девичий голос. 

Я открыл глаза.

Прямо над собой я увидел, перепачканное в саже, встревоженное лицо девчонки.

Ещё выше, над её головкой в шерстяном платке, низко повязанном – так что лоб был закрыт, клубился, вытягиваясь в полосы на сильном ветру чёрный дым.

Густые клубы дыма, и низкое серое небо в снеговых тучах...

Я лежал на утоптанном снегу рядом с параллелепипедом печки с обрушенной трубой.

Штукатурка на печке до самых кирпичей была испещрена сотнями царапин и каверн, оставленных осколками снаряда или бомбы.

Судя по глубокой воронке что-то крупное разорвалось рядом с избой, разметав пятистенок на брёвнышки, снеся крышу и устроив пожар.

Вероятно в беспамятстве, контуженный взрывом, я сам смог выбраться из печки и отползти в сторону. Никого из моих друзей ни в живом виде, ни в виде трупов я не обнаружил.

Преодолевая головокружение и приступы тошноты, я осмотрел печку, заглянув при этом в шесток, но никого там не обнаружил.

Между тем девчонка сбегала подальше от пожарища и принесла в пригоршне чистого рыхлого снега, который протянула мне.

Часть снега я жадно схватил губами, мечтая утолить донимающую меня жажду, но тут же выплюнул.

Снег имел противный чесночный привкус.

Оставшимся снегом я растёр лицо и виски. В голове немного прояснилось. Я начал воспринимать окружающий мир.

Я стоял, покачиваясь и оглядываясь по сторонам. Рядом стояла девчонка в платке, старой кацавейке и сильно сношенных не подшитых валенках.

Девчонка снизу заглядывала мне в лицо, вцепившись покрасневшими пальцами руки в мой рукав. Я начинал замерзать в своей гимнастёрке х/б-б/у.

Вокруг нас простиралось огромное заснеженное поле. Поле пересекал широкий и глубокий ров, засыпанный снегом.

Влево и вправо ров тянулся очень далеко, скрываясь за увалами. За рвом вдалеке чернела щетина леса.

Ближе к нам, с нашей стороны рва, на снегу краснели вывалы глинистой земли, иногда в той стороне что-то коротко посверкивало.

Слева и справа, и как бы чуть за спиной погромыхивало.

В моей контуженной голове потихоньку начало складываться знакомое ощущение беды и войны.

Я ещё раз энергично потёр лицо ладонями, окончательно приходя в себя.

-Наши-то, где? –спросил я у девчонки.

-А вот, дяденька – иди прямо! Видишь, где окопы копают! –показала девчонка пальцем.

-Тебя как звать-величать? -спросил я у неё.

Девчонка потупилась: -Нюша... мамка кликала пока её не убило...

Я проглотил комок в горле и, потрепав Нюшу за плечо, молча двинулся в указанном направлении, обходя воронку по краю.

До рва по моим расчётам было километра полтора. Сначала я шёл по целине – нетоптаному снегу. Идти было тяжело я начал потеть, но на ветру от этого стало совсем невмоготу – холодно.

Я попытался перейти на рысь, но скоро выдохся, и чем бы это всё закончилось, если бы я неожиданно не набрёл на торную дорогу, по которой явно ездили.

Ездили и на санях – я видел в нескольких местах широкие полосы от полозьев.

Ездили и на машинах – следы шин с неглубоким, истёртым протектором были иногда видны на накатанной до голого грязного льда дороге.

Дорога петляла, но её вновь накатывали, обходя воронки от бомб и снарядов. Два раза я замечал на старых участках дороги чёрные закопчённые остовы сгоревших грузовиков, торчащие из вновь наметенного снега.

Потом я услышал вибрирующий приближающийся звук, рефлексы сработали и в прыжке вбок я буквально зарылся в снег на обочине.

Почти тут же я всем телом ощутил, как вздрогнула земля, раздался звук разрыва, проверещало надо мной, и рядом с собой я ощутил тупые удары в промёрзшую землю.

Один из осколков разметал снег у меня перед лицом и со страшной силой воткнулся в землю, обдав меня секущим веером мёрзлых комочков земли.

Я закрыл глаза, всем телом чувствуя стылый холод и вжимаясь в снег, как будто он мог защитить меня.

Земля подо мной продолжала подпрыгивать. Я сообразил по темпу стрельбы, что далёкая артиллерийская батарея ведёт беглый огонь по какой-то цели.

И точно за моей спиной раздался надсадный вой главной передачи в картере заднего моста и слитный рёв мотора. Я продолжал лежать не шевелясь.

За моей спиной что-то происходило. Вой и рёв сменили тональность, и их заглушил такой понятный русский мат.

Кто-то кричал на несколько голосов поминая душу, маму, заднюю часть тела и ещё целую кучу всяких существительных, глаголов и прилагательных относящихся к теме половых действий и извращений.

В другое время я бы заслушался, но рядом со мной со скрипом вспорол снег в постепенно останавливающемся движении опрокинувшийся на повороте автомобиль.

В пяти метрах от меня валялась на боку автомашина, чем-то неуловимо похожая на ГАЗ-69. Впоследствии я узнал, что это ГАЗ-61-417.

Но это новое знание никак не повлияло на мою судьбу, да и на судьбу этого мира, тоже.

Трубчатые стойки поддерживающие брезентовый тент были покорёжены, из-под полога обвисшей ткани доносились до моего слуха внятные ругательства и стоны.

Я немного полежал на снегу. Обстрел вроде-бы закончился – земля перестала дрожать, хотя вдалеке раздавалась канонада.

Я поднялся. Меня била крупная дрожь. Я сделал несколько шагов к опрокинувшейся машине и приподнял висящий отвесно кусок брезента.

В кузове шевелилось несколько неуклюжих фигур в овчинных полушубках.

Повисший на рулевой колонке шофёр громко стонал, иногда начиная подвывать от боли: -А-а-а-а… Мамочки, как больно... А-а-а…мамочки…

Я протянул руки, вцепился в складки чьего-то полушубка и потянул что было сил на себя.

К моим ногам из кузова вывалился на спину какой-то чернявый политрук с тремя красными “кубарями” на малиновых петлицах, которые я узрел в распахнутых отворотах полушубка – две верхние пуговицы на нём были вырваны с корнем.

Политрук тут же перевернулся, и вскочил на ноги оправляя полушубок под перекрутившейся портупеей.

Не глядя на меня, он посунулся в темноту под брезентом и срывающимся от волнения голосом спросил: -Как Вы там, товарищ бригадный комиссар?

-Трам-тарарам! Тьматьматьматвоючерезкоромыслоети! Помоги политрук! Майора задело! Одному не поднять! –раздался начальственный бас.

Политрук засуетился, напрягся, ноги его в новых валенках заскользили по снегу и начали разъезжаться.

Он полуобернулся ко мне из темноты полога, ощерился от натуги и сквозь зубы проговорил: -Давай, боец! Берись за другую руку!

Я помог ему вытащить из машины раненного майора. Тот был без сознания.

Правый бок его полушубка был изодран осколком снаряда. Из длинной дыры торчали вымокшие в крови клочья овечьей шерсти.

Мы опустили майора на снег и под его телом тотчас стало оплывать темно-красное пятно.

-Видать печень задело… Не жилец, -подумалось мне.

Затем из темноты под брезентом кряхтя и опираясь на руки политрука вылез сам хозяин начальственного баса.

Это был крупный мужик с наголо обритой головой и большим носом, под которым размещался квадрат густых чёрных усиков, типа таких что я видел на портретах под носом у командарма 1-го ранга Кулика или как у комбрига Панфилова.

Политрук суетился вокруг начальства, обдёргивая на том полушубок и поправляя ремни портупеи.

Бригадный комиссар огляделся вокруг. Его взгляд скользнул по лежащему майору и остановился на мне.

-Боец! Почему не по форме одет? Доложитесь! –сурово гаркнул бригадный.

-И ты, Козлов, -он обернулся к политруку: -Найди там внутри мою шапку и помоги, трамтарарамвдушутьматьматьмачерезодноместо, Пивоварову!

Политрук кинулся внутрь машины искать шапку и вытаскивать раненного шофёра. Я было тоже дёрнулся, но комиссар остановил меня нетерпеливым жестом.

Пришлось кое-что вспомнить, и я, не прикладывая руки к пустой голове, а вытянувшись по стойке смирно, доложил: -Мичман Панин! Эскадренный броненосец “Решка”! Потоплен в доблестном бою с японцами!

А что мне ещё оставалось делать? Кто бы мне поверил? Я не знал в каком времени нахожусь. Впрочем, о том где я нахожусь, можно было только догадываться…

Я приготовился к самому плохому развитию событий.

Но к моему огромному удивлению бригадный комиссар помягчел взглядом и произнёс: -Понятно, мичман! Проклятые коварные японские империалисты! А ты, видать, с крайнего пополнения? Это вашу бригаду сегодня утром накрыло на марше?

-Так точно, товарищ бригадный комиссар! –отрапортовал я, облегчённо переводя дух, но особо не расслабляясь.

-Ты вот что, мичман… Сними с майора полушубок, ему он уже ни к чему, да оденься! А то тестикулы отморозишь себе, бабы любить перестанут! –грубовато пошутил комиссар.

Я опустился на колени рядом с майором. Он уже отошёл, и помочь я ему ничем не мог.

Я осторожно расстегнул на нём ремни. Потом я расстегнул пуговицы на его полушубке, кожей ладоней чувствуя, как холодеет его тело.

Я натянул на себя его испачканный кровью полушубок с косой рваной дырой на боку, подпоясался ремнём.

На майорском ремне висела кобура. Я расстегнул её – в мою ладонь удобно легла рукоятка укороченного “нагана”.

Я проверил барабан – все семь патронов были на месте.

Политрук первым делом нашёл в машине и передал бригадному комиссару его шапку, а затем мы с ним вдвоём осторожно вытащили шофёра и посадили его так, чтобы он мог опереться спиной о кузов перевернувшегося автомобиля.

Шофёр, рядовой Пивоваров, был ранен осколком в левую ногу. К тому же, когда машина переворачивалась, он сломал ту же ногу ниже колена.

Комиссар распорядился чтобы я остался с раненным Пивоваровым, а сам в сопровождении политрука Козлова отправился пешком в штаб 40-го стрелкового полка 78-й стрелковой дивизии.

О номерах полка и дивизии мне сообщил Пивоваров, после того как я перевязал ему ногу бинтом из индивидуального пакета, оказавшегося в кармане полушубка - наследства убитого майора.

Нож-финку для того чтобы разрезать ватные штаны и шаровары мне дал Пивоваров.

Он же указал где лежит малая сапёрная лопатка, черенок которой я использовал как шину, примотав к ней сломанную ногу шофёра бинтами из его индпакета.

Потом Пивоваров угостил меня махоркой, а бумагу для самокруток долго искать не пришлось – политическое начальство везло с собой в кузове целых четыре пачки выпуска фронтовой газеты.

Я срезал ножом с тента большой кусок брезента, подсунул край Пивоварову под зад, а остатком укутал его с головой от ветра. А сам присел рядом с ним на борт.

Наступил один из редких моментов на войне, когда по тебе не стреляют, когда тобой не командуют, и можно оправиться и закурить.

Я, конечно, не отказался бы пожрать, но это было бы уже совсем великолепно…

И вот мы сидим, курим крепкую махорку, пуская дым в рукав… Пивоварову малость полегчало, и он, как всегда начав с воспоминаний о родных местах, перешёл на пересказ своего боевого пути.

Я слушал с огромным вниманием.

Меня не очень сильно интересовал анабасис шофёра рядового Пивоварова, сколько информация об исторических событиях, на фоне которых шофёр крутил баранку своего ГАЗ-61-417.

Оказалось, вот что… 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на СССР без объявления войны. Всё как в песне – 22 июня, ровно в четыре часа, Киев бомбили, нам объявили, что началася война…

Завязались огромные приграничные сражения, диверсанты, танковые клинья ’’Быстрого Гейнца’’ Гудериана и фон Клейста, немецкие ’’штуки’’ ходящие по головам, колонны беженцев, брошенная и сожжённая техника по обочинам дорог, жара, первые ’’котлы’’ окружения, приказы командования, опаздывающие на несколько суток…

В общем, всё как и у нас…

В сентябре 1941-го немцев удалось остановить под Москвой. Ставка ГКО, опираясь на донесения разведки о том, что Япония не нападёт на СССР, отдала распоряжение о переброске десяти дивизий, танков и авиации с Дальнего Востока под Москву.

Десятки эшелонов с бойцами, с командирами, с лошадьми; с техникой – танками, тягачами, орудиями; c самолётами в разобранном виде, были рассредоточены на тысячах километров железнодорожного пути.

И тут случилось страшное – Императорская Япония напала на СССР - японский Императорский флот вышел в море.

Ввиду несомненного качественного и количественного превосходства над Тихоокеанским Красным флотом, с учётом неожиданности нападения и несмотря на героизм советских моряков в течение недели боевых действий Тихоокеанский флот перестал существовать как боевое соединение.

Императорская Квантунская армия завладела Хабаровском. Императорский флот при массированном использовании авиации и десантных подразделений овладел Владивостоком.

Были высажены морские десанты в Находке, Советской Гавани, Николаевске. Остров Сахалин полностью перешёл под контроль Императорской армии.

Ставка ГКО отдала приказ о возвращении снятых ранее дивизий обратно на Дальний Восток с целью немедленного уничтожения японских агрессоров и выдворения их с захваченной территории СССР.

Мне стало холодно в моём полушубке, я просто оледенел от ужаса, слушая болтовню Пивоварова. Я представил, что могло твориться на всём пути следования перебрасываемых обратно дивизий.

Пивоваров упомянул, что на Транссибе начали действовать японские диверсанты…

Немцы, зная заранее о намерениях своих союзников, одновременно с японцами начали наступление под Москвой.

Отчаянное сопротивление восьми дивизий народного ополчения непосредственно в городской черте приостановило наступление немцев, но лишь для того, чтобы расстрелять город и его защитников из орудий большой мощности и пробомбить силами 2-го воздушного флота.

Во второй половине декабря немцы зачистили Москву от оставшихся в живых защитников города. 26 декабря на расчищенной от обломков строений и наскоро залатанной брусчатке Красной площади состоялся военный парад, на котором присутствовали высшие руководители Рейха и СС.

30 декабря сапёры и инженерные машины Вермахта начали последовательное уничтожение всех зданий города, начав от центра к окраинам.

В мае 1942 года немцы взорвали шлюзы на канале Москва-Волга и дамбу на Иваньковском водохранилище. Что-то у них не получилось, а потому и среди немцев случилось много жертв, но город и окрестности были превращены в огромное, местами болотистое озеро.

Ставка ГКО ещё в ноябре была переведена в город Куйбышев. Где она сейчас находится, Пивоваров не знал. Об этом вообще старались не говорить в слух, и даже не думать… Потому что…

Потому что сейчас ноябрь 1942 года…

Ну, потому что линия фронта там, где она ещё есть…

Ну вот как тут, в районе озера Чебаркуль, а не под, допустим даже, Сталинградом…

И что японцы, опять же говорят, уже взяли Новосибирск…

Я слушал словоохотливого Пивоварова, свёртывал самокрутки, прикуривая их одну от другой, и такая меня тоска взяла от услышанного, что я как-то пропустил момент, когда рядом с нами появились люди.

Были это бойцы под командованием командира.

Командир был одет в опрятный овчинный полушубок, на голове имелась плоская круглая суконная шапка-финка с меховым опущенным назатыльником, почему-то с красной звездой на околе-козырьке, а не со звездой защитного цвета, как у других бойцов.

Из-под полушубка виднелись тёмно-синие бриджи с кантом малинового цвета. Несмотря на мороз, на ногах у него были хромовые сапоги.

Лейтенант был не молод, вероятно призван из запаса. На передовой ротация кадров снизу-вверх и сверху-вниз была делом обычным.

О том, что это лейтенант я узнал когда какой-то боец из его подчиненных громким голосом продублировал команду: -К машине, лейтенант приказал!

Лейтенант распорядился поставить машину на колёса, и пока одни бойцы с кряхтеньем и всякими солдатскими междометиями перевёртывали “газон”, другие переложили Пивоварова на носилки, принесённые с собой.

Скрипя подошвами сапог по снегу, лейтенант подошёл ко мне и потребовал предъявить документы.

Документов действительных для этого места и времени у меня не было.

В кармане моей гимнастёрки имелась только справка от 21-го февраля 2013 года из отделения полиции №6 города Челябинска, о том, что у меня принято заявление об утере паспорта гражданина Российской Федерации.

Справку я получил в обмен на бутылку коньяка “Hennessy” в преддверии мужского праздника 23 февраля в подтверждение солидарности всех служивших в армии.

Понятное дело, что этот документ здесь и сейчас мне нельзя было предъявлять.

Пришлось рассказать, как утром походную колонну нашей бригады атаковали немецкие пикировщики.

Что в грузовике в кузове стояла бочка бензина, которая загорелась, а от её пламени загорелась моя шинель.

Что после того, как сорвал с себя горящую шинель, то забрался в печку, где и просидел до окончания налёта. И что солдатскую книжку ещё не получил.

Лейтенант выслушал мои объяснения, с брезгливым выражением на лице осмотрел залитый кровью полушубок на мне, о чём-то поразмышлял и после этого приказал двум бойцам отконвоировать меня в его блиндаж.

Мы вышли на дорогу и оскальзываясь на накатах, зашагали по ней в ту сторону, где рыли окопы. Внезапно вокруг посветлело, я поднял голову к небу.

Тучи разреживались. Сквозь них проявился бело-жёлтый диск солнца.

Один боец шёл впереди, я топал за ним, стараясь не отставать. Когда я оскальзывался, то слышал за спиной дыхание второго конвоира, а иногда ствол его винтовки упирался мне в спину между лопаток, и тогда я тихо радовался, что он не примкнул штык.

Кстати, вооружены были бойцы магазинными винтовками Токарева.

Мимо нас протарахтел реанимированный ГАЗ-61-417. По бокам кузова на свёрнутом брезенте, держась за погнутые стойки каркаса, сидели бойцы.

Носилки с раненным Пивоваровым разместили по центру на том же брезенте. Когда машина проехала мимо Пивоваров заметил меня и приподнял руку.

Наверное, это был жест ободрения. Между тем мы приблизились к линии окопов.

За время нашего пути зимнее солнце начало клониться к горизонту, и я сообразил, что почти уже отрытые траншеи боевой позиции ориентированы на запад.

Мы прошли мимо только что отрытого орудийного дворика, куда усталые артиллеристы вручную закатывали короткоствольную 76-мм полковую пушку.

До нас долетело традиционное “давай – давай”, пополам с непереводимыми идиомами русского языка. В стороне ездовые обтирали лошадей и накидывали на их крупы войлочные попоны.

Метров через триста от огневой позиции я вслед за конвоиром спрыгнул в траншею, и мы пошли по ней вправо.

Потом свернули ещё раз вправо в узкий ход сообщения и упёрлись во вход в блиндаж, который был закрыт самодельной дверью из грубо сколоченных досок, навешанную на врытый в землю столб с помощью трёх брезентовых полос.

Блиндаж был сделан наскоро, но два наката брёвен с земляной прослойкой имел. Конвоир отвалил дверь в сторону.

За нею висела плащ-палатка. Конвоир отодвинул полог, вошёл согнувшись в проёме двери в блиндаж и крикнул второму бойцу: -Заводи!

Тот подтолкнул меня стволом винтовки в спину. Я нагнул голову и шагнул в пропахшую сырой землёй и бензином полутьму.

В блиндаже горело два самоделковые лампы-светильника из стрелянных латунных гильз от “сорокапятки”, сплющенных с конца и заправленных бензином.

Плоское коптящее пламя давало достаточно света, чтобы разглядеть земляной выступ-лежанку по периметру блиндажа и маленький стол, сложенный из пустых снарядных ящиков.

Тут же на выступе стоял, немного покосившись, средних размеров железный ящик с навесным замком.

Посреди блиндажа имелись два бревна-подпорки. На одном бревне под накатом висела на вбитом гвозде не зажжённая лампа-трёхлинейка.

Первый конвоир уселся на лежанку рядом с железным ящиком, в котором скорее всего возили с собой документы, и который должен был выполнять роль сейфа. Мне он велел сесть где стою. Я сел на лежанку.

Второй конвоир остался снаружи у входа. Я услышал как он сразу начал чем-то звякать.

Первый конвоир пристроил винтовку рядом с собой, прислонив её к лежанке. Потом полез в карман шинели, вытащил из него кисет, развязал его, порылся в нём рукой.

В неверном свете появился прямоугольный клочок бумаги, свернув его в фунтик, куда конвоир насыпал махорки. Получилась толстая “козья нога”.

Боец зажал тонкий конец самокрутки в губах, и вытащил из кисета какие-то предметы. Было плохо видно что он делает. Боец задвигал руками, раздалось уже знакомое звяканье, и в его ладонях посыпались искры.

Потом пахнуло палёной шерстью, в ладонях затлела багровая точка. Боец наклонился к ней.

Всё стало ясно – это он прикуривал. Я сглотнул слюну, когда дым тлеющего самосада достиг моего носа, но просить закурить у конвоира не стал.

Тот докурил самокрутку, почистил рукавом шинели дуло и ложе винтовки, посвистал сквозь зубы мелодии песен ’’Три танкиста’’ и ''Броня крепка'' и задремал, откинув голову на брёвна стенок блиндажа.

Я тоже прикемарил, поплыл куда-то в дымную круговерть, сквозь которую мелькали щемящие душу картинки мирной жизни…

В блиндаже было влажно-тепло, душно, но по-своему отстранённо-уютно. Наверное, так чувствует себя младенец в чреве матери…

Я внезапно очнулся. Мой конвоир вовсю храпел и сипел застуженной носоглоткой.

Стенка за моей спиной ощутимо подрагивала. Сквозь щели между брёвнами на пол валились комочки влажной земли.

Сколько прошло времени как я задремал?

Стрелки на моих наручных часах не двигались. Часы у меня были “Командирские”… Я не знаю, выпускались ли они в этом времени… Скорее всего, что нет…

Так что если меня обыщут, то часы и справка из 6-го отделения полиции сыграют со мной злую шутку.

Я поспешно вытащил из кармана справку, присмотрелся к спящему бойцу и поднёс бумажку к пламени светильника. Обжигая пальцы вертел горящей бумагой до поры, пока она не превратилась в пепел.

Потом снял с руки часы и вдавил их в землю лежанки.

В этот момент плащ-палатку в проёме двери откинули в сторону и в блиндаж почти вбежал давешний лейтенант.

-Спишь, боец, трамтарарамтвоючерезкорымсловопутьма! – зло крикнул он проснувшемуся бойцу.

-Немедля обыщи – этого! –приказал лейтенант, указывая на меня.

Боец неловко принялся хлопать меня по бокам.

Лейтенант расстегнул ворот полушубка, снял и положил на лежанку шапку-финку.

Потом он вытащил из кармана коробок спичек и засветил лампу-трёхлинейку. Прикрутив фитиль, и опустив стекло на лампе, он отстранил бойца и ловко обыскал меня.

Пока он выворачивал мои карманы я обратил внимание на петлицы, пришитые на вороте его гимнастёрки цвета хаки.

Они были крапового цвета с малиновым кантом, серебристой полоской посередине и красным эмалированным прямоугольником -“шпалой”.

-Ага! Сейчас товарищ лейтенант государственной безопасности непременно поймает шпиона, - тупо подумал я.

Собственно, в эффективности органов я не сомневался никогда.

Вот только мне от этого осознания легче не будет.

Я пока не знал, что предпринять. Можно было бы попробовать наброситься на бойца… Или на лейтенанта…

Но в любой очерёдности нападения, второй обязательно свалит меня. Или прикладом винтовки. Или рукояткой… Что у него там, в кобуре?

Это только в кино Рэмбо или какой-нибудь краповый берет просто руками валит в небытие дюжину врагов. В действительности всё довольно предсказуемо.

Впрочем, подумалось мне, что считать действительностью в моём конкретном случае?

Но, как говорил один из героев телесериала, который я смотрел в 2013 году по тамошнему телеприёмнику:  ''Кому повезёт, у того и петух снесёт''…

То есть внезапно, в один момент дверь и плащ-палатку снесло взрывом. Я и лейтенант оказались отброшены в угол блиндажа и придавлены телом бойца, обломками двери и остатками плащ-палатки.

Пока я выбирался из этой кучи-малы, то успел перепачкаться в крови убитого красноармейца. А лейтенант отдавил мне пальцы на руке каблуком своего сапога… Щучий потрох!

Тем не менее вслед за государственной безопасностью я осторожно выглянул из блиндажа.

Часть хода сообщения перед ним была полуразрушена взрывом бомбы. Вокруг всё тряслось и гудело, а сверху доносился высокий звенящий звук авиамотора.

Лейтенант, задрав голову всматривался в дымное небо, откуда теперь приближался протяжный угрожающий вой.

Я сразу вспомнил рассказ поручика Ржевского о его жизни среди птеранодонов и рамфоринхов во время экспедиции в подземный мир.

Именно так Ржевский и описывал вой, который издаёт атакующий летающий ящер:
 
-Поверите ли, господа, в штаны наложил два раза подряд… Вытряхнул, а потом ещё два раза… Так эта летучая зараза страшно воет….

Та зараза, что выла здесь, оказалась немецким пикирующим бомбардировщиком Ю-87. На позиции полка налетело не меньше штаффеля “штук”.

Сейчас они по одиночке вываливались из круга, который образовали в небе и пикировали на окопы и огневые позиции.

Падали они вниз почти отвесно, оглашая окрестности воем сирен, а сбросив бомбу выходили из пике у самой земли с тем, чтобы пройтись вдоль окопов, расстреливая бойцов из курсовых пулемётов.

Некоторые не могли выдержать ужаса, который в огне и вое падал на них казалось прямо из гнойно-жёлтого диска солнца. Они вскакивали, бежали и падали, сражённые пулями и осколками.

Вся передовая была покрыта кустами разрывов. По ней стреляли танковые орудия. Когда перед позицией полка появились танки? Тем не менее их было штук двадцать-тридцать.

Огонь они вели со стационарных позиций, остановившись изломанной цепью метрах в ста от старого противотанкового рва, который был выкопан, казалось, от горизонта до горизонта.

Вероятно, ров копали гражданские ещё летом, а может осенью. Вероятно, копали его вручную женщины, старики и дети под командой сапёров.

Судя по размерениям и форме откосов ров был отрыт по всем правилам военной науки. Теперь ров был наполовину засыпан снегом.

Танкисты не пытались его преодолеть, ожидая пока не будет подавлена оборона полка.

По всему – немцам это удалось, потому что, когда истратив боезапас “лаптёжники” улетели, по танкам и залегшей за ними пехоте, стреляло всего только два орудия.

Среди серо-синего цвета угловатых коробок появилось несколько разрывов снарядов.
Танки зашевелились, стали рывками разъезжаться, сбивая артиллеристам прицел.

Тонкие, на расстоянии, дула башенных орудий принялись огрызаться дымом и огнём. Рядом с блиндажом ухнул взрыв, свистнули осколки.

На передовой сухо щёлкали винтовки ведя беглый огонь по пехоте. А потом раздались протяжные крики.

Я сначала не разобрал, но увидев появившиеся в небе бесчисленные чёрные крестики, допёр, что кричали только одно слово: Во-о-о-здух!

Над полем одна за другой поднялись сигнальные ракеты красного дыма. Через миг их стало несколько десятков.

Полёт ракет был направлен в сторону позиций полка Красной Армии. Так немцы обозначали свой передний край.

А немецкие бомбардировщики уже выстраивались в небе в “карусель”. На этот раз это были  Ju-88.

Точность попадания их бомб была значительно ниже, чем у пикировщиков,но зато их самих было больше, да и боезапас по количеству бомб был в разы больше.

Передний край обороны закрылся от нас дымом и огнём.

Рядом с блиндажом всё ходило ходуном, свистело и рявкало.

Из дыма стали появляться бегущие красноармейцы. Несколько человек пробежало рядом с нами.

Лейтенант завёл руку за спину, пальцы нашарили кобуру. Уже через секунду лейтенант выскочил из блиндажа с криком: -Стой! Назад!

Еле слышно среди гула самолётов и грохота разрывов прозвучали щелчки выстрелов его пистолета.

Лейтенант метался от одного бегущего бойца к другому. Потом рядом вырос чёрный столб земли и дыма, в котором исчезла его фигура.

Рядом с образовавшейся воронкой упали и покатились на землю ещё несколько красноармейцев.

Потом в моей памяти появилась лакуна. Если бы не постепенно притупляющееся ощущение чуждости этого мира мне, вроде бы случайному свидетелю происходящих в этом мире событий, я бы, наверное, застрелился от стыда…

Но ведь не застрелился… Ни тогда, и не потом…

А стыд… Острое чувство стыда навалилось на меня когда я осознал что тяжело дыша от бега стою уже возле той самой печки, с которой началось моё посещение этого мира.

Я в крайний раз огляделся по сторонам. Бомбардировщики уже улетели. За моей спиной, гонимый поднявшимся студёным ветром, низко стлался над серым снегом чёрный дым.

В той стороне откуда я убежал слышался отдалённый рёв танковых моторов и отдельные выстрелы.

Похоже, что немцы добивали раненных красноармейцев на занятых позициях полка.

В другой стороне было пусто. Лишь несколько бегущих фигур исчезали в неверных струях позёмки.

Я полной грудью вздохнул горький морозный воздух и полез в темноту. Через устье я протиснулся в под печи и неуклюже перевернулся на спину. Где-то в ногах светилось окно шестка. Потом тьма заволокла свет.

Всё вокруг застеклилось и поползло сверху вниз, как ползёт дождевая вода по стеклу.

Захотелось закрыть глаза. И я их закрыл. Меня несло по реке Времени мягко покачивая на международных кризисах и потрясывая на войнах и военных конфликтах.

Сколько продолжалось это плавание? Не знаю... Как можно судить о времени находясь внутри него? Может это была терция времени, а может иоктосекунда?

Я сразу почувствовал остановку в движении.

Я ощутил стылую стужу кожей лица. Порывистый ветер заставил меня плотнее сжать веки. В морозном воздухе до тошноты воняло непрогоревшим выхлопом дизельного двигателя.

По ощущениям, я лежал на открытой всем ветрам местности. В щёку мело ледяными кристалликами снега. Кто-то стоял рядом и теребил меня за рукав тулупа.

- Служивый! Ты живой? Привести санитара? –хриплый мужской голос. 

Я открыл глаза.

Прямо над собой я увидел осунувшееся, небритое тёмное лицо в овале когда-то белой, а теперь серой ткани.

Ещё выше, над этой головой в низко надвинутом на лоб капюшоне, низко над землёй неслись облака, похожие на грязные, застиранные госпитальные бинты.

Когда-то я что-то такое сочинял про облака…

Я лежал на оледенелой земле, покрытой лишь тонким слоем снежной пороши рядом с параллелепипедом печки с обрушенной трубой.

Штукатурка на печке до самых кирпичей была испещрена сотнями царапин и каверн, оставленных осколками снаряда или бомбы.

Судя по глубокой воронке что-то крупное разорвалось рядом с избой, разметав пятистенок на брёвнышки, снеся крышу и устроив пожар.

Я точно помнил, как забрался в печку в том мире, где немцы проломили оборону полка Красной Армии. Что-то было потом… Не помню…

Как не помню, как и зачем выбрался из печки и отполз в сторону. Никого из тех красноармейцев из 42-го года ни в живом виде, ни в виде трупов здесь я не видел.

Преодолевая головокружение и приступы тошноты, я осмотрел печку, заглянув при этом в шесток, но никого там не обнаружил.

Между тем мужик в маскхалате и с перевязанном бинтами незнакомого вида штурмовой винтовкой присел на корточки, опершись спиной об опечье и хмуро поглядывая на меня закурил сигарету с фильтром.

-Эге! Что-то знакомое… Когда это меня занесло? И куда? –подумал я. Мне нестерпимо захотелось покурить.

Очевидно это желание было так отчётливо написано на моём лице, что незнакомец в маскхалате протянул мне початую пачку. Я сел рядом с ним, подоткнув под зад полушубок и вытащил из пачки сигарету.

Сигареты оказались марки “Marlboro”. Мужик искоса глядел на то как я верчу в пальцах сигарету, рассматривая название.

А потом проворчал: -Чё смотришь? Вражеские курю? Так где теперь наших-то найдёшь? Это трофейные – из ихнего пайка взял. Вчера только западнее Чебаркуля потрепали польскую колонну...

Я торопливо прикурил от его сигареты, а потом поскрёб по земле ладонью. Собранной снежной крупы хватило на жменю, да чтобы обтереть лицо и виски…

В голове немного прояснилось. Я начал воспринимать окружающий мир.

Я сидел рядом с печкой оглядываясь по сторонам. Рядом сидел мужик с автоматической винтовкой и в маскахалате. Из под длинных обтрёпанных пол которого высовывались ноги в высоких ботинках на шнуровке.

Ботинки были не чищены года два и протёрты до белизны, особенно на носках. Мужик сбоку поглядывал на мой залитый успевшей заледенеть кровью полушубок, сжав покрасневшими пальцами правой руки ложе винтовки, и чего-то соображал.

Я начинал понимать что для меня ничего ещё не закончилось, а быть может только ещё начинается...

Вокруг нас простиралось огромное заснеженное поле. На поле тут и там виднелись горбы припорошенного снегом сена. Вдалеке чернела щетина леса.

Ближе к нам, по ходу какого-то роющего механизма снабжённого ротором, на снегу краснели вывалы глинистой земли. Механизм довольно споро двигался от нас, оставляя за собой глубокую траншею.

Слева и справа, и как бы чуть за спиной погромыхивало.

В моей бедной голове потихоньку начало складываться знакомое ощущение беды и войны.

Я ещё раз энергично потёр лицо ладонями, окончательно приходя в себя.

-Наши-то, где? –спросил я у мужика.

-А это смотря кто ты сам-то будешь, служивый! –мрачно глянул на меня мой сосед.

-Тебя как звать-величать? -спросил он у меня.

Я затянулся дымом, наскоро соображая – при мне ли ещё справка из 6-го отделения полиции. Потом вспомнил что я её сжёг в 1942-м году. Или не сжёг?

Молчать долго было нельзя, вот я и ответил попросту: -Мичман Панин… Василий…

-А как ты тут мичман оказался? –удивлённо спросил мужик, пружинисто вставая на ноги, и направляя на меня ствол своей винтовки.

-И, заодно, документики покажи! –потребовал он.

-Потонули мои документы, командир… Я с крейсера “Решка”. Может слышал про такой? Бой у нас был в Цусима кайкё с проклятыми японскими империалистами… Ещё писали об этом в газетах: погибли, мол, но не сдались… А я, вот – выплыл. Сначала попал к северным корейцам – они меня выходили, оттуда – в Китай, а уж потом через границу и в Феличиту…

Как в песне:
 
Феличита жить в городе Чита
Кто хочет впечатлений - поехали туда…

-А, так ты с пополнения, что ли? Это вашу бригаду сегодня с утра раскатали штурмовики “Торнадо” на рокаде? –оживился мой собеседник, забыв про мои документы.

-Не повезло вам ребята… От японцев удрали - так под гейропейцев угодили. Тут у нас, если не слышал, дела такие…, -мужик закинул автоматический карабин за спину, и протянул мне руку.

-Не обижайся, браток! От самой границы отступаем, всяких приходилось встречать… Попутчиков, бля… Меня зовут Грошев, старший сержант Грошев… Хотя сейчас- это для порядка – сержант, капитан… Война - она не по званиям людей выбирает. Кого – командовать людьми, кого – в мать сыру землю положить, -добавил он.

-Значит, так! Раз живой остался и оружие, гляжу, не потерял, тогда идём со мной. Впереди сапёры роют оборону. Остатки полка уже обживают позиции. Сколько у нас времени до того, как нас начнут выковыривать из окопов – не могу сказать. Может начаться в любой момент. Меня послали посмотреть, не осталось ли чего полезного после вашей бригады.

Где там! Раскатали, суки, и пожгли всю технику… Так вот.. Когда уходил, ребята сказывали, что расчёт "шилки" приземлил беспилотник. Так что ждать долго не придётся…, -Грошев поправил ремень своего автоматического карабина и зашагал на запад, туда куда садилась звезда по имени Солнце.

-В свежеотрытой траншее бойцы уже успели обустроиться – были оборудованы стрелковые ячейки, огневые позиции для пулемётов и сейчас шла раздача сухих пайков…, -мичман Панин внезапно замолчал.



Потом он пальцем ткнул в бутыль с кальвадосом, стоящую на полке за спиной у хозяина бодеги. Хозяин тут же налил ему полный стакан напитка янтарного цвета и пододвинул стакан к краю стойки.

Мичман встал из-за стола, покачнулся, но удержался на ногах и шагнул к стойке. Панин взял в руки стакан с кальвадосом, повернулся всем туловищем, опершись поясницей о стойку (я продолжал сидеть за столиком) и посмотрел мне в лицо, о чём-то размышляя.

Потом он поднёс стакан ко рту, не отрываясь осушил его до дна. Его лицо на миг исказилось гримасой, которую я в тот момент не смог распознать. Стакан в его руке внезапно глухо хрустнул.

Мичман перевёл взгляд на осколки стекла в своей окровавленной ладони, потом опять посмотрел на меня.

Хозяин бодеги суетился вокруг мичмана, собирая стёкла и пытаясь остановить кровь, которая крупными рубиновыми каплями падала на пол, кусочком чистого полотна.

-А вот что было дальше, извини Федя – я передумал, я тебе не расскажу. Если это мне привиделось, то это моё личное дело. А если это правда, то быть по сему. Проживём, то что нам осталось, честно.
 
А коли суждено – умрём как жили. Пошли, Федя, -Панин шагнул на ступени, ведущие вверх на улицу.

Я бросил на стойку несколько сольдо и последовал за мичманом.


Рецензии
Несколько раз пытался оторваться от текста, сделать перерыв, заняться теми или иными насущными делами, но не сумел, пока не закончил. Возвращался, перечитывал отдельные куски, пару раз обращался к справкам (один случай -- с машиной ГАЗ 61). Реально прикипел. А собирался ведь вполглаза пробежаться, чисто из любопытства. Отличный текст, наполненный замечательными ключиками-аллюзиями и ассоциациями (хотя, конечно, первая и вторая части сильно отличаются по содержанию и стилистике), из особых жемчужинок первой части -- "лошадь, оказавшаяся конём". Вообще первая часть -- узорное кружево, развесёло-трагический водопад, вторая своей жёсткостью явно и видимо намеренно противостоит первой, так что половины текста оттеняют собой одна другую, становясь от этого более яркими и выпуклыми. Автору уважение и успехов.

Лейф Аквитанец   25.06.2020 23:57     Заявить о нарушении
Рад, что Вы прочитали и Вам понравилось.

С уважением,

Краузе Фердинанд Терентьевич   26.06.2020 09:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.