Вторая Мировая - танковое сражение под Прохоровкой

1. Встречный бой 12 июля 1943 г.
Все советские авторы приводят следующие данные [1]. Сражались полторы тысячи машин – 800 наших и 700 немецких. Красная армия потеряла около 300, а противник – более 400 единиц. Опубликованные ныне документы обеих сторон дают другую картину. Германская сторона имела: 65 тыс. солдат, 268 танков (в том числе 30 «тигров») и штурмовых орудий. Ей противостояла 5-я гвардейская танковая армия Ротмистрова и 5-я гвардейская общевойсковая армия: 130 тыс. бойцов, 995 танков и самоходных орудий.
К вечеру части Красной Армии были отброшены с занимаемых позиций на несколько километров. Потери немцев: 842 человека убитыми, пропавшими без вести и ранеными; 30 танков (из них один «тигр»). Потери Красной Армии: 10 тыс. человек и 341 единицы бронетехники. Сталин, узнав о таких итогах боя, хотел отдать Ротмистрова под трибунал. Командарма спасли интересы престижа и пропаганды. Комиссия по расследованию столь серьёзной неудачи назвала действия обеих армий: «образцом неудачно проведённой операции».
Приведённую статистку можно оспорить, но она,с учётом множества других источников,  правильно отображает суть события. Сражение под Прохоровкой –  было тяжёлым фиаско наших бронетанковых войск.

2. Основные причины неудачи
1. Низкий технический уровень Т-34
• В Т-34 не было командирской башенки и командиру приходилось исполнять обязанности наводчика. Из-за этого наблюдение за полем боя прерывалось на время прицеливания, а на обнаружение новой цели уходило больше времени.
• Обзорность, в частности, у механика-водителя была плохой. Полированные стальные призмы, впоследствии заменённые на призмы из оргстекла, давали искаженную мутную картинку. К тому же приборы наблюдения быстро загрязнялись снаружи и протереть их, не покидая машину, не было возможности. Защита от грязи специальными «ресничками» была малоэффективной. Видимость с места стрелка-радиста была вообще никакой, поэтому он в бою в основном бездействовал или помогал механику водителю переключать передачи. Стрелять из пулемёта,  установленного в шаровой установке,  можно было, по сути, только наобум, так ни обзор, ни сектор обстрела не способствовали прицельной стрельбе. Немцы использовали пулемёт достаточно интенсивно, не говоря уже о том, что иногда командир открывал люк и стрелял из автомата или раскидывал гранаты.
• Не было продувки ствола после выстрела, и недостаточная вентиляция боевого отделения приводила после нескольких выстрелов к заполнению башни пороховыми газами, от которых заряжающий, иногда, терял сознание.
• Не было вращающегося полика, и заряжающий, при повороте башни, вынужден был семенить ногами по боеукладке. Это снижало скорострельность танка.
• Дизельный двигатель был надёжным, но  все портила низкая культура производства. Процент поломок  был высок.
• Воздушные фильтры низкого качества существенно снижали  ресурс двигателя. Осенью 1942 г. в США для изучения были направлены танки Т-34 и KB-1. Их испытания за океаном начались 29 ноября и продолжались ровно год. В итоге двигатель у Т-34 вышел из строя через 72,5 часа, а у KB-1 - через 66,4 часа. Т-34 прошел всего 665 км. Воздухоочиститель был признан совершенно непригодным для данного двигателя. Проблема с надёжностью двигателя была, в какой-то мере, решена к концу войны с появлением Т-34-85.
• «Коробки перемены передач отечественных танков, особенно Т-34 и KB, не удовлетворяют полностью требованиям, предъявляемым к современным боевым машинам, уступая коробкам перемены передач, как танков союзников, так и танков противника, и отстали, по крайней мере, на несколько лет от развития техники танкостроения»  [2]. Модернизированную КПП начнут устанавливать на Т-34 с весны 1943 года.
• Главный фрикцион из-за быстрого износа, а также вследствие неудачной конструкции,  почти никогда не выключался полностью. Его «вело», и переключить передачу в таких условиях было сложно. В течение 1943 года модернизации подвергся и главный фрикцион.
• Пушка Ф-34  имело реальную скорострельность 5 выстрелов в минуту,  немецкая
PaK 40 – 12-14. К тому же,  бронепробиваемость немецкой пушки также оказалась выше – с дальности 500 м при угле встречи снаряда в 90 градусов она пробивала 135 мм. В прямом противоборстве на дальних дистанциях летом 43-его Т-4 имел значительное преимущество перед Т-34. В целом, вооружение немецкого танка Т-4 начиная с 1942 года и до появления Т-34-85 было эффективнее,  чем вооружение советского Т-34. Дальность эффективного огня Т-34 против «пантнер» и «тигров» уменьшилась до 200 метров.
В августе 43-его командующий 5-й гвардейской танковой армией  П.А.Ротмистров  писал Г.К. Жукову [2]: "Приходится с горечью констатировать, что наша танковая техника, если не считать введение на вооружение самоходных установок СУ-122 и СУ-152, за годы войны не дала ничего нового, а имевшие место недочёты на танках первого выпуска, как то: несовершенство трансмиссионной группы (главный фрикцион, коробка перемены передач и бортовые фрикционы), крайне медленный и неравномерный поворот башни, исключительно плохая видимость и теснота размещения экипажа, являются не полностью устранёнными и на сегодня".
 
2. Слабая подготовленность танкистов
Немецкие экипажи были хорошо подготовлены. В воспоминаниях советских танкистов этот факт отмечается неоднократно. Экипажи немецких машин были хорошо спаяны и танкисты даже после ранения возвращались из госпиталя в родную часть к своему танку.
Хорошая подготовка экипажей советских машин на протяжении всей войны так и осталась одной из нерешённых проблем».

3. Неправильная тактика использования 
Т-34 к моменту сражения стал лёгкой добычей немецкого противотанкового оружия и особенно тяжёлых «тигров». Нередко атакующие, поняв, что сблизиться на расстояние прямого выстрела не удастся, покидали машины и под огнём возвращались на исходные позиции.
Несмотря на это, командарм 5-й гвардейской танковой армии Ротмистров не отказался от тактики крупномасштабных встречных боёв. В итоге 5-я Гвардейская за день боев в районе Прохоровки потеряла более половины своих машин  [3].
Рокоссовский на севере «дуги» применил другую тактику:  Т-34 стали использоваться,  главным образом, в обороне. С точки зрения классического военного искусства  соотношение потерь и у него выглядело удручающе, но он все-таки остановил нeмцeв. Конев же с Ватутиным продолжали отступать и после фиаско у Прохоровки. 

Заключение
1. В основе фиаско советских бронетанковых войск под Прохоровкой три фактора – низкий технический уровень Т-34, непрофессионализм всех звеньев командного состава и плохая выучка экипажей машин. 
2. В начальный период войны танк Т-34 ещё можно было отнести, несмотря на недостатки,  к одним из лучших танков ВОВ. Однако к средине 43-его его уже нельзя было отнести даже к этой категории. Утверждение «Танк Т-34 – лучший средний танк Второй Мировой» – миф. Он был «…лучшим для советских генералов и советской промышленности. Ведь по боевым качествам он ничем не выделялся ни перед Т-4, ни перед американским "Шерманом". Зато его конструкция позволила производить танки большими темпами и в больших количествах» [2].

Источники информации
1.Красиков В.А. История российских побед без ретуши. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп». 2010. – 384 с.
2. ТАНК Т-34 - ЛУЧШИЙ ТАНК ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ТАК ЛИ ЭТО?
     HTTP://VSPOMNIV.RU/TANK_T_34_LUCHIY_TANK.HTM.
3. Joachim Peiper. ВЕЛИЧАЙШЕЕ ТАНКОВОЕ СРАЖЕНИЕ ПОД ПРОХОРОВКОЙ 12 ИЮЛЯ 1943 г. МИФ или РЕАЛЬНОСТЬ? https://vk.com/topic-131231_18787258
                Опубликовно 14.01.2016


Рецензии