Витя!

Недавно, пересматривая семейный альбом, я увидела фотографию сына Андрея и его друга детства Вити.

 Фото, было сделано во время зимних каникул, сразу после Нового года! Это было  другое время,  в другой жизни.С другой ценностной ориентацией.

 Глаза мальчишек, Андрея и Вити, смотревших на меня с этого снимка были по детски счастливыми, веселыми и родными.  Сфотографированы у Новогодней елки на площади Гедемино, в центре Вильнюса.

Как давно это было. Детство  закончилось и жизнь мальчишек  пошла у каждого своей дорогой.

 Они познакомились весной.  Витя пришел  в наш двор и познакомился с Андреем.  Рассказав что он на выходные приехал к бабушке которая живет в доме напротив, они продолжили игру.
 Была суббота, муж на работе, дочь готовилась к контрольной по математике, а я готовила обед и поглядывала в окно, наблюдая за сыном играющим с детьми.

 Посмотрев очередной раз,  увидела сына в компании  мальчика не из нашего дома, да еще сидящим верхом на железобетонном заборе, отделяющем наш двор от территории военного училища.

 Мальчик был очень скромно одет: в курточку, которая была явно мала, и в старомодную детскую шапочку. Я  его раньше не видела, он явно был не из нашего дома и не одноклассник сына.

 Я  решила позвать с улицы  мальчиков обедать, а за одно познакомиться с его новым другом.

 Андрей  заканчивал третий класс, занимался плаваньем и свободное время для общения с друзьями было только по выходным.

 Зайдя в квартиру мальчишки  разделись, вымыли руки и сели к столу. Кушали оба, как мне показалось, с аппетитом.  Мальчик был общительным.

 Сам  рассказал, что его зовут Витя, он из школы интерната, и на выходные приезжает к бабушке, Натальи Гавриловне. Маму его, за пьянство, лишили материнства, а папа умер в день его рождения.
 - Вот видите у меня отца часы, мать отдала мне.
Ребенок с гордостью показал мне простенькие мужские часы.
 
Выслушав его печальную историю, я решила, что не мешало бы  познакомиться с Витиной бабушкой. От него я узнала, что  она живет  в доме напротив, в первой квартире.

 После обеда Андрей  повел  друга  в свою комнату.

 В этот раз Витя долго не задержался у нас. Бабушка   разрешила  погулять во дворе час, и  он боялся, что она будет его искать. Попрощавшись, одев шапку и курточку он  побежал к бабушке.

 А мы с Андреем еще поговорили о нем, о школе интернате и маме которая не такая заботливая как у него.

 Андрей оказывается уже не первый раз встречается с Витей. Хоть мальчик показался воспитанным, но меня  настораживал его рассказ о матери и отце, и почему бабушка не взяла его к себе, а отдала в интернат.

 В понедельник, после работы, я зашла к Витиной бабушке.  Услышав звонок в дверь, она: без промедления распахнула её и впустила меня в квартиру, хотя мы не были знакомы.  Живя в домах напротив друг друга не встречали даже на улице или в магазине.

 Наталья Гавриловна произвела приятное впечатление. Хотя, как мне показалось, она выглядела быстрее дамой, чем старухой.

 Фигура не испорченная возрастом. Седые волосы с желтизной  опрятно причесаны и заколоты на затылке. Домашний,фланелевый халат подпоясан на талии поясом, домашние тапки с кокетливым пушком, выглядели опрятно. Одним словом статская дама.

 Представившись соседкой, мамой Андрея,  объяснила тему своего визита мы познакомились.  Наталья Гавриловна провела меня в гостиную.
 
 Она с мужем и младшей дочерью жила в трехкомнатной квартире. Вид квартиры говорил о том, что жильцы в возрасте, и не очень состоятельны. Да кто же на пенсию разживется, и евро ремонт сделает.

 Проговорив, за чашкой чая, полтора часа, я узнала  о Вите много интересного.

Мама в данный момент, находилась на принудительном лечении от алкоголя.

Отношения дочери с Натальей Гавриловной  были испорчены ее поведением с момента рождения внука.

 Они тогда жили в одной квартире. Чтобы избежать ссор, квартиру разменяли и дочь с сыном отселили в однокомнатную квартиру в центре города. Наталья Гавриловна с мужем и младшей  дочерью переехали  в двухкомнатную квартиру с общей кухней, на ул. Шило.  Но нет худа, без добра. В тот же год вышел указ о расселении общих кухонь и сосед живший с ними в одной из комнат, трехкомнатной квартиры, получил отдельную  квартиру. Они стали полновластными хозяевами всей квартиры.

Переезд, обживание нового жилья немного отвлекло внимание Натальи Гавриловны от судьбы ее старшей дочери. Честно сказав, она призналась, что после пережитого и вспоминать о ней не хотела. Однако  через год ее побеспокоила милиция. Дочь за пьянки и ненадлежащий уход за ребенком лишают материнства.
Наталья Гавриловна вновь забрала мальчика к себе, помогла дочери устроиться на работу, отстоять ребенка.
Квартиру, из за долгов, пришлось  разменять  на меньшую, комнату под лестницей. Полученных денег, которые им заплатили при обмене, хватило на оплату долга по квартплате.

Вите было тогда три года, мальчик был худенький ушки гноились. Наталья Гавриловна бегала по врачам, потом Витю положили в больницу. Гнойный отит в домашних условиях не поддавался лечению. Требовалось операционное вмешательство, ребенок был запущен и организм ослаблен.
 
Мама Вити периодически навещала его в больнице, а после больницы снова забрала к себе. Для бабушки это был очередной удар, но она была бессильна и  повлиять на ситуацию не могла. Хотя знала, пьянки у дочери не прекратились, что она живет с  мужчиной у которого очень сомнительная репутация.  И где она только находит таких друзей Наталья Гавриловна не могла понять.

Дочь, в детстве была, хорошим ребенком. Закончила музыкальную школу, поступила в музыкального училища им. Ю. Таллат-Кялпши в Вильнюсе. Играла на аккордеоне и пианино.

Закончив учебу  получила должность зав. клубом, а через год вышла замуж за приличного парня.  Но счастье их было не долгим.
Во время беременности  у мужа начали болеть глаза и голова. Его лечили, но в итоге поставили страшный диагноз - прогрессирующий рак мозга. Метастазы во всех органах.
Смерть мужа и рождение сына у дочери произошли в один и тот же день.

 Из любимой жены она перешла в разряд молодой вдовы. Горе не давало о себе забыть.
 Родственники мужа про нее забыли. Но не забывали подруги, которые приходя  со словами сочувствия приносили бутылку спиртного.

Наталья Гавриловна беседовала, ругала дочь, но это не помогало, вот тогда она и решила разъехаться с ней чтобы не видеть ее в пьяном состоянии. Только размен привел к более печальным последствиям.

Страдала бабушка и внук, которых разлучили. Ребенок вернулся в комнату под лестницей где мать жила с очередным чудовищем. То мама куда то пропадала забыв о сыночке, то дядя лупил маму и мальчишку. Да и еда дома была не детская, ребенка периодически подкармливали соседи. Однак и им надоело пьяное соседство.

В этот раз Наталья Гавриловна не пыталась спасти дочь,т.к. понимала - бесполезно. Так Витину маму отправили на  два года на принудительное лечение от алкоголизма,лишив ее материнства, а Витю отдали в школу интернат. Мальчику надо было идти в первый класс.

Бабушке посоветовали навещать мальчика и если захочет забирать к себе на выходные и каникулы.

В интернате Вите понравилось. Хорошие учителя и воспитатели, все чисто и кушать дают досыта.

А то что ребенок плохо учится, в интернате списывали на его отставание в развитии.

 Да еще выяснилось что у Вити ночное не держание мочи. Это вызывало злые насмешки детей, а медики отмахивались, что с возрастом пройдет.

Рассказ Натальи Гавриловны вызвал у меня жалость и к ребенку и к его маме. Будучи эмоциональным лириком, а не психологом, мне хотелось чем то помочь хоть бы ребенку.

 Продолжение следует.




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Рецензии