Очерк с Донбасса

Зачем писатель едет на войну? Чем притягивают его тлеющие развалины и умирающие люди, зовущие в беспамятстве своих матерей? Что он стремится узнать, сталкиваясь лицом к лицу со смертью. Жаждет ли он увидеть правду и в хаосе войны найти ответы на терзающие его творческую душу вопросы?
     Именно такие мысли мучили меня в тот день, в разрушенном доме, в неизвестном мне селении, где-то в районе Дебальцево, на Юго-востоке Украины. Стрелянные гильзы беспорядочно валялись на сыром полу, вперемешку со всяким солдатским хламом и бытовым мусором. Стены были испещрены пулевыми отверстиями и следами от разрывов снарядов. В помещении стоял отчетливый запах мокрого бетона, так знакомый мне по мирной жизни. Несколько месяцев назад в этом доме шел страшный бой, здесь погибали люди. Контраст обстановки быстро врезался мне в сознание. Всего каких-то пару дней назад я с головой был погружен в рабочие будни в Москве, а теперь стою здесь. За окном мелкими хлопьями падал снег, укутывая черный, послевоенный мир в свое белое одеяние.
     Я медленно сел на корточки и поднял с пола стрелянную гильзу, внимательно ее осматривая. Мое писательское воображение тут же нарисовало яркую картину того, что происходило в этом доме, как разворачивались события. В голове моей раздались крики и беспорядочная стрельба, наряду с отборной матерщиной. Все это сопровождала лихорадочная беготня из одного помещения в другое. И постоянная надежда остаться в живых к концу этого дня. Я не знаю, кто оборонялся здесь: бойцы ополчения или солдаты украинской армии. Для меня, собственно, это было неважно, хотя большая часть людей нашей страны крайне отрицательно отнеслись бы к подобному взгляду. У нас как принято: ты либо за, либо против! Я же был слишком далек от политической конъюнктуры и не испытывал ненависти ни к той, ни к другой стороне. Нет никакого смысла порицать солдат, дававших присягу и выполняющих приказ. Настоящие виновники этих разрушений всегда далеко от передовых и до них невозможно добраться.
     Осматривая комнаты в полуразрушенном доме, я почувствовал жжение в душе от того, что приехал слишком поздно и не могу воочию увидеть бой и разрывы снарядов. Желание рисковать буквально распирало меня. Я ехал сюда с целью собрать материл для новой книги, которую планирую написать в недалеком будущем. Как художнику для написания картины необходимо видеть все своими глазами, так и меня звало искусство. Для полного понимания природы войны, мне необходимо было увидеть ее лицо, чтобы быть честным перед читателями. Но, в глубине себя я признавался, что не только литературная деятельность привела меня в этот запустелый край. Что-то неизвестное вырывало меня из привычной жизни мегаполиса и стремилось унести туда, где заканчивается обыденность рабочих будней и мирная жизнь с ее раздражающей и опустошающей рутиной. Я хотел сбежать оттуда, унестись на всех парах куда-нибудь, где мое прошлое не сможет меня достать.
     Больше года назад мой мир, в котором я прожил 24 года – разрушился и похоронил все планы под обломками шестидесяти тон металла, на восьмидесятиметровой глубине, разделив жизнь на до и после. Я был разбит, морально и физически, пока не заставил себя уйти и закрыться в коконе своей личности от всех вокруг. Зона, в которой я мог чувствовать себя в безопасности, была слишком маленькой, в тот момент, как чужое и незнаковое казалось огромным и устрашающим. Тисками одиночество сдавливало мою грудь с такой силой, что иногда лишь допинг мог вернуть меня к нормальной жизни. Но, это не помогало. Все вокруг постепенно становилось безразличным, ненужным и нервировало. И тогда я понял, что моему мозгу нужна сильная встряска, а душа требовала срочной смены обстановки. Черновик будущего произведения не менее активно зазывал меня уехать и убить двух зайцев сразу. Мне удалось договориться с одной съемочной группой, отправлявшейся на Донбасс, чтобы они взяли меня с собой. Итак, гонимый эмоциональной усталостью и литературной деятельностью, я покинул Москву и, сев на поезд, отправился в путешествие.
- Ух, ну и бойня же тут была, - раздался сзади голос вошедшего в дом представителя прессы.
Это был молодой журналист, которого корреспонденты взяли с собой в помощь.
- Да, - равнодушно ответил я, все еще погруженный в сложившиеся думы.
Голос журналиста начал рассеивать психологизм и драматизм в моем сознании и наконец я полностью вернулся в реальный мир. Журналист провел ногой по полу и смел в сторону валявшиеся гильзы. По опустелому помещению эхом пронесся металлический лязг.
- Прошло столько времени, а никто ничего не убрал, - произнес он.
- Кому убирать? – ответил я. - Жители покинули эти места. Водо и электроснабжение в селах отсутствует, а без них жизнь – не жизнь.
- Прямо как в кино!
- Только это реальность, - сказал я и направился к выходу.
      Выйдя на улицу я увидел вокруг себя разбитое селение. Ввалившиеся внутрь домов наружные стены от прямых попаданий снарядов, поехавшая черепица на крыше, разбитые танками проселочные дороги, напоминавшие теперь гоночную трассу для ралли – на всем война оставила свой кошмарный след. И не было в этих видах поэзии и романтики, лишь грязь, вонь и холод. У меня в запасе было несколько минут, после чего мы должны отправляться дальше, в сторону границы ДНР и Украины. Там у нашей съемочной группы должен был состояться репортаж.
       Неожиданно мы услышали сильный хлопок со стороны границы. Еще через секунду под ногами задрожала земля и внутри меня все съежилось. «Так вот какой он, разрыв боевого снаряда» - пронеслось у меня в голове. Дрожь земли стихла так же быстро, как и появилась. Взрыв не вызвал у меня паники и желания бежать в укрытие. Инстинктивно я вжал голову в плечи, а по телу пробежал легкий нервный разряд. Спустя мгновение мое состояние пришло в норму. «Музыка войны» - подумал я. Вот она какая, и как же она отличается от той, что я привык слушать. Я посмотрел туда, откуда послышался взрыв, но ничего видно не было, кроме руин высокой башни, окруженной вокруг разбитыми домами. Ни дыма, ничего. Все остальные тоже устремили взоры в ту сторону.
 - Война же кончилась, что это? – молодой журналист пытался найти объяснение вызванному страху.
- А ты думал, куда приехал, в аквапарк? – с усмешкой отвечал боец ополчения, сопровождавший нас повсюду. – Снаряды все еще падают, пули легко могут просвистеть над головой. Мы до сих пор вывозим трехсотых с позиций. Правда, подобное - крайняя редкость в последние месяцы, но от «укропов» можно что угодно ждать.
- Может, бой начался? – зачем-то спросил я с долей надежды.
- Ты бы уже вжался тылом в землю, будь это реальный бой. Так… одиночные обстрелы.
- Понятно, - сказал я и как-то сконфузился, ведь кто-то мог погибнуть от этого снаряда.
- По коням, - крикнул корреспондент газеты и мы все сели в машины.
     Я еще раз взглянул на башню вдали, со стороны которой послышался разрыв, навел телефон и сделал снимок.
     Сев в машину я старался переосмыслить увиденное в том доме. Последние два дня, которые я провел здесь обрушились на меня настоящей психотерапией, с кровью вырывая из моего сознания все жалобы, которыми была переполнена моя жизнь до этого. И каждый раз, когда я заглядывал в глаза местных жителей, я нещадно корил себя за то, что у этих людей нет и десятой доли того, что имею я, но они, собрав всю волю в кулаке, продолжают жить. Просветы в моем сознании начали отчетливо проглядывать сквозь черную пелену хандры, в которой я пребывал последний год. В душе осело неизвестное чувство легкости и понимания, что жизнь моя, на самом деле, очень даже устроенная. Я должен бы радоваться, что мне неведомо, когда в родной дом попадает снаряд, и в один миг ты лишаешься всего, что наживал непосильным трудом долгие годы. Мелкие проблемы в своей жизни я раздувал до планетарных масштабов, драматизировал и видел в них огромную беду. И лишь здесь я понял одну важную вещь. Кому-то это может показаться странным, но в мире нет ничего плохого и ничего хорошего. Есть лишь события, которые происходят и будут происходит, а характер этим событиям мы выбираем сами. Мы сами вольны выбирать: что для нас хорошее, а что плохое. Все зависит от нашей интерпретации и взглядов. И вроде бы я знал это раньше, но не фокусировал на этом все свое внимание. Мне нужен был сильный пинок, чтобы понять простые вещи.
       Когда мы въезжали в следующий город, при въезде нас встречал большой щит, заметно сваренный из нескольких металлических листов. На нем синей и желтой красками вручную были написаны слова: «Украина понад усе». В некоторых местах на щите зияли отверстия от пуль и попадания осколков. В памяти тут же всплыла страшная надпись красной краской, сделанная при въезде в Грозный в 1995: «Добро пожаловать в Ад». Эти воззвания на страх врагу выглядят особенно устрашающе и вызывают мурашки, если наблюдаешь их в живую. Никогда прежде я не мог подумать, что в реальности такая надпись способна посеять в душе зерно сомнений и страха. И тут же мне стал понятен мотив их написания – вызвать ужас, деморализовать! Чуть дальше, на небольшой асфальтированной площадке до сих пор стоял подбитый украинский танк. Оставленный здесь как упоминание о победе ополчения, он выглядел одиноко и жалко, будто собака, брошенная хозяином на улице в дождь.
В кармане раздался сигнал, который всегда знаменовал приход личного сообщения. Я достал телефон.
- Связь появилась, - зачем-то вслух произнес я.
- Круто, - отреагировал боец ополчения, сидевший на переднем сидении.
Во входящих было лишь несколько слов, вызвавших у меня искреннюю улыбку: «Как ты там, отважный человечек?».


Рецензии
Не знаю почему на Вашу публикацию нет отзывов. Мне кажется, что она того заслуживает.
Во всяком случае она произвела на меня впечатление, в результате которого появилось очень много разных чувств: чувство страха, чувство сострадания и жалости, чувство непонимания и безысходности, неопределённости и даже растерянности.
Одним словом даже не передашь, что это за чувство.
Думаю этим автор добился цели, поставленной при написании этого рассказа.
Заставил задуматься о цели того, что произошло на том маленьком пространстве, которое так красноречиво описал автор.
Люди в Донецкой, Луганской областях уже 5-й год живут в состоянии войны, в каком-то полуподвешенном состоянии.
Пытаюсь понять логику их мышления: почему продолжают там жить? Почему не бегут?
На что надеются? Ведь уже понятно, что вся эта "военная история" растянется на десятилетия.
Так же будут продолжать их "долбать", так же будут гибнуть люди и где гарантия, что этими людьми не окажутся они?
Что заставляет жить их в этих условиях?
Их всех, там живущих, можно назвать "отважными человечками" и не иначе!
Равно, как и корреспондентов, стремящихся попасть в "горячие точки", не задумывающихся о том, что там жизнь может случайно и закончиться.
Спасибо Вам за рассказ, тронувший душу, заставивший в очередной раз задуматься о жизни и её превратностях.

Людмила Калачева   07.06.2018 07:28     Заявить о нарушении