Игра с судьбой

К сожалению, на следующее утро Эрик, проснувшись, не смог сделать по-настоящему полных записей своего вчерашнего эксперимента - большая часть увиденного попросту стерлась из его памяти. Больше часа молодой человек сидел перед своей тетрадью, но так и не смог добавить ничего нового: описания хватило меньше чем на одну страницу. Значит, и этот раз оказался не слишком удачным...
"Да что же это такое? Что такое: Я все вчера прекрасно помнил, а сейчас... Только поверхностные ощущения, но этого очень мало. Что же именно тогда было, что я там такого увидел, если потом... Нет, не могу вспомнить!"
Зажмурившись, юноша наморщил лоб, пытаясь хотя бы частично еще раз воссоздать картину произошедшего опыта, но увы, результат по-прежнему был неутешительным: Эрик помнил только то, как в самом начале стоял в шкафчике, вплоть до наступления головокружения, а затем начинался практически полный провал.
"Почему, боже, ну почему? Я был так близок к настоящему доказательству своей теории, а теперь... Черт возьми! Нет, нет, мне нужно успокоиться, может, позже память частично вернется, иногда она теряется после непосредственно опыта, но в дальнейшем возвращается... К тому же, как известно, эксперименты часто требуют повтора, причем неоднократного..."

Размышляя, Эрик не сразу заметил, как в комнату вошла Элен. Подойдя ближе, девушка положила руку ему на плечо. Юноша тотчас же обернулся и хотел встать, но Элен показала, что он может слушать ее и сидя. Ее печальные глаза были выразительны как никогда прежде.
- Эрик, я должна тебе кое-что сказать. Это займет всего одну секунду, потом ты сможешь снова продолжать записи. Так вот... - девушка заметно нервничала. - Теперь мне кажется, что я была неправа, когда говорила, что такому как ты позволено в этой жизни все. Нет, я по-прежнему считаю, что ты гений, Эрик, но... сейчас мне кажется, что ты вот-вот зайдешь слишком далеко, пересечешь черту...
- Постой, но это ведь и было всегда моей целью и целью нашего общества! Пересечь черту между мирами. Разве не так, Нелл?
- Так, и все же... вчера ты слишком рисковал, Эрик. Если бы мы с Люсьеном тебя не нашли и не открыли вовремя дверь, ты бы уже был мертв. А смерть не была нашей задачей, ты сам говорил, что хочешь перейти за Грань именно живым и затем так же вернуться. А вчера ты мог погибнуть, причем по своему желанию... Нет, нет, это неправильно, должен быть какой-то иной путь нахождения доказательств твоей теории. А это уже чересчур.
Эрик начал заметно раздражаться.
- В науке ничего не может быть "слишком" и "чересчур", Нелл, зачастую она требует не только полной самоотдачи, но и жизни человека. Я думал, ты понимаешь это.
- Нет, это ты кое-чего не понимаешь, Эрик, ты действительно хочешь умереть в двадцать три года, чтобы все сочли это самоубийством?
- Это просто была мера предосторожности, как мы писали еще в договоре.
- Но ладно мы с Люсьеном, которые без тебя не знали и половины того, что знаем теперь. Но ты сам, Эрик: такие люди как ты не должны заканчивать свою жизнь настолько бессмысленно, ведь если бы вчера случилось худшее... - голос Элен сорвался, перейдя в сдавленный шепот, - мне страшно даже думать об этом... Никто бы никогда о тебе и не узнал. А было бы это в высшей степени несправедливо.

Дальше Элен уже не могла говорить: по ее щекам полились слезы. Эрик смотрел на подругу с жалостью и уже собирался как-нибудь ее утешить. Но другая сторона его натуры в очередной раз взяла верх.
- Прекрати рыдать, Нелл, в науке слезы никак не пригодятся, они нужны только барышням, читающим дешевые любовные романы. А мы рождены для большего.
- Эрик, почему ты говоришь так холодно? Что случилось?
- Ничего особенного, Нелл, я только перечитывал свои записи и пришел к выводу, что поскольку в этот раз они оказались не слишком точными и подробными, эксперимент стоит повторить...

На лице девушки появился ужас.
- Эрик, ты с ума сошел! Ты хочешь снова это сделать?
- Да, чтобы довершить начатое.
- Нет, нет, ты не сможешь... не сможешь. Я тебе не позволю. - Элен была явно настроена решительно. - Ты можешь делать что угодно, кроме этого. И если ты не передумаешь, я позову Люсьена.
- Вот как, - процедил Эрик сквозь зубы, - вновь начинаешь строить из себя мамочку... Только запомни: я всегда поступаю так, как считаю нужным, не спрашивая ни у кого разрешения. Даже у других членов Общества, поскольку оно и было создано мной.

С этими словами юноша резко повернулся и пошел из комнаты в старое общежитие. Элен бросилась следом.
- Эрик, послушай меня, это плохо кончится, так не может больше продолжаться... Придумай какой-то другой опыт, только не такой опасный... Пожалуйста. - повторяла девушка по дороге, но ее слов никто не слышал.
Спустившись в подвал, Эрик вновь посмотрел на Элен.
- Что еще? Ты все равно не сможешь меня удержать, поэтому уходи. И больше не вмешивайся и не впутывай сюда Люсьена, этот трус вообще все испортит.
Элен показалось, что Эрик намеренно сделал ударение на слове "трус". Вне себя от обиды и возмущения, она схватила с пола камень и, закричав "Так получи же, неблагодарный эгоист!", бросила его прямо в стеклянный шкафчик. Дверца разбилась вдребезги с оглушительным звоном.

На какое-то мгновение Эрик замер на месте. Затем он гневно посмотрел на Элен, но та не испугалась. Гордо выпрямившись, девушка произнесла: "Теперь ты точно больше не сделаешь глупостей."
- Что ж, может, это и так. Я действительно больше не сделаю глупостей. - тихо проговорил юноша после некоторого молчания. - Потому что я сразу после экзаменов уеду и вернусь только в начале следующего учебного года!
С этими словами он поспешно поднялся наверх и вернулся в свою комнату. Элен растерянно стояла, еще до конца не понимая, что случилось. Ей поначалу казалось, что он не сказал это всерьез, однако через две недели, когда закончился последний экзамен, Эрик исчез. В тревоге девушка попыталась расспросить обо всем профессоров, но те лишь ответили, что "студент Эрик Сноу заранее их всех предупредил, что уедет до конца каникул, не сказав, куда именно". Больше узнать что-либо было невозможно.

* * *

Эрик вернулся в университет только в первый учебный день: он как и четыре года назад спокойно вошел в аудиторию уже во время лекции и сел на свободное место, уже вдали от недавних друзей. За эти месяцы он не слишком изменился, но было видно, что воссоединения братства трех романтиков науки точно не произойдет.
После занятий Эрик ни о чем не стал говорить с Элен или Люсьеном, молча пройдя к себе. Весь вечер он вновь проводил за книгами, но не собирался более никого в это посвящать. Казалось, отныне все в этом мире потеряло для него особое значение.
В последующие дни ситуация нисколько не изменилась: Эрик регулярно посещал лекции, больше не вступая с профессорами в споры (чему они были весьма рады, решив, что "высокомерный юнец наконец-то взялся за ум"); иногда бродил по саду возле университета, но уже всегда в одиночестве, почти ни с кем не общаясь. Понимая, что он их намеренно игнорирует, молодые люди не стали навязывать ему свое общество, теперь Эрик действительно был предоставлен самому себе.

* * *

Осень прошла быстро, вскоре ее сменила зима, причем довольно снежная. Вечера становились все более длинными, и это было отличным временем для чтения всевозможных дешевых историй ужасов, чем многие студентки нередко развлекаясь, убивая таким образом время. Хотя к четвертому курсу некоторые из них все же стали серьезнее.
Элен, повзрослевшая за последние два года словно на десяток лет, была особенно задумчива в это время. Каждый вечер после занятий она пыталась сосредоточиться на учебе и повторении тем, но у нее почти никогда это не получалось. Почти все ее мысли занимал Эрик. Девушке безумно хотелось еще раз с ним поговорить и окончательно все выяснить. Хотя бы еще один раз.
В конце концов у Люсьена, долгое время наблюдавшего эту картину, кончилось терпение, и он сказал любимой: "Иди к нему. Иди и поговори. Если он не станет слушать, ты хотя бы убедишься во всем и перестанешь себя мучить. И заодно сообщи ему новость, может, хотя бы порадуется за нас..."
- Да, ты прав, я так и сделаю, - девушка поцеловала Люсьена, собираясь уходить, - я скоро вернусь, жди.

Постучавшись в комнату Эрика, Элен осторожно вошла. Юноша как обычно делал вид, что читает, хотя на самом деле пристально наблюдал за гостьей.
- Я хотела бы с тобой поговорить. И прошу: выслушай меня, это важно. Не говори, что ты занят или что не хочешь тратить на меня время.
- Я слушаю. - спокойно ответил Эрик, отложив книгу. - Говори.
- Насколько я поняла, ты решил уничтожить наше Общество Трех и прекратить всю нашу деятельность, включая и эксперименты...
- Это не совсем так, однако вы с Люсьеном мне действительно больше не нужны. Теперь я буду делать все сам. И не беспокойся, повторения истории со шкафом не случится.
- То есть, теперь мы тебе безразличны, верно? А еще год назад ты считал нас своими самыми преданными друзьями... - в тоне Элен слышался укор.
- Все меняется со временем, Нелл, тебе это известно. Я с самого начала говорил, что мне нужны помощники для экспериментов, которые бы не предали нашу идею. И вы с Люсьеном ими были, за что я вам благодарен. Но это все осталось в прошлом. Больше к вам у меня нет никаких дел.
- Так вот оно что... - Элен смотрела на юношу с нескрываемым презрением. - Поиграл с нами, получается, как с игрушками, и захотел бросить...
- Не надо читать мне нравоучения, я уже много раз повторял это. Думаю, я все объяснил. Если тебе ничего больше не нужно, можешь идти, я тебя не держу. Всего хорошего.

Подойдя к двери, Элен в последний раз обернулась чтобы посмотреть на того, кого совсем недавно считала гениальным человеком. Теперь в ее глазах читалось разочарование.
- Значит, я в тебе ошиблась, Эрик... Что бы тебе было известно, Люсьен недавно сделал мне предложение, и мы скоро сможем пожениться, тогда я брошу университет и посвящу себя семье... Прощай же, Эрик Сноу, наш бывший и ложный друг!
Элен выбежала за дверь в слезах. Вернувшись к Люсьену, она ничего ему не рассказала, кроме того, что им больше нет смысла искать общения с Эриком - он выбрал для себя иной путь. Утешая невесту, молодой человек посоветовал ей поскорее все забыть и, чтобы отвлечься от грустных мыслей, отправиться завтра же на ту самую реку, где они когда-то ставили эксперименты. Теперь ее покрывал лед, и там можно было кататься на коньках. Улыбнувшись такому предложению, девушка согласилась. Засыпая, Элен уже почти перестала испытывать сожаление и боль из-за холодного прощания Эрика. Она не знала, что тот их разговор действительно был последним в ее жизни...

* * *

На следующее утро, свободное от занятий и лекций Эрик тоже покинул территорию университета и отправился на прогулку по зимнему Парижу. Юноше особенно нравилось бродить по заснеженным улочкам в той части города, где все дома стоят очень близко друг к другу, точно приплюснутые. Вскоре пошел снег и почти белое небо резко потемнело, а снежинки из маленьких крошечек быстро сделались большими хлопьями, покрывающими собой все, куда падали. Через несколько часов в домах уже начали зажигаться огни.
А Эрик все стоял в одном из переулочков, задумчиво глядя на падающие с неба хлопья и что-то тихонько напевая про себя. За то время, что он отсутствовал в университете, наука уже начинала казаться ему скучной, он уже понял, что быть ученым-изобретателем - совсем не то, что грезилось ему в мечтах, когда он впервые переступил порог университета.
"Быть может, это вообще не мое, и мне следовало заниматься чем-то другим... Все равно я уже никогда не смогу убедить всех людей мира в правдивости своих убеждений, я не второй Иисус и не Бог. Но кто же я такой? И для чего я родился? Для какой цели? Мне кажется, что у меня в жизни всегда было особое предназначение, но, увы, я как ни старался, так и не смог его понять. И совершил уже столько ошибок на своем пути по вечной дороге..."
От раздумий Эрика отвлекла появившаяся из ниоткуда музыка, услышав которую, он резко вздрогнул. Только чуть позже юноша понял, что ее исполняла девочка, живущая в одном из домов на этом переулке. В окошке сквозь холодное стекло можно было различить ее силуэт: как она сидела и играла на стареньком фортепьяно. Эрик слушал эту музыку, закрыв глаза. Несмотря на свой юный возраст, девочка играла очень хорошо, перенося своей мелодией куда-то далеко, в совсем другой мир, где нет места злу и смерти и где всегда царят счастье и любовь.
Слушая эту дивную музыку, Эрик чувствовал, как его душу охватил трепет. Прежде он и раньше был не чужд искусству и в детстве учился играть на пианино и скрипке. Однако уже почти пять лет все его мысли были заняты другим, а теперь...
"Может, это и есть ответ? На то, что мне следует сделать. А именно: вместо науки попробовать себя в мире прекрасного, в искусстве музыки? В принципе, можно будет попробовать, если я еще не разучился играть."
Приняв такое решение, Эрик сам себе улыбнулся - впервые за долгое время он был счастлив. Дав себе слово, что, окончив ненавистный университет, он приступит к новому занятию, юноша радостно зашагал дальше, как вдруг увидел лежащую на одном из сугробов красную розу - судя по всему, ее кто-то недавно выбросил из окна.
Остановившись, Эрик поднял цветок и осторожно вдохнул его аромат. Вскоре его осенила догадка, что можно будет с этой розой сделать. Незаметно вернувшись к дому, где жила юная музыкантша, Эрик осторожно положил цветок возле окна и тихонько постучал в стекло. Когда девочка удивленно приоткрыло окно, то никого не увидела: Эрик уже успел спрятаться. Но, найдя прекрасную розу, маленькая пианистка улыбнулась и, поцеловав свой неожиданный подарок, пошла играть дальше. Довольный, что сделал ей приятное, Эрик пошел дальше. Он не спешил: времени до наступления ночи еще было достаточно.

Прогулявшись по ближайшей округе города, юноша не сразу заметил, что идет в направлении старого моста над рекой, того самого, где его и остальных Романтиков Науки меньше года назад задержали жандармы. Вспомнив ту ночь, Эрик усмехнулся. Все-таки его задумки хотя и всегда были странными, неизменно хранили в себе особую оригинальность.
Увлекшись своими воспоминаниями, Эрик машинально подошел ближе к реке и к своему удивлению увидел, что возле нее снова толпятся люди в форме и несколько зевак. Не понимая, что случилось, он обратился за разъяснением к одному из полицейских. Тот внимательно посмотрел на юношу, а затем ответил: "Да как сказать - утопленников только что вытащили отсюда, вот, сейчас проводим расследование происшествия."
- А что это за люди были?
- Да мы еще не установили, молодые оба, примерно вашего возраста, юноша и девица... Жаль их, конечно, очень жаль!

В этот момент жандарм был вынужден прервать разговор, так как ему велели возвращаться к трупам. Ощутив внезапно охватившую его тревогу, Эрик проследовал за ним. Он увидел, что в центре скованной льдом реки находится дыра, а на берегу, совсем рядом от нее лежат два тела. Их еще не успели накрыть тканью. На ставших непривычно тяжелыми ногах юноша подошел еще чуть ближе, вытянулся, чтобы лучше рассмотреть мертвых и... Почувствовал, как его насквозь пробило ледяным ужасом. Всего в нескольких метрах от него лежали Элен Леранж и Люсьен Буше.


Рецензии