О муках творчества после мук творчества

Меня сегодня муза посетила,
немного посидела и ушла ...
/Высоцкий/

Вчера мне внезапно захотелось творить. Любое творчество требует времени и напряжения душевных сил. Наверное, это напряжение нужно человеку, чтобы идти дальше в своём развитии нового и совершенствовании старого. Я не знаю, как творят творческие люди-профессионалы - художники, музыканты, писатели ...

Возможно, творчество для профессионалов - ежедневная работа по созданию шедевров, и свои эмоции и чувства они включают сразу, как только подойдут к рабочему месту. Я,  помню, читала чьи-то воспоминания о советском поэте Фёдорове (не помню имени), он с утра шёл в кабинет сочинять стихи и выходил из него лишь вечером, держа в руках новое стихотворение.

Поэзия - творчество, на первый взгляд, эфирное, это мир, где легко порхают музы поэзии во главе с Мельпоменой, это царство избранных небожителей, где обитают избранные, например, Моцарт. Почему именно Моцарт? Да с лёгкой руки другого избранного - Пушкина, который поведал о Моцарте и Сальери, как о гении и труженнике от музыки.

И в поэзии есть Моцарты и Сальери. Моцарт в поэзии - это Пушкин, а Сальери - поэт Фёдоров. Если "моцарты" облагораживают и восхищают душу красотой и совершенством Божьего мира, то "сальери" восхищают трудолюбием и упорством, т.е., "терпение и труд всё перетрут". Конечно, Сальери тоже талантлив, но не о нём сейчас речь, я о том, что и те и другие имеют право быть.

Какова "кухня" творческого человека? Творить - это ... вероятно, сначала обдумывание будущего произведения ... как обдумывает будущую картину, подбирая краски,   художник, как обдумывает новый опус музыкант, осторожно трогая клавиши на инструменте, как обдумывает новое блюдо повар, как спортсмен готовится к рекорду ... и так далее. 
Примеров можно привести много, но, странное дело, я вчера ничего не обдумывала, просто взяла тетрадку и стала записывать на листке слова. Нет, это ещё не творчество - выпустить на волю слова из головы - это ещё не проявление поэтического таланта ...

Я всегда пытаюсь как можно точнее выразить процесс создания стихотворения, но не получается. Спрашиваю у знакомых поэтов, как они пишут стихи ... все говорят одно и тоже, мол, сами родились, а я только записал. Что ж, верю, об этом говорил и сам Пушкин:

"И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.
Минута - и стихи свободно потекут."

Психологи скажут, что такой выплеск мыслей - это нашедшая разрешение в написании стихотворения давно наболевшая проблема. Мол, подспудно о чём-то думаешь, думаешь, а как надумаешь, так и выплёскиваешь.  Так можно объяснить всё, что угодно, поэтому я возражаю. Содержание моего вчерашнего стихотворения никакой ни плод наболевшего, я вообще никогда и никуда не спешу, но если уж и надо обозначить причину, то объяснение одно - фантазия. И чем правдивее фантазия, тем больше она похожа на реальность.

В связи с этим всегда вспоминаю строчки А. Ахматовой:
"Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда ..."

Но и это ещё не творчество. Записать родившиеся из сора в голове строчки, это просто записать набор слов. Творчество начинается, когда приводишь их в порядок, заменяешь одно слово другим, подбираешь рифмы, добиваясь точного выражения смысла и ни на миг не отпуская  главную мысль. Это так. Но бывает, что пишешь начало стихотворения и даже не ведаешь, чем оно закончится. От этого можно уйти в такие словесные дебри, что - или напишешь шедевр или забросишь всё к чёрту.

Часто бывает и так, когда стихотворение (ещё сырое и неуклюжее) проявляет самостоятельность и начинает "подминать" под себя автора, заставляет его действовать по своим правилам. И, если не подчинишься, ни за что не напишется. Начинается борьба "кто кого", заканчивающаяся компромиссом. Вот это я и называю муками творчества.

Уступив автору победу, стихотворение не сдаёт позиций и при каждом новом прочтении оно показывает автору свои слабые места и требует переделки. И опять перебираешь, как говорил Маяковский, "тонны словесной руды", чтобы найти ещё более точное слово. Меняешь старое на новое, и стихотворение на время удовлетворяется ...

Читаю родившееся вчера стихо, и вижу, что оно желает реванша. Может быть, я приму вызов и опять окунусь в "муки творчества", но не сейчас ... сегодня я сыта этими муками по горло )))))


О каком стихотворении веду речь?
Да вот об этом:

Я спешу за временем

Я спешу за временем,
но не догоняю.
Торможу под бременем,
лошадей меняю.
На ходу пытаюсь
ногу всунуть в стремя,
Тороплюсь и каюсь,
умоляю время
дать мне передышку,
чтобы что-то вспомнить,
чтобы жизнь-пустышку
радостью наполнить.
Но привычка к спешке,
знать, неумолима,
годы, словно вешки,
пролетают мимо.
Их движенье вечно
даже в повороте.
Время – бесконечно,
это я в цейтноте.
Я бегу в горячке,
дёргаю подпругу,
и не вижу в скачке,
что бегу по кругу.
Не коснусь ладонью
время: не дойти!
Это я в погоне,
а оно – в пути!

Мита Пе

http://www.stihi.ru/2013/11/20/5838


Рецензии