Тянь Шань. Часть 2

Когда мы ещё учились в школе, у меня был друг Николай. Если можно так сказать, то за всю жизнь лучше его у меня больше и не было друзей.
У него были два старших брата. Они уже были взрослые парни, и оба занимались альпинизмом. Когда они возвращались из экспедиций, то привозили не только множество фотографий, но и много интересных предметов, найденных в горах. Один из них был археологом, и его, конечно, интересовали камни-порода.  Другой был учёным- математиком. Оба страстно любили горы. Наверное, скрытая зависть возбудила во мне мечту тоже приблизиться к этому виду спорта. А Николая это вовсе не интересовало. Это были седьмой и восьмой классы.

Я всё это вспоминал, идя по подъёму на Чимбулак. А я ещё удивлялся: с чего я вдруг решил попробовать себя в этом тяжелейшем виде спорта. Ладно бы был атлетом, а то – ленинградский заморыш!
Но я уже иду!  Первый привал! Рюкзаки снимать запрещено! Можно сидеть на земле.  Можно выпить воды. Смотрю в маленькое зеркальце (попросил у Лиды, которая меня подтягивала на шнуре) на плечи. На них ярко – красные следы от рюкзака, несмотря на пять платков под каждой лямкой. Достаю пряники: мама положила, и с ужасом думаю, как будем вставать и идти дальше.
Команда: подъём!  Учитель из Ферганы помогает мне встать вместе с рюкзаком. Когда уже стоишь, то не так кажется тяжело.  В горах есть правило: через  каждые пятнадцать минут затяжного подъёма раздаётся команда: повернуться в сторону спуска и дышать. Дыхание приходит в порядок, уравнивается и не так бешено колотится сердце.
Снова идём. Лида облегчила мне рюкзак (взяла у меня часть консервов). Но мы ещё идём по лесной зоне. Скоро – альпийские луга, где растёт множество незабудок –это я читал, но не видел. И ещё выше альпийских лугов уже можно встретить эдельвейсы. Можешь уже считать себя маленьким альпинистом, если ты дошёл до эдельвейсов. Этот цветок – легенда. Во множестве произведений есть о нём упоминания. И я его увижу!!!
Снова привал. Смотрю на седловину Талгарского перевала (она видна на снимке слева. Справа видна вершина Школьника), где мы должны ночевать, до неё, как до луны! (а сейчас- там последняя станция канатной дороги. Не обидно ли?).
Как-то «идётся». Это означает, что дыхание чуточку наладилось, рюкзак легче.
Но вот и альпийские луга! Эта долина называется Мынжилки ( с казахского – долина тысячи кобылиц) – так раньше трактовали, не знаю, как сейчас. Но прежде, чем шагнуть в долину, привал и команда: снять рюкзаки, и собирать дрова. Ужас! Я только разошёлся более- менее налегке, а тут- дрова.  Набрал некоторое количество хвороста, начальник подошёл и сказал, что этого мало.  Скоро не будет ни одной щепки, и на чём мы будем готовить еду на перевале? Он подложил мне ещё дров. Рюкзак снова был неподъёмный.
Всё также помогли надеть.
Идём. Леса закончились. Незабудки запестрели в глазах.  Я подумал, вот только девушки не хватает, чтобы насобирать букетик этой прелести и подарить ей. Но девушкой был рюкзак, и незабудки как-то не умиляли. Пот застилал глаза. Невыносимо ломило плечи.

Ещё были привалы, ещё много раз исправляли дыхание, а ледник ещё был далеко.

Я уже ничего не видел вокруг. И самое страшное: я не видел эдельвейсов (я их увижу на следующий день за перевалом). Кровяные круги перед глазами усиливались. Я был на грани потери сознания от усталости.
Как издалека, разнёсся приказ: снять рюкзаки, надеть кошки, палатки ставить. Мы были на льду! И кто поставил палатку, я не знаю. Я даже не знаю, кто меня засунул в спальный мешок. Я что-то выпил горячего, наверное, какао. Далее всё куда-то провалилось и не помню ничего. Меня не было. Тела я не ощущал. Постепенно куда-то провалился (в сон, конечно).
Так закончился первый подъём, а сегодня люди на это тратят сорок минут, и без всяких рюкзаков. Но они – просто любопытные. Погуляют, пофотографируют, и обратно в кабину.
Утром открыл глаза. В проём палатки ярко светило солнце. Было холодно. Все мышцы болели. Начальник вызывал на зарядку. Все мужики- по пояс голые, я- в свитере. Начальник подошёл и свитер снял с меня. Он при всех стал мне растирать мышцы. Было стыдно. Неподалеку уже горел костёр и что-то на нём варилось. Есть хотелось безумно, но чувствовал я уже себя немного лучше. Оделся. Теплая одежда и штормовка согрели меня. Сели есть. Ничего более вкусного не ел. Макароны с тушёнкой!!! Полная миска. Какао. Какая прелесть.
Кошки уже были на ботинках. Мы- на фирновом снегу ледника, сползающего с морены. Справа – двуглавая вершина Школьника) так называется огромная скальная гора с ледниками на ней. Облака закрывают её вершину.
Начинается учёба: как рубить ступени во льду. Нас не готовили в альпинисты. Но лёд будет встречаться и нужно уметь идти по нему. Учили закреплять верёвки-перила. За них можно держаться. Проходя крутые склоны. Можно к ним пристегнуть карабин. В случае чего ты просто зависнешь над обрывом или пропастью (со мной такое будет).

Много ещё разных хитростей показали нам альпинисты, сопровождавшие нас в этом походе. Особенно мне понравилось, как в расселины скал забивают крючья: основные и страховочные. Верхние страхуют нижних. По скале поднимаются вверх. Ну, конечно они, а не мы. За полдня мы так наработались, что спали потом беспробудно несколько часов. А потом нас ждал обед. Это не поддаётся описанию. Ночёвка вторая прошла хорошо.

Предстоял спуск с перевала к таинственному урочищу «Солнечная поляна». Альпинисты ушли вперёд, навешивая нам перила из верёвок.
Я тогда не представлял, что спуск ничуть не легче подъёма. Эта ходьба на пятках. Позже я узнаю о траверсах. Но там был пока ледник, и никаких траверс делать не разрешалось.

Лёд кончился. Кошки сняли. Пошли грунты-осыпи. Они ехали под ногами, и сохранять равновесие было трудно. Рюкзак теперь был врагом. Он отчаянно тянул вниз на попу.
Привалы. Снова лежал, прижимаясь к то к песку с камнями, то уже к траве альпийских лугов. Эти десять минут были счастьем!

14 января 2016 год
Талгарский перевал
Фото из интернета

Продолжение следует


Рецензии