МЫ из СССР. - 3 -как нас крышевали

                *  ч.3 *   
                КАК  НАС  «КРЫШЕВАЛИ»
      В мире всё с годами совершенствуется, Так уж устроена наша человеческая сущность, Если в годы «развитого социализма» понятие «несуны» были понятны даже школьникам тех лет, то позднее это стало называться «надо поделиться», что делалось более изощреннее и наглее. Тащили всё и везде, где то по малому, а где и машинами.  Помню,  мой знакомый, работающий грузчиком на кондитерской фабрике, по пьяни откровенничал: - А ты знаешь, почему наши грузчики носят такие широкие шаровары? Дык в них в каждую штанину  можно спрятать по 3 кг. шоколада, обмотав ноги бинтами. Правда, потом приходится долго отмываться.  Плавится он на теле, зараза!
      Как то сидел я с удочкой и закидушками на берегу Томи не доходя ЛПК (лесо перевалочная база). Место там тихое, справа  на воде плоы пиленного леса, который сплавляли тогда с верховий Томи на переработку, за спиной длинный высокий 3-х метровый забор мясокомбината с колючей проволокой поверху. Так что купальщиков там не водилось, зато ловилась рыба. Странную картину я там иногда наблюдал. Из нутрии территории над заборам и проволокой появлялся деревянный брус с крюком и шнуром, по которому бесшумно опускался на землю мешок с грузом. Вскоре, словно по команде, появлялся добрый молодец и бесследно исчезал с этим мешком. Такие манипуляции осуществлялись обычно рано утром, когда всё кругом спит, в том числе и охрана мясокомбината. Мясо тащили регулярно, и не только через забор, ухитрялись прятать тонкими пластами и на собственном теле. Жилой угол частного сектора Черемошников всегда кормился этим предприятием, но и торговал из -под полы не дорогой качественной вырезкой. Сколько уходило «налево» продукции мясокомбината, можно было только догадываться. Так было и на заводе резиновой обуви, особенно, когда запускали новые образцы продукции, конкурирующей  с образцами других подобных предприятий Союза. Были и так называемые, подведомственные поборы. Приходит куратор из треста столовых в подведомственное кафе «Дружба», что было в районе площади Южной, с проверкой и без обиняков заявляет, выставляя на стол свою солидную сумку:-«Вы положите всё так, аккуратно, что бы не высовывалось за габариты сумки!» - это рассказывала моя жена, которая тогда в этом кафе заведовала кадрами.
          Почему так долго в нашей стране жила система «несунов», вполне понятно. Мы ведь долго жили в условия, когда везде и всюду из каждого динамика, с каждого плаката звучали слова, что всё это наше, всенародное , принадлежит нам, а значит никому. Ну а раз НАМ, и значит НИКОМУ, по тому и тащили всё, начиная от гвоздя и кончая машинами. Пускай попробует сейчас продавец ларька положит в свой карман пачку сигарет или банку тушёнки, и если его уличат в этом, то  его тот час же выпрут с работы и вычтут недостачу из зарплаты, потому что это МОЁ!
   Я не останавливаюсь в подробностях на таком в то время явлении, как "бартер". Я видел, как небольшая фирма,арендующая у нас помещения под офисы, занималась различными коммерческими сделками и жила только за счет "бартера". Вот одна цепочка этого "ноухау": покупала дешевые японские авто в Владивостоке, меняла их на запчасти для тракторов на Алейском тракторном заводе, запчасти в Хабаровских леспромхозах меняла на пиловочник, который морским путём отправляла в Японию, а там эа этот лес покупала вновь бу автомобили и везла в Россию на продажу. И так не плохо процветала несколько лет.Это явление широко процветало и на крупных предприятиях. Мой знакомый, долго работал энергетиком на крупном предприятии и долгие месяцы не получал зарплаты, уходить куда то не решался и жили за счет зарплаты жены, где этой проблемы не было.Так ему, видимо за его долголетние заслуги и терпение, выделили автомобиль "ВАЗ-2104". Не всем так везло.
                1.
          Как появилась система «крышевания»? Вообще то это всё от лукавого.  Если охранять какую либо фирму, а вернее «рышевать», то от кого, от себе подобных?  На практике так оно и получалось.  В «лихие 90-е» я сомневаюсь, чтобы какая, большая или малая, фирма как то пыталась заработать деньгу, чтобы прокормить семьи и её не пытались «крышевать». Многие крупные предприятия, продукция которых стала не нужна разваливающемуся государству, не выдержав кризиса, рухнули. Сотни, тысячи квалифицированных рабочих рук стали не нужны. Инженеры, технологи, конструкторы и программисты с оборонки пошли в армию «челночников», встали за прилавки на рынках, чтобы как то содержать семьи. Часть молодежи, что бы как то реализоваться, подалась в криминал.
     Мой хороший знакомый, которого я знал много лет, поведал историю собственного сына.  Парень отслужил «срочную» в армии, после армии женился, появился ребенок. Обычная житейская история. Захотели жить отдельно, самостоятельно, жена с маленьким сыном дома, глава семейства перебивался случайными заработками, что бы как то сносно содержать семью. Мотался, ища стабильного заработка, но путного ни чего не было. Как то знакомый предложил работу, которая была не совсем дружна с законом, но весьма денежной. Так парень попал в команду «крышевателей», которой командовали лица, отмотавшие по несколько сроков в местах лишения. В мутной воде жизненного коктейля тех лет, подобных историй было множество. Скольким не опытным парням, попавшим в этот переплёт, покалечили жизни эти «командиры», прошедшие огни, воды и медные трубы в исправительных колониях. Для них  это было самое благоприятное время, подбирать себе рекрутов в свои ряды. Был в Томске некто Семигул, который и командовал большей частью этих отрядов. Вор в законе, отсидевший несколько сроков, точно  ни кто знал, кликуха это, или фамилия, но на слуху в городе личность была известной. Прошел слух, что через пару, тройку лет он вновь «загремел», но за более сёрьёзные преступления и на большой срок. Но и после этого поборы не прекращались еще несколько лет, похоже, хороших помощников воспитал.
                2.
           Началось всё с открытия не большого магазина по продаже запасных частей к легковым автомобилям и аксессуаров к ним. Такого профиля магазинов в городе было еще мало, и слухи расходятся быстро, тем более мы там принимали запчасти и на комиссию от граждан. Торговля шла бойко, спрос превышал предложения и мы, что называется, крутились. Ехали на Алтай за шинами на завод, в Омск за коробками «Москвичей» и  запчастями  к ним, в Уфу на моторостроительный завод за ассортиментом по двигателям. Недели через две после открытия магазина пришли «гости» и без обиняков заявили: «Мы ваша «крыша» и надо делиться!»  На переговоры я отправил своего коллегу учредителя по ООО, который, как не странно, раньше до распада КПСС, работал заместителем заведующего промышленно транспортного отдела обкома партии. Вот зигзаги судьбы! Но он молодец, мы обошлись малой кровью. Мы пообещали, что раз в месяц будем принимать на ремонт на свою СТО их автомобиль без оплаты. Таким образом, мы наравне с магазином подстраховывали и свою станцию тех обслуживания автомобилей, которая  была пока без «крыши».  До сих пор спасало то, что эта СТО была гарантийной от Московского автомобильного   завода АЗЛК, пока он был еще жив и выполнял свои гарантийные обязательства перед покупателями автомобилей.
        Обычные парни, которые приезжали к нам на обслуживание на своём ВАЗе, как и договорились, один раз в месяц, рассудительные, вполне адекватные и осознающие свою роль в обществе. Оказалось, сын моего приятеля, о котором я говорил выше, оказался в этой же команде, что наведывались к нам.
            Говорить о роли милиции в ту пору нет смысла. Они так же, как и весь народ в стране, были обделены государством. Заявлять об этом могу авторитетно, по тому, что мои дети в ту пору работали- дочь следователем, а сын в другом райотделе в ОБХСС инспектором. Месяцами не получали зарплат, а у них семьи, оперативные автомобили не могли выехать на место преступления из-за отсутствия бензина. Что можно было требовать от такой милиции при таком хаосе и бардаке в стране. Вот и росли по городу такие самостийные соловьи- разбойники, которые обирали даже бабушек, торгующих редиской и луком на улице, что бы купиь хотя бы хлеб и бутылку молока, так как и пенсию в ту пору платили не регулярно. Кто жил в ту пору, кто испытал на себе все эти прелести «перестройки» и «лихие 90-е», разве может вспомнить добрым словом тех правителей, которые ввергли свой народ и страну в такой хаос?      *** вспоминал 14.01.2016. ***
      
               
 
 


Рецензии
Всё описанное, Михаил, относительно знакомо.
Было одно предприятие в СССР, где несли не с работы, а на работу. Молоко несли от домашних коров и сливали в общие бидоны. На своих лошадях солярку подвозили к тракторам, чтобы казённую не расходовать.
А потом основателя этого хозрасчёта Худенко Ивана Никифоровича лишили жизни. В тюрьме. Задолго до лихих девяностых.

Алпатов Валерий Лешничий   16.07.2017 16:02     Заявить о нарушении
Валерий, с высоты нынешних лет смотрим, вспоминаем и удивляемся в какое жуткое, но и интересное уродливое время мы жили...

Михаил Мещеряков   16.07.2017 20:26   Заявить о нарушении