Разум и вера воспоминание

Когда я учился в ешиботе, мне крупно повезло, ведь директором тогда был рационалист. Мне всегда было любопытно: что такое вера? Я рассуждал так: если кто-то мне говорит "я просто верю в Б-га", то нужно спросит так: "каково достаточное основание для того, чтобы сказать, что он - есть"? Если человек отвечает, что достаточное основание это ерунда, нужно просто верить, то я скажу ему: "знаешь,  человече, я вчера был на Луне",он скажет "не верю", а я отвечу: "Как же так? Верь, ни о чем меня не спрашивай ". Как то так.
И вот я спросил у главы ешивы: "ма зе эмуно" - "что такое вера?". Он ответил, кстати сегодня я думаю, что он мог ответить МНЕ, то есть, с учетом именно моего склада ума и личности.  Он сказал так: "Ты прав в том, что у любого утверждения должно быть достаточное основание, в случае с бытием Б-га это может быть очень сложное основание, рождающееся в спорах, блистательные и трудные аргументы. Однако, делая заповедь, например, утреннего омовения рук, ты нк обязан прокручивать в голове все эти сложные споры, полагаясь на то, что вчера ты их уразумел и нашел логичное решение, доказал бытие Б-га и дарование Торы на Синае - это и есть вера".


Рецензии