14. 01. 2016. В. Набоков, Защита Лужина
Но какая интрига, какое разыгрывается напряжение вокруг матча с итальянцем! Почему мне стало не всё равно? Почему читатель начинает болеть за этого скучного человека?
Защита Лужина коренным образом отличается от «защиты Филидора» тем, что она – не шахматный термин, не придуманная и разработанная комбинация, а отчаянная попытка одержимого игрой гения задавить в себе собственную гениальность, его разрушающую, отказаться от того единственного, что выделяет его из массы. И в конце концов он делает шаг в бездну – уходит в небытие.
Мне подумалось: при всём несходстве того, чем живёт Гумберт Гумберт – главный персонаж в «Лолите», и внутренним миром шахматного гения – Лужина, голова которого заполнена комбинациями фигур на 64-х клетках игральной доски, - это именно полная погружённость обоих в предмет своей страсти. Гумберт живёт одним лишь сексуальным вожделением к нимфетке Лолите, Лужин – к красоте и разнообразию шахматных комбинаций… И эти страсти, при всём внешнем несходстве, губят обоих.
Но для чего писателю это внимание к гипертрофии чувств и интересов, к всепоглощающим человеческим страстям, превращающим каждого из этих главных в несчастного, гибнущего человека? Может быть, так писателю легче на примере гибнущих гениев (ибо и Гумберт – гений, то есть человек аномально разросшейся страсти, принявшей преступную форму) – легче проследить, понять и воспроизвести поведенческую норму человека массы? Так поиски специальных методик обучения детей с отклонениями в развитии помогают в разработке педагогики нормы…
Свидетельство о публикации №216011402269
Вторым был скорее "Король, дама, валет".
"не придуманная и разработанная комбинация"
Термин "защита" означает в шахматах начальные ходы, несколько определенных первых ходов сторон, а до комбинаций в начале партии еще далеко. Разумеется, Набоков наполняет этот шахматный термин другим смыслом. Интересно, что после выхода романа в свет, русские эмигранты в Париже стали утверждать, будто прототипом Лужина был А.А.Алехин, кстати, изобретший "свою" защиту. Алехин эти утверждения опровергал, замечая, что герой "Защиты" скорее внешне напоминает другого русского гроссмейстера - Боголюбова. Однако кое-какие черты Лужина действительно напоминают Алехина, хотя в целом психические комплексы чемпиона мира были иного рода.
"Ибо и Гумберт - гений"
Я этого не нахожу. Аномально развившаяся страсть - не есть признак гениальности, скорее психической ущербности. А вот шахматная гениальность Лужина выглядит в книге Набокова достоверно и, похоже, списана с Алехина. К шахматным гениям причисляют Капабланку, Алехина, Фишера, возможно, Каспарова. Ласкер же, в лучшие годы побеждавший обоих, все-таки не гений, а великий психолог в шахматах. Из нечемпионов к гениям относят Морфи, Рети, Таля. Решевский был вундеркиндом. При этом Капабланка отнюдь не бредил шахматами, в отличие от Алехина, а был большим любителем дам (можно сказать, не пропускал ни одной юбки в молодости и даже в зрелом возрасте). В этом на него отчасти похож Таль, тогда как Фишер по характеру ближе к Алехину.
Алексей Аксельрод 01.08.2017 23:54 Заявить о нарушении
С Вашим замечанием о "гениальности" Гумберта вполне согласен. Это была не гениальность, а болезнь, что гениально изображено автором.
Завидую Вам: Вам явно близки шахматные страсти. Я абсолютный тупица в играх. Но среди друзей были и шахматисты, притом - отличные. Психология игры - интереснейшая вещь. Спасибо, Ваши заметки интересны.
Феликс Рахлин 03.08.2017 00:34 Заявить о нарушении
Алексей Аксельрод 03.08.2017 23:03 Заявить о нарушении