Не читайте чужих писем, особенно изданных сегодня

      В последние годы издано достаточно много книг и опубликовано нимало статей в журналах, содержащих переписку уже умерших известных творческих лиц с их друзьями и приятелями,с родственниками или с любимыми обоего пола. Среди творческих лиц(авторов писем), почему то немного художников (наверно некогда было, то «пленэр», то выставка, то снова «пленэр») и совсем мало учёных. Оно и понятно. Каждый грамотный издатель  знает: "Народ хочет клубнички". Ну а какую "клубничку" можно ожидать от кабинетного "червя", пусть даже там Героя..., лауреата и т. д. Правда, намедни прогремел академик Лев Ландау. Но я думаю, что после телепрограммы Гордона, Ландау в гробу перевернулся... хотя и был мужиком с юмором. Нобелевский лауреат, великий физик-теоретик, а в его личной жизни телеведущий, участники и зрители копаются как в чужом белье, да ещё на всю страну. Но это так, к слову. В конце концов о письмах Ландау и к Ландау-письмах личного характера, в телепередаче речи не было. Так что в этой статье, учитывая статус нашего сайта, речь пойдёт о переписке известных поэтов и писателей. 
         Лично я стараюсь не читать эту переписку, ну за исключением  случаев присутствия выдержек из писем, приведённых в специальных литературоведческих работах, которые позволяют яснее оценить процесс создания того или иного произведения. Как мне кажется, и поэты, и писатели наделены от природы, от Господа - фантазией и тягой к преувеличениям или, наоборот, к обыденности. Ну, посудите сами. Пишет такой всеми уважаемый известный человек своему другу, или любовнице, или любовнику, или родственникам письмо, пишет и начинает задумываться. "А как бы лишнего чего не написать, а как я после смерти буду выглядеть в глазах читающего мои письма общества"? Я слышал  от ряда знакомых историю об одном известном советском писателе, лауреате и пр. Этот писатель состоял в переписке с одной окололитературной дамой, одновременно он состоял с ней же в интимной близости. И всякий раз, когда он посылал ей письмо из командировки, он тут же звонил ей и просил по прочтении зачеркнуть некоторые фразы. Заметьте, он не просил по прочтению сжечь. Всё-таки он не был чекистом. Но он понимал, что его более молодая подруга (она была лет на 20 -ать помладше), переживёт его, и останется с письмами, И она это то же понимала, Так они оба подготавливали посмертную славу писателя. Может это и байка, но, во-первых, только если по отношению именно к этому писателю, а во-вторых, красивая же, чёрт возьми, и главное, ну очень правдивая история.
         А возьмите это многочисленное племя родственников и любимых обоего пола, оставшихся после смерти известного человека, его наследниками всего его имущества, в том числе и писем. Попробуйте, если вы издатель или, допустим, литературовед, купить, заполучить эти письма, нужные вам для издания книги или написания статьи, или просто для творческой работы. Адресаты, эти владельцы, да они вас изведут своими условиями, ограничениями, пожеланиями. Я, кстати, вспоминаю великолепный рассказ Андре  Моруа "Биография", напечатанный у нас, ещё в середине 60-ых годов прошлого века, в сборнике "Фиалки по средам". Прочтите обязательно, если ещё не читали. Вы убедитесь, что проблема, о которой я теперь говорю, всемирная. Так вот, возвращаясь к нашим "баранам". Все эти владельцы, конечно, не будут против опубликования писем. Наоборот, им же деньги, слава (многих из них и узнали что -то, только после издания писем). Нет, они за! Но дальше будет происходить примерно следующее и обычно одинаковое. Дальше такой владелец (владелица) говорит, что вот это письмо можно изучать и печатать с комментариями, это нельзя, это - через год после смерти можно, а то через 10 лет после выхода замуж их (с автором или авторшей письма) общей незаконно рождённой дочери или женитьбы их такого же общего сына. А вот это письмо разрешаю печатать только с третьего абзаца и кончить предпоследним. В результате несчастный литературовед изучает, бедный издатель издаёт, а доверчивый читатель(из тех - читающих чужие письма) вынужден читать примерно следующее: "..........мать! Какая природа.... мать! Как нам с тобою было хорошо после....мать!". И если вы( издатели или литературоведы не согласны, владельцы будут себе поживать, как та самая "собака на сене", которую великолепно сыграла в одноимённом телефильме моя любимая Маргарита Терехова.
           Правда, существуют, конечно, так называемые законы об авторском праве. Я не юрист, но слышал, что согласно этим законам, издатели имеют право выпускать такие письма и без согласия владельцев, через определённое время после смерти автора писем. Но, во-первых, надо, чтобы эти письма у издателя уже были, пусть под замком, пусть в сейфе. А во-вторых, закон в нашей стране, как давно известно, что дышло...  . Кстати, если бы не законы, о которых я говорю, если бы не настойчивость учёных-литературоведов, нам бы и не узнать, что это было за "чудесное мгновение", о котором с таким упоением вспоминал Пушкин, посвятив свои гениальнейшие строки неведомой большинству читающей тогда России - Анечке Керн. А вот издали письма Пушкина, по моему, то ли к Вяземскому, то ли к Нащокину (лень мне рыться в книгах, а так у меня есть это письмо). Издали, и весь свет узнал, что за "чудное мгновение" было у нашего Гения и у Анечки Керн, там, в усадьбе, в сенях, прямо на простом деревянном полу. Ну и что нового мы в результате получили? Вам это надо было? Лично мне - нет!
            Единственно, что меня примеряет в рассматриваемом вопросе это, нет не издание, а хранение такой переписки в соответствующих архивных местах. Вот там, пожалуйста.. Для учёных-литературоведов, чтобы они могли свои диссертации "защищать", или на худой конец - напечатать статейку (опять же для диссертации требуется) о некоторых особенностях нового прочтения старинного стиха всем известного поэта или прочтения знаменитого рассказа всеми уважаемого почившего "в бозе" писателя. Но и тут, всё должно быть до определённых пределов, иначе получается вот что.
             А получается действительно, чёрт знает что. В прошлом году была издана книга известного современного писателя, журналиста, "литературоведа", лауреата и т.д., довольно молодого и удивительно плодовитого господина N. Может вы его и узнали? Книга о жизни и творчестве знаменитого советского (по годам жизни) поэта, лауреата самых престижных премий. Ну, узнали, кто и о ком?  Ну ладно. Короче, дочка мне через Интернет - магазин (в свободной продаже книгу уже расхватали, хотя позднее несколько раз переиздали в течении очень короткого срока, и теперь, эта книга пылится в рядах подобной литературы- на магазинных полках: толстая - больше 700 страниц, и дорогая- аж за 600- 650 рублей). Я прочёл, добросовестно прочёл эту кладезь премудрости. До этого, я ничего не читал у этого автора, но жена уговорила меня почитать( на неё произвела решающее влияние реклама книги и автора в Интернете). Друзья мои! Помните "Собачье сердце" Михаила Булгакова? Вспоминаете ли знаменитые слова профессора Преображенского:"... А советских газет я не читаю ни до обеда, ни после; не читаю и вам не советую". И я вам,  мои читатели, тоже не советую читать рекламу в Интернете, впрочем не только в Интернете( сам прирабатывал рекламой на радиостанции "Максимум" в те "лихие" девяностые,  знаю, что говорю, поверьте).
Так вот, дёрнуло же меня, после прочтения книги, обратиться к переписке этого поэта с сёстрами и другими лицами. А надо сказать, у меня на лоджии, в большой коробке пылятся непереплетённые материалы из журналов на разные темы. Большинство из них таки не прочитано (некогда было), да и вряд ли будут уже когда либо мною прочитаны (не до того - сам в Интернете сижу на сайтах чуть не круглые сутки: жена шутит, была бы помоложе, уже ушла б от тебя. Да, ну так вот, я что-то искал в коробке этой, не помню что. И вдруг обнаружил эту переписку поэта с...   . Стал вчитываться, книгу то я только прочёл. Вчитался и обнаружил: бог мой, книга то, как минимум на треть, а то и поболе  составлена на основе этой переписки. Но в титуле, соавтор (адресат писем), почему-то отсутствует. И с тех пор господин N. стал мне не интересен, впрочем, как и я ему.   
          Перечтите, мои читатели, то что я уже написал, и вы, я надеюсь, поймёте почему я не читаю переписку известных уже умерших поэтов или писателей с....   . Прежде читал (по молодости и глупости), теперь не читаю и не буду читать, и вам не советую (чище будете). Но это речь шла об умерших литераторах, а теперь издаются книги, включающие отрывки из писем современных писателей и поэтов, писем личного характера.  Лично я не советую читать переписку современных российских поэтов и писателей, впрочем, как и советских литераторов. В первом случае вас ожидает такая встреча в стиле "ню", а во-втором, наоборот-всё зашторено, идейно выдержанно в соответствии с жёсткими цензурными законами советского периода. 

           Перечитал статью и понял, что достаточно было написать:" Не читайте чужих писем, в особенности писателей и поэтов, писем, изданных в официальных и полу официальных издательствах. А вообще-то чужие письма не принято читать, даже если они выставлены на всеобщее обозрение.
               




© Copyright: Григорий Варшавский, 2015
Свидетельство о публикации №215100901530   


Рецензии