Образование - образа создание
- Пора, Мархвуша, обживаться. Купи двух курочек и петуха. К весне надобно завести цыпляток.
- А где мы будем их держать?
- В углу за топчаном. Под топчаном устроим гнездо для наседки. Нехай Колька наскребёт в поле мешок соломы с сеном.
- Так петух ни свет, ни заря будет будить.
- Хай орёт. Всегда вставали с петухами. А солому с навозом на огород. Перекопаем под помидоры. Нехорошо. Земля е, а толку от неё немае.
Так у нас в хате появился курятник. Днём птицы гуляли во дворе, а как только начинало смеркаться дружно заходили в свой угол. В углу было две жёрдочки - одн против другой. На нижней жёрдочке сидели куры, а на верхней сидел петух. Не прошло и десяти дней, как мы привыкли друг к другу. Куры не обращали внимания на нас, а мы не обращали внимания на них. Все занимались своими делами, не мешая друг другу. Бабушка из сита устроила два гнезда под топчаном, в которых несушки откладывали яйца. Наступил 1945 год. В апреле у нас появилось пятнадцать цыплят. Жёлтых писклявых комочков и квохчущая мамаша. В мае мать принесла новость. Закончилась война. В июле появился дядя Гриша Бронченко. Башкатовы, мы и Бронченки собрались на нашем дворе за столом. Отмечали это событие. Дядя Гриша объявил, что они уезжают на родину. В Николаев. Через три дня Толик, тётя Мария и дядя Гриша уехали. В августе мать отвела меня записывать в школу. Первого сентября привела меня в первый класс. Учительница Зоя Михайловна, эвакуированная из Ленинграда, поставила меня в строй с малчиком. Им оказался Стёпа Ширинян. Повела в класс и усадила нас на задней парте у стены. Так мы с ним восемь лет и просидели за одной партой. После восьмого класса он поступил в техникум, а я остался в школе. Однако связи с ним не теряли до самой его смерти. Он умер в Пензе. В ноябре пришёл отец. Он устроил курятник на чердаке. В углу чердака под застрехой выпилил дыру. От дыры к земле протянулись три наклонные узкие доски с набитыми десяти сантиметровыми кусочками веточек диаметром с палец. От ската крыши к фронтону тоже ветки с деревьев, росших в огороде для насеста. Оказывается, чтобы крона у деревьев, была нормальной, ветки, растущие, как попало, надо обрезать. Оказывается за садом тоже надо уметь ухаживать. Оказывается, помогая отцу, я получал образование. Ночью кур перетаскивали на чердак. Через неделю все куры стали сами ходить на чердак. Отец меня не учил нотациями и разговорами. Он делал сам и заставлял делать тоже самое меня. При этом он говорил:
- Набивай руку!
Весной следующего года мы начали рыть яму для погреба, дробить ближнюю скалу и собирать камни для кухни во дворе. Возили их на тачке с одним колесом, которую сделал отец. Он достал инструменты, припрятанные им на чердаке перед уходом на фронт. Там оказалась лучковая пила и два лезвия к ней. Одно для поперечного, другое для продольного распила. Рубанки, шарщепка, фуганок, зубило, молотки, кувалда, лом, топор, разных размеров стамески и напильники. Ещё мастерки для кладки и для штукатурки. В школе мне набивали голову теоремами, правилами, законами, названиями, стихами, а дома я набивал руку, и усваивал правило:
- Не хер надеяться на дядю. Делай сам. Так оно надёжней, быстрее и лучше!
Учился я сносно. Троек в четверти было одна - две. Поведение пять. Остальные четвёрки. Это устраивало и учителей и родителей. Претензий ко мне ни у кого не было.
Отец устроился на работу охранником на лимонадный завод Лагидзе. Сутки дежурил, двое суток дома. Принёс три виноградных черенка. Посадили их в трёх разных местах двора.
- Хотя бы один примется, - сказал он о черенках - не ленись поливать, когда я на работе.
Принялись все. Время для работы по хозяйству достаточно. Мать с работы приносила обрезки досок О,5-0,8м длиной, 5-8 см шириной и 1см толшиной. Из них отец смастерил стол типа шкапа с полочками внутри для посуды и продуктов. Табуретки. Скамейки.
С завода он приносил но фляжке купажа. Купаж - настойка на спирте на мандариновых или апельсиновых корках, который добавляют в газированную воду, чтоб получить лимонад. Дома купаж разбавляли водой, получалась водка, и берегли для гостей.
Рос я, и подрастали другие дети в посёлке. Мы росли в одних условиях. Электричества не было. Водопровода не было. Канализации не было. Дорог необходимых для города не было. Радио не было. Даже патефона в посёлке ни у кого не было. Библиотеки и прочие атрибуты цивилизации располагались далеко. Неустроенность одинаковая, следовательно, и воспитание одинаковое. Делать-то всё приходилось самим. Трудовое воспитание было. А вот приобщения к спорту и культуре не было. Ближние школы на грузинском языке. Обучение было раздельным. Мужская русская школа и женская русская школа находились далеко друг от друга и одинаково далеко от посёлка. Видимо, в результате таких обстоятельств я был равнодушен и к спортивным соревнованиям и к театрам. Я не стал болельщиком. Что спортсмены, что артисты были для меня людьми умозрительного мира. Они вроде бы есть, но как тени на экране. И попасть в этот мир теней у меня не было желания. Я не чувствовал их реального существования. После, когда уже появилась возможность сходить и посмотреть преобладали другие привычные мне интересы. Когда я пошёл в школу, бабушка сказала:
- Будешь идти со школы, увидишь свалку, приноси старые тряпки и вещи.
Она их стирала. Разрезала на полоски и из них крючком плела половики. Из тех, которые распускала на нитки, вязала крючком узорчатые занавески на окна и накидки на подушки, на тумбочки, подкладки под вазы для цветов. Создавала уют. Из города до истока ручья, из которого мы носили воду для бытовых нужд, тянулся овраг. По обеим сторонам оврага пролегали улицы. Жители этих улиц выбрасывали отходы в овраг. Поэтому я со школы ходил домой по оврагу и собирал не только тряпки. Так выработалась привычка собирать. Тем более, что на свалках попадаются и полезные вещи. А когда появился телевизор, тратить деньги и время на посещение театров, спортивных соревнований и прочих культурных заведений считал расточительством. В живую я видел и слушал только Русланову. В 1956 году случайно летом, в Ялте в парке на открытой сцене из-за забора. Ещё шахматиста Михаила Таля. Он приходил к нам на завод в Тбилиси. В шахматы знал, как ходят фигуры. Играть, тем более, просчитывать комбинации, не умел. Даже в нарды, распространённую настольную игру на Кавказе, играть не научился. В карты играл месяца три в триньку и то, за компанию. Так же и в дурака. В очко никогда не играл. Не игроман. В лото и различные лотереи не играл. Лотерейные билеты не покупал. Разбогатеть не стремился. Питались мы нормально. Петушков резали. Курочки несли яйца. Покупали муку. Женщины пекли пышки, пирожки, оладьи, делали лапшу. Сытый. Одет. Обут. Как, не важно. Главное, чтобы удобно и по сезону. Для школы была форма. Поэтому визуально мы были равны. Я бы не сказал, что школа занимается образованием. Она занимается обучением. В ней главное - запомнить, а не понимать. Чтобы научиться понимать, надо включать воображение. Умозрительно видеть причину и следствия вызываемые причиной. Ведь закон - это то, что происходит всегда независимо от воли человека.
Не верно, называть законом то, что записано в Библии в конституции и в юридических кодексах. Это рекомендации. Пожелания для благополучного выживания, нужные для предотвращения раздоров, между людьми. Их не соблюдение иногда приводит человека к печальным последствиям, а иногда нет. Выражение "неотвратимость наказания" появилось именно потому, что это не закон. Другое выражение "просчитывать риски", косвенное признание существования противоположностей. Когда будет существовать не косвенное признание, а обязательное утверждение их наличия то и способы борьбы с такими явлениями станут обязательными, просчитаннными и более действенными.
Теперь из века прошлого перескочим в век позапрошлый.
В Ставропольскую классическую гимназию прислали нового директора. Януария Михайловича Неверова. За короткий срок гимназия превратилась в образцовое учебное заведение на юге России. Из Петербурга в Ставрополь прибыла авторитетная, с большими полномочиями комиссия из министерства просвещения во главе с тайным советником Соколовским. После ревизии был составлен акт, последний пункт которого гласил: деятельность инспектора училищ господина Терзиева признать неудовлетворительной. С поста снять. Обязанности инспектора училищ Ставропольской губернии возложить по совместительству на директора Ставропольской мужской классической гимназии господина Неверова. В это время, как говорят сейчас, мэром Ставрополя был Пётр Дмитриевич Устинов - внук атамана Конона Устинова и продолжатель семейного дневника. Неверов пришёл в городскую думу к Устинову переговорить о строительстве нового здания гимназии. Наместник Кавказский выделил для этого из своего бюджета 50 000 рублей. Под строительную площадку требовался земельный участок. Обсудив дела по строительству, Устинов пообещал всемерную помощь со своей стороны и обратился с просьбой к Неверову.
- Януарий Михайлович, мой сын Алексей, учится в пятом классе вашей гимназии. Я хотел, чтобы он закончил университетский класс и потом поступил бы в Московскую земледельческую и лесную академию. А сын заупрямился - нет, хочу быть учителем. И знаете, кто ему в голову это вдолбил? Его дружок Герман Лопатин, сынок председателя казённой палаты. Не поможете ли мне разубедить Алёшку? Вы для него авторитет. Неверов поправил очки.
- Что я могу посоветовать вам?.. Ваш сын, пожалуй, прав. Просвещать народ - дело благородное.
- Благородное-то оно благородное, но жалованье-то у вашего брата, просветителя больно скудное. А у нас имение. Надо хозяйство развивать. Экономику знать. Быть настоящим специалистом в своём деле. Без грамотёшки с нашим крепостным народом много не наработаешь, в трубу можно вылететь. Да и жаль будет, если Алексей от земли оторвётся.
- Пока ваш Алексей учится, жизнь может резко измениться.
- Как это... измениться?
- Дело идёт к тому, что крепостное право в России будет отменено. Крылышки дворянской знати пообрежут. Если у вашего Алексея окажутся задатки человека дела, то перед ним откроется огромное поле деятельности.
Устинов чувствовал шаткость крепостного права. Однако, если даже оно будет отменено, помещичье хозяйство останется, самодержавие - тоже. Следовательно, у руля власти будут стоять те же дворяне.
- Януарий Михайлович, будем откровенны. Вы по убеждениям просветитель-демократ, признаёте равенство всех граждан, а народ источником власти. Правильно я вас понимаю?
- Верно, - улыбнулся Неверов.
- К источнику народной власти вы причисляете и буржуазию, то есть купцов, промышленников, банкиров. Так?
- Главным источником народной власти я считаю крестьян как самый обширный класс в России, способный совершить революционный переворот и установить подлинную демократию.
- А буржуазию вы не считаете способной совершить революцию?
- Почему же?.. Буржуазия тоже за революцию. Ей сейчас мешают помещичий строй, крепостничество и самодержавные порядки. Ей нужна рабочая сила из крестьян. Но как только она окрепнет, то превратится в гегемона и тирана простого люда, в тормоз прогресса. Вот почему я не доверяю буржуазии и всецело поддерживаю крестьянство.
- Действительно, купцы, промышленники, и банкиры, хоть и состоятельные люди, обладающие быстро растущим богатством, взяв бразды правления в свои руки, станут молиться только одному своему богу - прибыли и выжимать её из простого народа. Так стоит ли отдавать власть в руки буржуазии? Пусть она останется у дворянства. Всё-таки дворянство благороднее алчных предпринимателей и промышленников, многие из которых вышли в люди с помощью коварства, грабежа и разбоя, - так рассуждал Устинов.
Ну, и как вам примитивизм рассуждений двухсотлетней давности, который сохранился до сих пор? Экономика рассматривается в отрыве от политики, прибыль в отрыве от технологий, а о наличии закона противоположностей только намёк. Коварство, грабёж, разбой есть, а закона нет. Весь расчёт на "пердячий пар". С чем и поздравляю строителей Днепрогэса - первой энергетической стройки социализма, на которой бетон месили ногами, как мы глину для самана при стройке хаты. Однако в те времена главным энергетическим сыръём становился уголь. Паровозы, пароходы, паровые молотилки. Чугун и сталь гланым промышленным товаром. Доменные печи, кузни, отопление требовали угля. Нефть была экзотическим продуктом. Каменные инструменты сменяли бронзовые. Бронзовые инструменты сменяли чугунные и стальные. Теперь на смену идут пластмассовые изделия. Я уже писал, что надо уметь отличать струю от пены. Сейчас кризис, связанный с перепроизводством нефти. Все политики экономисты и политологи видят пену. США добывают сланцевую нефть и газ. У арабов дешёвая себестоимость добычи. Конкуренция. Борьба идёт на выживание. Но нефть и газ сменяли дерево и уголь. Атомная, солнечная, ветровая, приливная, речная энергия идут на смену нефти и газу. Вопрос в том, каким образом и кто первым эту струю оседлает? Что Россия так и будет всегда играть в догонялки? Как там у Маяковского. "Быстроногую Америку догоним и перегоним"? Сейчас наступил момент, когда это есть возможность сделать. Учит ли история? История и не только история учат тогда, когда видишь две стороны. В противном случае будешь хотеть одно, а получаться будет, как обычно. Кстати. Я же собираю металлом. В старых радиоприборах и телевизорах меди на много больше чем в новых. Какой из этого факта можно сделать вывод? О развитии (прогрессе) по рассуждаем в следующий раз.
Наступил Старый Новый год. Раз правительство не паникует всё будет нормально. Прорвёмся.
14 января 2016 года.
Свидетельство о публикации №216011400607