Лучший рисовальщик 20 века - Анатолий Зверев
Пикассо считал его лучшим рисовальщиком 20 столетия, его называли русским Ван Гогом. Сегодня его картины стоят сто тысяч долларов. Зверева называют одним из самых знаменитых художников - шестидесятников, открывают выставки его богатого наследия, в музеях выставлены его работы, которые трудно переоценить.
Счастливая судьба, не правда ли, но... Ах, как часто это маленькое "но" ставит все с ног на голову, повествуя о том, что не очень хотелось бы кое - кому предавать огласке!
В жизни Зверева произошло все именно по упомянутой выше поговорке.
Прожил Анатолий Зверев 55 лет, ненадолго пережив любимую женщину, с которой прожил 17 лет, до самой ее кончины. С Алисой, вдовой поэта Асеева и его Музой, Зверева познакомил случай. Но не бывает в жизни случайностей! Все закономерно: эти двое должны были встретиться и стать образцом любви необыкновенной, всепоглощающей, любви на века.
У Зверева не было своего жилья, но были друзья, у которых он жил попеременно. Случилось ему с другом зайти в гости к Асеевой. Красивая женщина, умная, приветливая и гостеприимная сразу взяла художника в плен своего обаяния - он остался, и до конца был рядом с Алисой.
Но как начинался художник Анатолий Тимофеевич Зверев? Никто не скажет лучше, чем он сам: - "Год рождения 1931. День рождения - 3 ноября. Отец - инвалид гражданской войны, мать - рабочая. Детство проходило дико, сумбурно. Желаний никаких не было. Художником я не мечтал стать, но часто хотелось, чтобы троюродный брат каждый раз, когда ему удавалось появиться у нас, рисовал мне коня. У нас в комнате висел лубок - картина, на которую я засматривался и даже пытался по - своему сделать копию... Тем не менее, рисование у меня удавалось и впоследствии так или иначе прижилось. Сначала, на пятом году жизни - портрет Сталина. Затем, в пионерском лагере создал( не стесняясь, могу сказать) шедевр своего искусства - "Чайная роза, или Шиповник", Когда мне было пять лет, изобразил "Уличное движение" по памяти, в избирательном участке, где до войны детям за столиками давали цветные карандаши и бумагу".
Начинался Зверев - художник сперва в узком кругу московских эстетов. Вторым шагом были западные эстеты, владельцы галерей. И, наконец, в третий раз - как вы догадались - уже после смерти художника - Зверев стал известен всем.
Но вернемся к истокам жизни художника. Началась Великая Отечественная война, когда всех эвакуировали, кого куда. Маленький Толя с двумя сестрами и мамой оказался в Тамбовской области. После победы над гитлеровской Германией семья возвратилась в Москву. Здесь - карточки, пайки, нужда, холод, полуголодное, нищенское существование первых послевоенных лет. Но было и светлое пятно в той неуютной жизни. В детских городках парков "Сокольники" и "Измайлово" работали кружки, где дети могли заниматься рисованием, лепкой, резьбой и выжиганием по дереву, гравюрой по линолеуму. Здесь мальчик с удовольствием рисовал. Чуть позже продолжил рисование в двух домах пионеров.
Следующий этап на пути к совершенствованию художественного мастерства - учеба в художественном ремесленном училище и периодическое, как он вспоминал, "мимолёт- ное посещение кое - каких студий для взрослых". Зверев мог бы закончить училище живописи на Сретенке, но его из - за внешнего вида почти сразу отчислили: малоимущая семья не могла обеспечить мальчику "приличную одежду и обувь".
Но Зверев уже не мог не рисовать. Его приняли художником в парк Сокольники, но работал он маляром. Зверев писал в автобиографии, что везде ему не везло, но рисование и живопись остались неизменным его занятием на всю жизнь.
Друг Зверева, работающий в Париже художник Валентин Воробьев, вспоминал: - "В 1957 году, от которого идет исторический отсчет нового русского искусства, Анатолий Зверев в свои 26 лет был легендарен и знаменит без казенной рекламы. В 1951 году он поставил крест на академическом учении, изобразив натюрморт на оборотной стороне холста с портретом Сталина. Года через три за сына московского дворника передрались профессор танцев Румнев и могучий капиталами грек Костаки. Потом ему устроили первую в Москве "квартирную" выставку, о которой у нас не слыхали".
А познакомился Зверев с Воробьевым опять же случайно, в 60-м году, в курилке Музея изящных искусств им. Пушкина. Воробьев говорил, что у него "задрожали коленки" - рядом стоял гений! Человек с дорогой сигаретой во рту пускал кольцами дым и рисовал, окруженный толпой зрителей.
В том же году в "Лайфе" появилась статья - "Искусство России, которого никто не видит" с большим цветным разворотом, и мир узнал о существовании московского художника Анатолия Зверева.
Зверев умел работать по заказу, на глазах у людей и за символичную плату. Это были не салонные портреты "а-ля Монмартр", а "взрыв дьявольского темперамента, работа - спектакль в парке, на стадионе, в кухне дворника, на дачной веранде."
Человек деревенской осанки, мало и с перерывами учившийся, Зверев невероятно чувствовал культуру. Он не вписывался ни в одно из существующих сообществ, стоял особняком, оставался "свободным художником." Зверев, рожденный в семье инвалида войны и уборщицы в общественных туалетах, был аристократом высшей пробы - и духом, и бытом. Размах его натуры ошеломлял. Он обходил людей, не имеющих совести. Они ответили ему "достойно" - они не поняли художника, и даже остались немы после смерти его.
Инерция застоя делала свое черное дело: необходимо было время, чтобы все встало на свои места, чтобы злоба уступила место пониманию и адекватным поступкам.
А Зверев не унывал. Его многозначительная усмешка вселяла оптимизм и надежду в друзей и собутыльников - таких же гениальных полубездомных изгоев, как он.
Стараниями зарубежных меценатов состоялось второе рождение художника.Ежегодно, с конца 50-х выставки художника проходят в известных галереях США, и Европы. На Родине же - о, Боже! - все складывалось не лучшим образом. Зверев был одним из тех, на кого усилиями догматов и монополистов от искусства навешивались политические ярлыки представителей "неофициальной" культуры. Они автоматически попадали в немилость, дабы быть устраненными и не создавать конкуренции, "правильным" художникам.
Зверев и его друзья творили, создавали полотна, которые становились явлением, вызывали интерес признанных в мире знатоков, специалистов и ценителей. И в то же время этого как бы не было. Ни выставок, ни рецензий, ни отзывов. Такие были времена: целые художественные направления, течения словно не существовали.
Время равнодушно утекало. Ничего не менялось в судьбе Зверева, не менялся и сам художник. Избрав себе учителем Леонардо да Винчи, читая его, Зверев нашел много общего с великим итальянцем в выражении мыслей.
...Любимым словом Зверева было "увековечить". Порой он обращал это слово к понравившемуся шикарному букету цветов на дачной веранде, или с улыбкой произносил его, увидев породистого пса, и, конечно, - к Прекрасной даме. Но чаще всего Зверев предлагал совершенно незнакомому прохожему: - "Хочешь, увековечу за трешник?"
Понимал ли он, что все, чего касалась его талантливая, невероятно мощная кисть, увековечивалось? Истинные знатоки считают, что люди такого высокого градуса личной и духовной свободы, как Зверев, стоят целого поколения, ибо, уходя, они оставляют после себя иной, преображенный мир.
Последним "Парнасом" Художника стал старинный, подлежащий сносу особняк, в одном из переулков Арбата. Ушел Зверев внезапно, в декабре 1986 года. За пару дней до кончины он написал на клочке бумаги:- "Искусство должно быть свободным. Хотя это и очень трудно. Потому что жизнь человека несвободна". Подумать только - эти горькие слова написаны всего 29 лет назад!
Как страшна закономерность: художественные ценности, которыми пренебрегает страна, нация, государство, оказываются по другую сторону границы. Не понять этого ни сердцем, ни разумом, и хорошо бы такому не повториться!
Советские искусствоведы заинтересовались художником и его богатым наследием лишь спустя три года после его ухода из жизни , когда была организована ПЕРВАЯ ПОСМЕРТНАЯ ВЫСТАВКА художника в 1989 году. Организовал выставку Советский фонд культуры, и надо сказать - с огромным трудом. Полотна Зверева пришлось буквально вырывать у недоверчивых и искушенных московских коллекционеров. Героических усилий стоило сотруднице объединения "Галерея" Наталии Шмельковой вернуть возвращение Звереву и другим опальным художникам доброго имени.
Но труды этого стоили: успех выставки превзошел все ожидания! Толпа у входа, почти ежедневные телерепортажи, представители прессы от ведущих западных галерей, ажиотаж и, как следствие - категорический запрет на вывоз картин Зверева за пределы страны. Наконец "заработало" наследие художника, "понятое и принятое государством", и занявшее свое, предназначенное ему историей место.
История с организацией посмертной выставки Художника грустна и весьма поучительна. Как могло произойти, что НИ ОДНОЙ работы мастера кисти не оказалось в государственных собраниях?!?!
И, тем не менее, давайте порадуемся, что открытие Зверева состоялось и на Родине, что рано или поздно должно было случиться. Есть справедливость в мире! Есть Бог!
Свидетельство о публикации №216011400979
Машкевич Эдуард 16.01.2016 01:17 Заявить о нарушении
Машкевич Эдуард 16.01.2016 01:42 Заявить о нарушении
Магда Кешишева 16.01.2016 12:10 Заявить о нарушении