Позывной Кум. Долженков Виталий
21.08.1975 – август 2014
г. Макеевка
Говорят, что мир тесен. Он не просто тесен, он иногда может расталкивать локтями мимоходом проходящих людей для того, чтобы на долю секунды оглянулись, зацепились взглядами и подумали, что где-то и когда-то они встречались.
- Родился мой сын Виталий 21 августа 1975 года в Макеевке, рассказывает Юрий Яковлевич. - Мы тогда жили на «Черемушках». Красивые места были: и школы, и магазины, и детские сады, и парк, и даже ставок для отдыха. Но через время нам пришлось переехать к родителям в другой район.
Там потом сын и пошел в школу №7, где отучился два года. И снова по семейным обстоятельствам мы вернулись на бульвар 8 Сентября. Здесь Виталий и окончил школу-девятилетку №42 . Тогда она еще работала. Это сейчас из нее сделали спортивную школу. Правильно, что сделали. Детям надо заниматься спортом.
Отец Виталия работал в грузовом МПС на Донецкой ж/д машинистом тепловоза в грузовом движении, затем стал машинистом электровоза и пошел работать на пригородные электропоезда.
Сын, глядя на отца, об ином будущем не задумывался. Бывая с отцом на станции, в депо, вагонах, кабине машиниста, он четко определил для себя, что будет, как отец, машинистом электропоезда и пошел учиться в Ясиноватское ПТУ по специальности «Помощник машиниста электровоза».
В личной жизни у Виталия было все красиво и романтично. Еще в школе он познакомился с девушкой, ставшей впоследствии его женой. Лена любила его больше жизни. А когда сообщила любимому, что беременна, его освободили от службы в армии. В то время были такие законы. Родилась у них дочурка Томочка. Жить бы да жить, но когда малышке исполнилось два годика, скоропостижно умирает Лена.
Родители Лены хотели забрать ребенка себе, чтобы не обременять молодого парня заботами о ребенке, но он решительно сказал, что сам вырастит дочурку. Пришлось ему с Томочкой перебираться к родителям в квартиру. Семья большая, заботливая – помогут поднять на ноги девочку. В это же время в Макеевке появились первые беженцы из Абхазии и Грузии. И в это же время никто из мирных жителей не понимал, что такое война, лишения, страх, кровь и ужас. Заглянув в глаза молодой девушки с красивым именем Джильда, он понял, что с ней проживет всю жизнь. А она родила ему еще одну девочку - Элисо. Молодые стали жить сами. Джильда стала обеим девочкам мамой.
Война пришла неожиданно. Кто мог подумать, что Криничную, куда переехали всей семьей, начнут бомбить? Кто мог подумать, что старики и дети будут прятаться в подвалах среди банок и овощей и не будет возможности выскочить наверх за кружкой воды? А когда в соседнем огороде разорвалась мина, решили уехать. В те дни, 17-19 августа 2014 года, уезжали многие… Семья уехала в Крым к дочери Лене, сестре Виталия. Не привыкли мужики прятаться за чужие спины, не привыкли сидеть на чужих хлебах. В Крыму отец тут же нашел себе работу в охране, а сын, сделав вид, что ходит по предприятиям в поисках работы, купил билет на поезд и вернулся в Макеевку. «Я никогда не позволю, чтобы бандеровская сволочь топтала мою землю», - говорил он.
А семья в это время не могла оставаться без Виталия. Прожив у родни две недели без него, все вернулись домой. А дома никого нет. И тут Юрий Яковлевич всё понял – сын ушел на войну. И страх, и гордость боролись в сердце отца. Когда Виталий пришел домой в военной форме батальона «Меч», отец больше не сомневался в том, что воспитал настоящего мужчину.
Вспоминает Юрий Яковлевич:
- Как-то приезжает сын домой и просит взять машину. Куда-то ему надо было смотаться. Конечно, я сам открыл ворота гаража и отпустил сына. Только потом, когда Виталий вернулся, я узнал, что группа наших солдат с автоматами на нескольких легковушках по заданию командования поехали под Авдеевку, где у посадки стояли вражеские танки и вели огонь по Донецку, по шахте Засядько. Потом было наступление на Нижнюю Крынку… Последний бой «Кума» был жестоким…
В августе 2014 года всех подняли по тревоге. Загрузив самоходки боекомплектом, солдаты нырнули в боевую машину. Со стороны н.п. Ждановка шли вражеские танки. Всё происходило ночью. Видимость – минимальная. Чтобы себя не обнаружить, никто не включал освещение. Ориентировались только по звукам. Командиром самоходки был «Китаец», «Сталкер» - заряжающим, «Кум» - наводчиком, «Дидан» - механиком. Всё произошло неожиданно - в результате прямого попадания снаряда в самоходку, трое ребят погибли, и только механик «Дидан» был ранен и чудом остался жив.
В связи с тем, что на этом направлении велись активные бои, «Китайца», «Сталкера» и «Кума» решили временно захоронить на месте их гибели. И только в ноябре 2014 года ребят смогли перезахоронить по месту их жительства. Хоронить боевых товарищей приехали почти все ребята из третьей особой бригады. Приезжали друзья и из батальона «Восток», и те, кто хорошо знал «Кума» по довоенным спортивным соревнованиям. Ребят похоронили с армейскими почестями и троекратным салютом. «Сталкера» - на кладбище «Буроз», «Китайца» - на кладбище посёлка Межевое, «Кума» - в поселке Орджоникидзе (Гвардейка), рядом с бабушкой и дедушкой. Разбросало бригаду по Донбассу.
Отец дома сделал мини-музей памяти сына, где рядом с фотографиями рыбалки висит жилетка судьи соревнований. Виталий приобрел опыт судейства и его приглашали судить соревнования международного класса, о чем имеется много дипломов и наград. Отец оторвал с жилетки все ленточки с украинской символикой, напоминающей о фашизме, против которого пошел воевать сын.
Здесь же висит военный шлемофон и форма с шевроном батальона «Меч» - единственная память о родном человеке. Отец принес с места гибели самоходной установки куски осколков, положив их на кусок угля, как символ памяти о Донбассе и сыне.
На месте гибели самоходки стоит памятная стела.
Ирина Горбань
Проект Министертва информации ДНР "Белые журавли"
Свидетельство о публикации №216011501427
Роман Рассветов 11.12.2016 01:53 Заявить о нарушении