Актерская гениальность или хаос на сцене

Актовый зал. На небольшой сцене, разбившись на несколько маленьких групп, находились студенты. Перешептываясь между собой, они обсуждали последние новости. Все разговаривали тихо за исключением нескольких девушек, которые стояли в центре сцены и периодически громко смеялись. На первом ряду сидел Злобин Игорь Васильевич, режиссер-постановщик маленького спектакля. Ему было лет сорок, но выглядел на тридцать с маленьким хвостиком. Он был среднего роста с длинными, растрепанными волосами и маленькой щетиной. Не обращая внимания на студентов, он внимательно читал книгу. Он начал бросать курить, поэтому все время сосал леденцы. Неподалеку, через два места, сидела студентка Таня, пристроенная от университета к Злобину в качестве ассистента. Её образ соответствовал девушки-ассистента или секретарши с зачесанными в хвост волосами белой рубашке, черных брюках и  очки придавали ей деловой стиль. Она копошилась в большой куче бумаг, лежавших у неё на коленях.

- Так! Начнем господа студенты, хорош, лясы попусту точить,- встав с кресла и хлопнув в ладоши, сказал Злобин.

- Игорь Васильевич, так ведь Гаврилова же нет. Он играет одного из центральных персонажей, как же мы будем репетировать без него?- спросила одна из девушек, стоявших на сцене.

- Оля, деточка ты же „актриса;. Представь, что он здесь и играй. Говори свой текст так, как будто он с тобой разговаривает. Разве это сложно? Большинство актеров играют на зеленых экранах и представляют большие, фантастические и порой нереальные миры. Так почему бы нам маленько не пофантазировать? Всего-то одного человека надо представить.

- Хорошо, хорошо! Я поняла Вас!; одобряюще кивая головой, ответила Оля.- Значит представить! Освобождаю свой разум от серой реальности, заполняю его фантазией и… Да это запросто, все равно что ножом дрова колоть!

- Отлично! Репетируем бал, приготовились!; хлопнув в ладоши, Злобин продолжил командовать.- Все по местам! Лобов, с Терехиной танцуешь, что ты возле Галкиной крутишься! Так, Тропин, что ты здесь как блоха на голом теле барахтаешься, уйди со сцены! Извозчик в конце спектакля появляется. Ассистент! Ассистент!

- Я! - подбежав к нему, ответила Таня.

- Таня, ты звонила Гаврилову? Где он?

- Да. Я звонила ему, но он не берет телефон.

- Вот зараза! Сегодня генеральная репетиция. Завтра уже выступать перед студентами, преподавателями, директором университета и другими почетными гостями. Меня, Злобина Игоря Васильевича, известного режиссера городского драматического театра специально попросили поставить маленький спектакль для поднятия престижа университета. Но с таким отношением, какая может быть речь о престиже. Позор, однозначно позор! Чем вы думаете?! Я не понимаю. О чем думает этот…

Он выдал канонаду не литературных слов и продолжил свой монолог о своих заслугах. Таня, вынужденная выслушивать словесный тайфун Злобина, стала отшагивать назад. Но к счастью для неё кто-то упал на сцене,  что привлекло внимание Злобина. Он прекратил свою болтовню и начал выполнять свои непосредственные обязанности. После того как он дал свои распоряжения всем присутствующим, продолжил за ними наблюдать. Прошло двадцать минут, и он подозвал всех к себе.

- Молодцы! Все просто Молодцы! Если завтра сделаете также как сейчас, то нас навряд ли закидают помидорами! Ну а если серьёзно, то бал не является опорой или основой сюжета, но является первым эффектом. Эффектом контакта между зрителем и актерами. И тут самое главное погрузить зрителя, в атмосферу происходящего, вовлечь его в наш искусственно воссозданный мир! Если этого не произойдет, то дальнейшее развитие сюжета уже бессмысленно. Так что думайте студенты! Думайте! Все свободны за исключением Гвоздева, Носовой и Тропина.

- Ура! Можно идти,- радостно выкрикнула девушка.

- Наконец-то!- пробурчал рядом стоящий парень.

- Кстати. Хочу дать один маленький совет,; снова обращаясь ко всем, сказал Злобин.- Перед тем как лечь…

И тут зазвучала мелодия, которая перебила Злобина на полуслове. Все обратили взгляд в сторону Тани, которая уже доставала телефон из кармана брюк.

- Алло?! ответила Таня на звонок.- Привет!... Ясно… А чем отравился?...А завтра ты прейдешь? Нет?!... И кто вместо тебя играть будет? Ээ… алло! Отключился.

- Это Гаврилов позвонил?- Встревоженно спросил Злобин.

- Да. Это был Гаврилов. Сказал, что лежит в больнице с отравлением.

- С каким еще отравлением?

- Паленой водкой.  Они вчера отмечали день рождение стало мало, и купили ещё водки у частника, перекупщика, торгаша спиртными напитками, в общем, у барыги. И не надо быть сыщиком, чтобы догадаться к чему это все привело,- с ехидной улыбкой произнесла Таня.

- Алкаши! Пьяницы! У меня больше нет слов. Что же мне делать? Что делать?- Он стал, нервно ходить взад вперед, хватаясь то за голову, то за подбородок.- Не бережете мои нервы. Так, где мои леденцы? Да к черту леденцы мне нужно покурить! Таня сходи, пожалуйста, за сигаретами. Нервы что-то расшалились…

- Игорь Васильевич, не надо так нервничать. Грохольского может сыграть кто-нибудь другой,- сказала Оля, указывая глазами в левую от себя сторону.

- А кто другой? У нас кроме Гаврилова никто не наигрывался. И за один вечер не объяснить человеку, как надо сыграть в определенном эпизоде,- ответил Злобин, замечая её передвижение глаз.- Да что ты там глазами крутишь, как ведьма при запоре! Если есть что сказать, то говори!

- Ну, извозчик.

- У меня есть имя!- выкрикнул Тропин.

- Да я знаю, что есть. Просто я забыла! Нет, я помнила…

- Месяц вместе репетируем, а она забыла! Ещё и смеется там…

- Андрей Тропин, что-ли?- перебив их, спросил Злобин.

- Да! Точно Андрей! Извини Андрей!

- На этот раз я тебя прощаю,- отмахнувшись рукой, сказал Тропин.

- Ну, так вот! Андрей присутствовал почти на всех репетициях. Он наблюдал за нами и видел все наши перемещения. Он знает, что говорить, в каком месте употребить фразу, и какие эмоции показать. Почему бы ему не сыграть Грохольского.

- Не, конечно, я видел, но ничего не запомнил. И насчет эмоций ты слегка загнула. И потом я играю извозчика так что…

Андрей мямлил так, что его никто не слушал. Зато все внимание было приковано к Злобину, который приближался к Тропину с коварной ухмылкой. Он схватил его за плечо и начал по нему хлопать.

- Андрей! Я вижу твое желание, стремление показать себя, раскрыть свой талант. Ты единственный в данный момент кто может реально сыграть Грохольского. Я верю в твои возможности! Мой гонорар зависит от этого!

- Но я же извозчика играю!

- Какой извозчик! У него даже фраз нет! И если тебя это беспокоит, то извозчика может Таня сыграть.

- Меня это не беспокоит. Просто все как то спонтанно.

- Согласен?

- Да.

- Отлично. Это даже будет интересно. Сейчас Таня даст тебе сценарий, и мы начнем репетировать. Таня! Ассистент!

- Она же за сигаретами ушла,- сказала Оля.

- А, да. Точно! Ну, раз проблема решена, то все могут идти по домам. Кроме тех, кого я уже называл. Всем до свидания! Не опаздывайте завтра! И не пейте!- радостно и довольно со всеми попрощался Злобин.

"-Главное поставить спектакль. В такой ситуации о качестве придется забыть. Опозоримся, конечно, и критики много будет. Мой уровень мастерства упадет далеко вниз в глазах коллег. Ну, да ладно не в первый раз! Главное деньги получить!"- Не самые оптимистичные мысли посещали голову Злобина. Но мысль о деньгах его утешала и придавала прилив энергии для дальнейшей работы. И когда Таня принесла ему сигареты, он даже не закурил.

- Таня дай Андрею копию сценария,- сказал Злобин.

- А ему то зачем? Он же извозчик.

- Теперь он Грохольский! А ты будешь играть извозчика,- пояснил Злобин.

- Правда?! Я сыграю извозчика!- радостно ответила Таня.

- Ты издалека на мужика просто смахиваешь!- подколол Тропин.

- Еще слово и второй Грохольский ляжет в больницу,- ответила Таня, копаясь в куче бумаг.

- Да ладно Таня. Я пошутил.

- А я нет,- со злобной ухмылкой она подала ему сценарий.   

Разменявшись колкостями с Таней, Андрей быстрым шагом пошел на сцену. Он встал посреди сцены рядом с Гвоздевым и Носовой. Вместе они смотрели на Злобина, который задумчиво покусывал нижнюю губу. Таня, не обращая на них внимания, тыкала по кнопкам телефона. Напряженную тишину разрушил Злобин своим словом.

- А что вы встали?! Репетируем господа, репетируем! Тропин твоя задача сейчас просто читать свои реплики, а перемещения по сцене завтра сам придумаешь. Импровизация лучший друг актера!

- Ладно.

- Раз вопросов больше нет. Можете начинать! Я вас слушаю, если что буду корректировать!

Злобин сел на кресло и стал пристально следить за сценой. Оля легла на кровать лицом в зал, подперев при этом голову рукой. Андрей присел на стул, стоявший возле кровати. Гвоздев ожидал своего появления в репетиции и просто слушал музыку в наушниках.

- "Послушай, Лиза. Я пришел потолковать с  тобой,  моя  прелесть,"-   вяло произнес Андрей.

- Меня Оля зовут!- удивленным тоном ответила Оля.

- Ээ! Но здесь…

- Стоп! Стоп! Стоп! Это что было?; Вскочив с кресла, спросил Злобин.- Оля, ты что городишь?

- Я решила разыграть Андрея. И это у меня получилось!- довольная собой сказала Оля.

- Ладно, с тобой разобрались. Андрей, моя рыба в аквариуме плавает громче, чем ты говоришь! Где выражение? Где интонация, в конце-то концов.

И Андрей начал читать свои реплики, стараясь говорить громко и с выражением. Не всегда ему удавалось это сделать хорошо, поэтому иногда Злобин пропускал некоторые недочеты мимо ушей. И если дела шли отвратительно не только у Андрея, но и у Гвоздева с Олей тут уж Злобин не скупился на воплощение своих мыслей в реальность. И как часто с ним это бывало, он говорил не только о сути проблемы, но и о своих заслугах, достижениях, наградах и собственной жизни. Его речь длилась до того времени пока он не вспоминал, что нужно продолжать репетировать. Репетиция, которая началась в три часа дня, закончилась лишь в десятом часу вечера. Уставшие и оголодавшие они разошлись по домам.

Войдя домой, Андрей первым делом взялся учить свои реплики. Он ходил по комнате вперед и назад, читая вслух свои фразы. Вскоре он остановился у зеркала и принялся корчить рожи. Когда ему надоело этим заниматься он начал разговаривать со своим отражением. И в этот самый момент зашла его мать.

- А с кем ты здесь разговариваешь?- спросила она, зайдя в комнату.

- Да я вообще-то ни с кем не это,- переводя взгляд с зеркала на свою мать, отвечал Андрей.- Так! Я репетирую, между прочим!

- Как? Ты же говорил, что роль без слов.

- Моя карьера пошла вверх! Теперь у меня главная роль! Так что не мешай мне здесь настраиваться!

- Куда настраиваться?!

Но Андрей проигнорировал этот вопрос. Схватив мать за руку, он не грубо потихоньку вывел её за комнату. Немного погодя он снова принялся учить сценарий, но уже лежа на кровати.

Двенадцать часов ночи: бодрствование, энтузиазм зашкаливает, сил полно, кружками пьет кофе. Два часа ночи: глаза предательски смыкаются, в голове крутится одна мысль: «не спать!». Четыре часа ночи: сценарий валяется на полу, рука свисает с кровати, ноги лежат на подушке, видение сна - третий. Диагноз: уснул надолго.

- Полдесятого?! Черт! Опаздываю!- глядя на часы, встревоженно завопил Андрей.

Он быстро побежал в ванную. Выскочив из ванной как пуля, Андрей прибавил в движении и направился в сторону кухни. Открыв холодильник, он увидел удручающую картину. На полках холодильника лежали сырые яйца, молоко, кусочек сыра и салат из огурцов. «Голод не тетка» промелькнула фраза в голове у Андрея. Он достал все из холодильника и принялся уничтожать оставшиеся запасы. Одевшись быстрее, чем солдат при тревоге, он выбежал из квартиры.

Пятнадцать минут до спектакля. Студенты заполняли актовый зал. Они старались рассаживаться группами, но желающих посмотреть в первых рядах было больше. Андрей бежал так, словно за ним гнались страшные монстры с большими зубами. Путь за кулисы пролегал через зрительские места и сцену. И если сцена была пуста, то узкий и единственный коридорчик, ведущий на сцену, был забит студентами. Андрей ринулся вперед в самую гущу толпы, сминая маленьких девушек и упираясь в здоровых парней.

Пройдя живой коридор, он узнал, что думают о нем люди. Наконец-то ему удалось добраться за кулисы, где его дожидался Злобин. 

- Наконец-то! Я уж думал ты не придешь. Готов?- спросил Злобин.

- Я готов на все сто процентов!

- Отлично! Теперь готовься, переодевайся сегодня твой день! Одежду возьмешь у
Тани.

Андрей зашел в отдельную комнату, где все участники в суматохе ходили взад вперед, не обращая ни на кого внимания. Найдя в уголку свободное место, он стал переодеваться. Андрей хотел быстро переодеться и повторить текст, но вместо этого он копошился. Все ему что-то мешало, то пуговицу на рубашке не правильно застегнет, то брюки не так оденет. В этот момент в комнату входит Злобин.

- Так внимание! Через пять минут наш выход! Все на месте никто не пропал?- спросил Злобин.

- Нет. Все на месте! Тропина только долго не было, а остальные пришли за час за два до начала,; отрапортовала Таня.

Все обратили свой взгляд на Тропина, который в этот момент снимал рубашку, так как одел её швом наружу.

- Эй, Андрей!- окликнул его Злобин.

- Что?!- ответил Андрей.

- Ты уверен, что готов?

- Да! Сейчас только рубашку одену и я готов!

- А где твой парик?

- Парики кончились! Был всего один мужской парик и его надел Гвоздев. Остальные женские,; ответила за Андрея Таня.

- Ну, тогда ладно придется так.

- Но среди женских париков, есть один короткий ярко красного цвета,; прошептала Таня на ушко Злобину.

- Тащи. И приготовь суфлера!- в ответ прошептал Злобин.

- Ну, все я готов!- радостно выкрикнул Андрей.

- Отлично! Пять минут до начала приготовились. Внимание! В первом ряду расположились почетные гости. Люди, которые непосредственно влияют на ваше качество образования. Но это не значит, что мы должны подстраиваться под их вкусы. В первую очередь мы сделаем это ради искусства. Может это громко прозвучало, но это так. Обращаюсь ко всем, на вас лежит огромная задача. От вашей игры зависит, как мы раскрыли героев и ситуацию рассказа «Живой товар». А воплотить героев Чехова на сцене большая ответственность. Его герои не идеал для подражания, это обыкновенные люди со своими слабостями и скелетами в шкафу. Но этим героям хочется переживать и сочувствовать. И в конце своей пламенной речи попрошу снова обратить особое внимание на почетных гостей в первом ряду.  Времени уже нет. Ну, так что студенты, мы это сделаем?

- Да,- не громко ответили отдельные личности.

- Я не расслышал!

- Да!- хором крикнули все присутствующие.

- А теперь бегом на сцену. И сделаете так, чтобы деньги заплатили не только мне, но и вам!

Вдохновленные речью, они побежали на сцену. Злобин вместе с Таней пошли за кулисы поближе к сцене. Когда все участники расположились на сцене, Злобин подал сигнал  и через пару секунд в зрительском зале потух свет. Пока не открылся занавес, Андрей размышлял, куда ему встать. Он остановился возле стола с продуктами, но его окликнул Лобов.

- Андрюх, иди сюда,- подзывая к себе и подманивая руками, сказал Лобов.- Ты, что там кушаешь?

- Я голодный,- начал оправдываться Андрей, когда подбежал к нему.- И потом я здесь не репетировал. Ты знаешь, что мой герой должен здесь делать?

- Пока стой со мной. Занавес подымят, будем шепотом болтать?

- Зачем?

- Долго объяснять просто болтай,- ответил Лобов и, указывая на бокал, добавил.- Ты собрался с бокалом танцевать?

- А куда его?

- Злобину кинь!

- Он спиной стоит

- Тогда Таньке кинь! Она рядом стоит.

Андрей без предупреждения кинул бокал, думая, что она видит их действия. Но Таня была близорукой и стояла без очков. Бокал лишь мелькнул перед глазами Тани и тут же уперся ей в живот. Она взглядом сопроводила падение бокала на пол. Раздался звонкий треск. С большим чувством злобы она надела очки и стала искать обидчика. И тут же она увидела  хохочущего Лобова и что-то бормочущего Тропина. Андрей искренне извинялся и махал ей руками, но Таня не слышала его. Она решительно бросилась на них. В её глазах читалось ярость, злоба и чувства отмщения. И тут её остановила фраза, после которой ей пришлось забыть о мести.

- Стой! Занавес открывается,- выкрикнул сквозь смех Лобов.

Таня резко затормозила и повернула тело влево на сто восемьдесят градусов. Со стороны её действия выглядели красиво и грациозно. Но правая нога предательски стала скользить по полу и как  она ни старалась совладать со своей координацией, все же тело повалилось вниз. Правая рука приняла падение первой, за ней пришла очередь торса. На этом сопротивления Тани закончились и, смирившись с неизбежным падением, обняла пол всеми своими конечностями. Вытянутая левая рука опускалась вниз и, создалось ощущение, что она хотела до чего-то дотянуться. Поза была такой же необычной, как и само падение.  Правая нога вытянулась в струнку, другая была согнутая, правая рука под телом, а левая тянулась вперед.

Андрей подбежал к ней быстрее, чем Таня успела выругаться по поводу всего произошедшего. Он стал её приподымать с пола и быстро извиняться.

- Прости Таня! Извини!- тараторил Андрей и продолжал говорить не останавливаясь.

- Виновен, почти во всем случившемся…

- Тропин, я тебя когда-нибудь придушу собственными руками!- крикнула Таня, когда встала на ноги.

Она дергала его за рубашку, ухватившись руками за воротник. Но заметив поднимающийся занавес, Таня быстро откинула Андрея в сторону и побежала за кулисы. Он взглядом провожал её уход за кулисы. Когда Таня дошла до места и повернулась, Андрей помахал ей рукой, на что она ответила неприличным жестом.
Занавес полностью открылся. Зрители увидели стоящих на сцене артистов и громко зааплодировали. Андрей, услышав шум аплодисментов, вспомнил, что ему надо находиться рядом с Лобовым. Взором он вычислил местоположение Лобова, который в этот момент болтал с Галкиной, и ринулся прямо к ним. Но на полпути его поход на Лобова остановила зазвучавшая музыка. Это был сигнал к тому, что участники спектакля должны приступить к танцу. Лобов схватил Галкину и пошел вместе с ней в пляс. Андрей встал в ступор. Он начал обдумывать план действий, который поможет ему выйти из сложившейся ситуации. И тут он замечает одиноко стоящую Терехину и бросается к ней. Добежав до неё, Андрей взял её руку и повел прятаться за спинами танцующих коллег.

- Хватит марать мои туфли!- Не выдержав, сказала Терехина.- Я заберу их домой.

- Извини! Красивые туфли, а разве вещи отсюда можно забирать домой?

— Можно если знаешь нужных людей!— гордо ответила Терехина.

Около двух минут они умело скрывались от зрительского взора. Делая вид, что танцуют, они столкнулись с танцующей парой. Терехина медленно повернула голову в сторону возникшей преграды, и её улыбка растянулась от уха до уха. Роль возникшей преграды исполнили Лобов и Галкина, которые незаметно стояли за кулисами. Все переглянулись друг на друга. У каждого возникло ощущение дискомфорта. Не ловкое молчание нарушила Галкина.

— Что ты так странно улыбаешься? Клоунов увидела?— спросила она у Терехиной.

— Овца! Это я должна была с ним танцевать!— выпалила Терехина на поставленный вопрос и пихнула рукой её плечо.

— Ах ты, корова! Ты кого овцой назвала!— зарычала Галкина и, вцепившись в одежду, вытолкала её на середину сцену.

Конфликт с употреблением ненормативной лексикой и выдиранием волос продолжился  на сцене. Подбежавший к ним Лобов хотел остановить разборку девушек, но вместо этого они отшвырнули его в сторону. И Лобов всей своей массой увалил на пол ближайшую танцующую пару, которые в свою очередь  не стали прощать его и набросились на него с кулаками. После выкрика фразы «наших бьют!» в потасовку влились все танцующие пары без исключения. И стало уже непонятно кто с кем и за что борется.

Когда Тропин получил третий удар по голове, у него промелькнула мысль, что надо спасать спектакль. Он оттолкнул ближайших людей и выбежал на край сцены. Зрители с интересом наблюдали за происходящим действием. Они думали, что потасовка часть спектакля и поэтому одни громко аплодировали, другие кричали браво. Андрей замер на краю сцены и несколько секунд смотрел на зрителей. От изумления он засомневался в своих действиях. В конце концов, он решился воплотить замысел в реальность. И Андрей пустился в одиночный танец. Танец выглядел на редкость плохо и неуклюже. Наконец Злобин подал сигнал закрыть занавес. Андрей продолжал выгибать танцевальные па, за его спиной медленно опускался занавес, а на середине сцены всё кипела борьба за неизвестно что.
Зрители с удивлением переглянулись между собой и продолжили смотреть на  Тропина, который в этот момент выполнял лунную походку. Когда занавес полностью закрылся, Злобин и Таня побежали разнимать дерущуюся толпу танцоров. Таня с энтузиазмом принялась откидывать девушек из центра потасовки. Злобин кричал в рупор и просил всех успокоиться. Но потасовку остановили четыре крепких студентов, которые должны переставлять декорации и регулировать занавес. После того как все успокоились, Злобин осмотрел всех потрепанных танцоров и задал всем вопрос:

— А где Тропин?

Все переглянулись и пожали плечами. На пару секунд зависла тишина, и присутствующие на сцене артисты услышали топот, исходящий по другую сторону занавеса. Злобин подошел ближе к исходящему звуку, поднял занавес вверх и, схватив Тропина за плечо, затащил его за кулисы.

— Андрей, что ты там делал?— спросил Злобин.

— Я спасал спектакль!— гордо ответил Андрей.

— Ладно, позже разберемся, а теперь живо за работу! Все по своим местам. Где декорации? Диванчик сюда поставь…

Не прошло и минуты, как сцена была готова для показа зрителям. Довольный своими руководительскими способностями Злобин расплылся в улыбке. На порыве позитивных эмоций он похлопал Таню по плечу и поднял большой палец вверх Андрею и Оле. От чего им стало не по себе, они переглянулись между собой, наполнив друг друга чувством дискомфорта.

Занавес опять поднимался ввысь, открывая сцену на взор зрителям. На этот раз бурных аплодисментов не было, а ожидание чего-то интересного, большого, эпичного присутствовало в их взгляде. В актовом зале наступило такое затишье, что малейший шум был слышен в каждом уголку помещения.

Оля лежала на кровати и ждала, когда Андрей скажет свою реплику. Он сильно волновался, и все заученные фразы вылетели из его головы. В это время его глаза наматывали круги от зрителей до Оли и обратно. Андрей сидел на стуле, нервно перебирая пальцами рук. Он беспомощно посмотрел на Злобина и Таню, затем медленно опустил голову вниз, устремив свой взгляд в пол.

— Таня, где наш суфлер? Похоже, Тропин спекся раньше, чем я думал! — сказал Злобин.

— Игорь Васильевич, дело в том, что из всех присутствующих никто не захотел ползать под сценой,— ответила Таня.

— Что? Ты хочешь сказать, что у нас нет суфлера!

— Да.

— Таня, ты меня разочаровываешь. Сейчас ты сама полезешь…

Договорить свою мысль ему помешала Оля, которая встала с кровати. Злобин внимательно стал наблюдать за её дальнейшими действиями. Оля прошлась от одного края сцены до другого и подошла к Андрею.

— Соберись тряпка,— прошептала Оля.— Если я из-за тебя опозорюсь, я просто не знаю, что с тобой сделаю. А теперь играй свою роль.

— Может, ты мне поможешь, я не помню слов,— ответил ей Андрей.

— Блин, ты думаешь, я помню твои реплики? Я даже свои слова не помню. Из нас троих только Гвоздев выучил роль. Импровизируй!

Андрей одобряюще кивнул Оле и встал со стула.

— Я, — громко выпалил Андрей и после недолгой паузы продолжил. — Я пришел поговорить с тобой о нас. Вчера мы подняли эту тему, но ничего не решили… Ответь мне... Что делать?

— "Что делать?" — сказала Оля, произнося единственную реплику из сценария, которую она выучила.

Андрей промолчал и просто смотрел на неё. Он все еще пытался вспомнить текст, но в голове мелькали отдельные слова. Его рука поднялась вверх на несколько секунд и замерла в полете. Оля решила подыграть странным действиям Андрея и обхватила его ладонь руками.

— "Что делать?" — повторила Оля.

— Ну, что делать? Я так больше не могу. Нужно рассказать ему правду, ничего не скрывая. Только так мы спасемся, — ответил Андрей, на ходу придумывая фразы подходящие по смыслу с оригинальным текстом.

— Нет! Ты хочешь рассказать ему обо всем? Он расстроится. Ты только представь, что он с нами сделает.

— Да ты права…

Пока Оля с Андреем стояли в обнимку посреди сцены и пытались сыграть свои роли, за кулисами Злобин нервно трепал свою прическу.

— Мало того что не знают текст, так они ещё и играют фальшиво! — разочаровано сказал Злобин и безнадежно смотрел на сцену.

— Игорь Васильевич, я стану суфлером и помогу Тропину! Мы спасем этот спектакль!—  героически сказала Таня.

— Таня. Это уже не спасет меня, нас от позора. Посмотри на лица зрителей сидящих в первом ряду, им же скучно!

— И что теперь делать?

— Знаешь, Таня? Если терпеть неуспех и неудачу, то мы должны открыть все свои козыри перед провалом. Выпускай Гвоздева! Это будет запоминающейся фиаско!

— Но они еще не доиграли до его выхода.

— Знаю! Эти двое и через час не смогут его вывести. Поэтому будем форсировать события!

— Хорошо. Сейчас я его выведу!— сказала Таня и направилась дальше за кулисы, прикрикивая. — Гвоздев! Олег Гвоздев, твой выход на сцену!

Гвоздев сидел на стуле и ритмично кивал головой. Уши были заткнуты наушниками, откуда доносилась музыка. Таня подошла к нему и похлопала по плечу. Он мгновенно сорвал наушники с ушей и спросил.

— Что случилось?

— Твой выход сцену. И тебе лучше поторопиться у них там завал! — ответила Таня.

— Что же ты мне сразу не сказала?— произнес  Гвоздев и побежал на сцену.

Он стремглав промчался перед Злобиным и как бешенный выбил декорацию двери. Дверь скрипнула, подав сигнал о своем падении, а затем громко шлепнулась на пол. Гвоздев не ожидал такого события и растерялся. Сначала он посмотрел на дверь, потом перевел взгляд на Олю с Андреем. Оля, держа руки Андрея, тут же выпалила реплику никак не относящаяся к сюжету спектакля.

— Ты зачем дверь сломал?

— Ну, это. Я же не хотел её ломать. Она сама. Я случайно,— начал оправдываться Гвоздев, позабывший, зачем вышел на сцену.

Оля сообразила, что Гвоздев говорит вообще не по тексту, и решила действовать. Она локтем толкнула Андрея и прошептала.

— Играем дальше! Садись быстро в кресло!

— Да, — прошептал в ответ Андрей и тут же прыгнул в кресло. И как только он комфортно уселся, у него заурчал живот.

— Дорогой, ты вернулся! Сегодня ты что-то рано?— Оля кинулась к Гвоздеву и повисла у него на шее. Затем она прошептала ему на ушко. — Не забывай мы на сцене. Говори свои реплики!

Гвоздев посмотрел на Олю, потом на Андрея, который сидя в кресле, держался за живот. Наконец Гвоздев вспомнил свои фразы, роль и понял, что происходящие вокруг него действия не по сценарию. В этот самый момент он решил играть свою роль по сценарию. Ничего не ответив Оле, он подошел к Андрею и протянул ему руку. Андрей быстро пожал ему руку и, стараясь не смотреть Гвоздеву в глаза, уставился в пол, потом на Олю. После чего у него снова заурчал живот.

— "Здравствуйте!"— недовольно выговорил Гвоздев и сел на кресло напротив Андрея.

— Здравствуйте,— ответил Андрей и взялся за живот.

Нависла тишина, в которой Гвоздев решил изобразить переживание и дискомфорт. Сначала он ерзал, потом притопывал одной ногой по полу и под конец ослабил галстук. Неожиданно для Андрея он заговорил с ним.

— "Я вас вчера в собрании видел."

— Правда? Да я там был! Ну и танцы там были.

— "Да. С той... с Люкоцкой младшей... Тяжело пляшет...  Невозможно пляшет. Болтать мастерица. Болтает неутомимо." — Гвоздев продолжал говорить свои реплики строго по сценарию. И в то же время все пристальнее всматривался в действия Андрея, который сжимал живот рукой и напрягал мышцы лица.

— Понимаю вас… Она вам не понравилась?

После этой фразы Гвоздев облокотился на один бок кресла и подпер голову рукой. Вдруг он резко вскочил с кресла и совсем вплотную приблизился к Андрею. Они смотрели друг другу в глаза. Андрей, испугавшись действий Гвоздева, прижался к спинке кресла.

— Ты что текст не выучил? Говоришь всякую чушь!— прошептал Гвоздев.

— Я учил свою роль, но сейчас я не могу вспомнить ни одну выученную фразу,—  совсем тихо ответил Андрей.

— Значит, ты не выучил! Как будем играть дальше?

Тут громко заурчал живот Андрея. Они оба посмотрели на живот. Андрей почувствовал, что больше терпеть не может. Природа все настойчивее стучала в закрытые двери, отсылая команды мозгу, о грядущем естественном процессе. И он решил действовать и уединиться от посторонних глаз. Но для начала нужно было быстро завершить миссию на сцене и не допустить публичного позора.

— Все!— крикнул Андрей и, вставая с кресла и тыча указательным пальцем в Гвоздева, тараном пошел на него.— Я так больше не могу!

И после яростно произнесенной фразы побежал за кулисы.  Вперед с одной мыслью в голове, мимо себя он замечал сломанную дверь, лица Тани и Злобина, коридор. Видя перед собой дверь туалета, он на ходу начал расстегивать ремень и брюки. Наконец он добежал до заветной дверцы кабинки. В голове пролетела лишь одна мысль «я успел!», после чего единственная тревожившая его проблема исчезла.
Десять минут спустя. В туалет вошла Таня. Она с закрытыми глазами пыталась пройти по мужскому туалету, как вдруг уперлась в стену.

— Блин! Я не смотрю!

— Таня, это ты?!— удивлено спросил Андрей, выкрикивая с кабинки.

— Да! Какие у вас тут стены грязные и исписанные!

— Ты же не смотришь?

— Эй! Будешь здесь вопросы задавать или пойдешь на сцену! Твой выход уже скоро.

— Я уже закончил!— радостно сообщил ей Андрей, выйдя из кабинки и застегивая ремень.

— Фуу! Я пошла отсюда.

Таня развернулась и вышла за пределы мужской комнаты. Андрей подошел к умывальнику, открыл кран и принялся тщательно мыть руки и лицо. Как вдруг распахнулась дверь туалета, и на пороге появился Гаврилов. Сначала Андрей не обратил внимания, на то что открылась дверь и тем более на того кто стоял на пороге. Но когда дверь захлопнулась и открылась во второй раз, Андрей повернул голову и замер. Гаврилов сделал несколько шагов вперед, приближаясь к Андрею, и остановился. Дверь скрипнула и закрылась за его спиной. Андрей встал во весь рост напротив Гаврилова и решил с ним поговорить:

— Иван, что ты здесь делаешь?

— Что я здесь делаю?! Это что ты делаешь тут?— взревел Гаврилов, махая рукой.

— Да, ты пьян!— отшагивая назад от него, выкрикнул Андрей.

— Эту роль должен был играть я. И только я!

— Но ты же в больницу попал? Уже вылечился?

— Я ничем и не болел. Я просто струсил играть роль пьяным, поэтому придумал отмазку! Но сегодня утром, я решился сыграть и выйти на сцену, во что бы то ни стало! Я месяц готовился к этой роли, пыхтел над текстом, мимикой, жестами. И ты думаешь, что какой-то ямщик сможет меня заменить?

— Нет, постой! Я так не думаю!

После их короткой беседы, Гаврилов решил воплотить замысел в реальность. И он кинулся с кулаками на Андрея, но тому удалось отскочить назад. Удар Гаврилова рассек воздух. Не удержав координацию, он повалился вниз всем телом. Андрей воспользовался предоставленным шансом и быстро выбежал из туалета. Не оглядываясь, он побежал на сцену. Через пару мгновений дверь туалета снова раскрылась, и выскочивший Гаврилов побежал вдогонку за Андреем. Андрей добежал до кулис и остановился перед Таней, но увидев приближение Гаврилова, кинулся на сцену. Он подумал, что выйти на сцену Гаврилов побоится и в этом увидел для себя спасение. Перескочив поломанную дверь, он увидел, как Гвоздев отскочил в противоположную сторону от кровати, на которой лежала Оля.

— Помогите мне!— умоляюще выкрикнул Андрей, подойдя к Гвоздеву.

Но Гвоздев молчал, он ждал продолжение от Андрея. И в сложившейся паузе они устремили свой взгляд за кулисы, где пьяный Гаврилов пытался ворваться на сцену. В конце концов, ему удалось растолкать в разные стороны Злобина, Таню и еще двух парней. Он побежал прямо на Андрея, но на середине сцены резко затормозил. Гаврилов увидел людей в зрительском зале, которые внимательно смотрели за происходящим на сцене. Ему хватило пару секунд, чтобы взять себя в руки и закончить начатое.

— Я, Грохольский!— отчаянно крикнул Гаврилов, идя к Андрею.

— Что за чепуха! Вы шарлатан, потому что это я Грохольский!— ответил Андрей, решив играть роль из сложившихся обстоятельств.— Попрошу Вас покинуть дом!

— Ты кого прогоняешь? Меня прогнать вздумал? Да я ж тебя вот этой рукой сейчас!

Гвоздев, удивленно смотревший на Гаврилова и Андрея, не понимал, как играть спектакль дальше. Он активно ставил крест руками, показывая знак Злобину о прекращении спектакля. Но тот был невозмутим. Злобин, заметивший бурный интерес почетных гостей в первом ряду, сигнализировал Гвоздеву о продолжении. В этот момент спор между Андреем и Гавриловым зашел в тупик и последний схватил шпагу с декораций.

— Дурак! — выкрикнула Оля, встав с кровати,  и устремилась прямо на Гаврилова.

— "Послушай,Лиза. Я пришел  потолковать с  тобой,  моя  прелесть."— Начал говорить свою роль по сценарию Гаврилов.

— Ты пьян!

— Ах, так! Уйди с дороги дура!— крикнул на неё Гаврилов и толкнул на кровать, откуда она и вставала.

Гвоздев, решившийся на действия, сначала подбежал к Оле и что-то ей прошептал, потом уверенным шагом пошел на Гаврилова. Грозя кулаком и тыча в него указательный палец, Гвоздев приближался к нему. В каждом его шаге чувствовался боевой настрой. Неожиданно для Гвоздева, он почувствовал тычок в грудь. Зрители громко ахнули. Гвоздев посмотрел на шпагу, которая преградила ему путь и больно колола в грудь. Он сделал шаг назад и обеими руками взялся за грудь. В этот момент он выбирал между двумя вариантами подыграть или дать кулаком по лицу Гаврилову. Сперва он посмотрел на зрителей потом на Злобина, показывающего большой палец вверх. После чего он окончательно принял решение подыграть для спектакля. Гвоздев повернулся к Оле и сказал:

— Прости! — и тут же медленно упал на пол.

Оля вскочила с кровати и подбежала к лежачему Гвоздеву.

— Что с тобой? — спросила Оля.

— Мы играем спектакль, — ответил её шепотом Гвоздев и продолжил. — Помоги Андрею победить Гаврилова иначе спектакль будет провален окончательно.

Оля положительно кивнула головой. Она подбежала к декорациям, имитирующие стенку квартиры и схватила шпагу. В это время Андрей кругами бегал по сцене от Гаврилова и уклонялся от его выпадов. На пару секунд они останавливались, чтобы словесно оскорбить друг друга. Тут к Андрею подбежала Оля и сунула ему в руки шпагу.

— Бейся с ним ради нас, — крикнула Оля. — Он ранил Бугрова, моего мужа! Если ты его одолеешь, мы всегда будем вместе. Этот самозванец не заслуживает здесь находиться!

— Что? Я Грохольский, а не он! — прорычал Гаврилов, возмущенный речью Оли.

— Сейчас мы и узнаем, кто из нас двоих настоящий Грохольский! — сказал Андрей и побежал на Гаврилова.

Они скрестили шпаги, и лязг убил тишину, царившую в зале. Зрители сидели тихо и завораживающе наблюдали за происходящим на сцене. Андрей яростно наступал на Гаврилова, размашисто нанося удары. Тому оставалось лишь отбиваться и отходить назад. Держа быстрый темп, Андрей стал чувствовать, как его покидают силы. Но к счастью для него, один из его ударов попал по руке Гаврилова и тот выронил шпагу на пол. Не упуская момента, Андрей сделал выпад в Гаврилова, и шпага уперлась ему в грудь.

— Вот и все! Ты проиграл!— гордо произнес Андрей.

— Нет, я так просто не сдамся!— ответил Гаврилов, выхватив шпагу из рук, и отшвырнул в её сторону.

Гаврилов вцепился в рубашку Андрея и стал его дергать. Андрей же схватил его за руки и пытался выкрутиться из его хватки. Около минуты они боролись между собой. Как вдруг раздался голос Гвоздева.

— Извозчик! Извозчика сюда!— крикнул Гвоздев в надежде, что Злобин закроет занавес.

На сцене появилась Таня с приклеенной бородой. Гаврилов с Андреем отпустили друг друга и уставились на Таню. Оля, сидящая на полу возле Гвоздева, тоже уставилась на нового участника спектакля. Все ждали действия от Тани, и она молча побежала на Гаврилова. Перед тем как вплотную приблизиться к нему она подпрыгнула и двумя ногами вперед нанесла удар по Гаврилову. Никто не ожидал таких действий от Тани. Гаврилов от удара отлетел на три шага и  упал на пол. Таня же шлепнулась спиной на пол и громко закричала от боли. К ней подбежали Андрей и Оля.

— Таня, ты как? — спросил шепотом Андрей.

— Моя спина. Она болит и все из-за тебя Тропин!— ответила Таня и засмеялась.— Видели, как я его уделала! Что с ним там?

— Живой, но встанет он не скоро! — радостно ответила Оля.

И тут они услышали хлопок в ладоши со зрительского зала, за ним последовал еще один. Через пару секунд зрители стоя аплодировали и кричали «браво». Занавес медленно закрывался.

Спустя пару минут все актеры принимавшие участие в спектакле, в том числе и оклемавшейся Гаврилов, вышли на сцену на бис и поклонились зрителям. Довольный Злобин громко аплодировал за кулисами.


Рецензии