Если бы не он

Только сегодня, спустя 16 лет прожигания жизни в своём теле, я поняла, насколько он мне важен. Освободившись от уз физики, я ехала в полупустом 62-ом троллейбусе. Я не думала. Вообще. Освободилась от мыслей на короткое время. Буддисты говорят, что это сложно. Но достижимо. Но сложно. Обязательно попробуйте как-нибудь. Испытаете великое потрясение, узнаете истинный ответ на давно мучающий вас вопрос, честно. У меня было именно так.
 В ушах дурманящий Джей Хопкинс доставал из своей насквозь прокуренной гортани звуки. Передо мной стояли молодой человек и девушка.
-- Симпатичная шуба, -- заметил юноша.
-- Спасибо. Это шарф. – вынутая из своих размышлений девушка выглядела растерянно.
Говорят, всё бело именно так. Через пару месяцев они поженились: мои дедушка и бабушка. На Ленинском. В троллейбусе номер 62. Немного меньше полувека назад. Этот случай был судьбоносен. Если бы не он, Ленин, пара могла познакомиться на Большой Калужской улице. Или не познакомиться вообще, поодиночке живя на своем Гоголевском бульваре или в Армянском переулке. Если бы не он, сейчас вы бы читали рассказ абсолютно другого человека.
Еще не перегоревшие светодиодные вывески на доме Туриста пытались удивить мой замылившийся глаз. Удивляетесь? Не стоит, я тут не первую тысячу раз. Видела и не такое тут, на Ленинском. Я была в Берлине, но я не была в берлинском транспорте. Я была в Варшаве, но я не была там вечером. Я была в Праге, но я не была там осенью. Именно поэтому в номинации «наиуютнейший вечерний перекресток Москвы, наблюдаемый из окна греющего троллейбуса» побеждает это место. Какая-то невероятная сила заставила меня любоваться лицом одного из множества пересечений улиц на проспекте: золотыми волосами леса, потрескавшимися от времени губами бордюра, длиннющим носом гостиницы, делающим и без того самое высокое место Ленинского проспекта выше еще на тридцать шесть этажей. Сейчас популярны солнечные цвета, поэтому деревья подражают друг другу и стоят в охристых оттенках, немного скрашивая приунывшую в последнее время погоду.
Тысячи раз перекопанная поляна на этот раз осталась напротив окна надолго. Какой-то мировой персоне вздумалось ехать из аэропорта «Внуково»  в центр Москвы. Интересно, чем проспект был обязан. Почему они не на личном вертолете соизволили примчаться к стенам Краснокаменной? Такие смешные эти все важные-приважные люди. Спешат все время куда-то, а разве заметят они когда-нибудь белку, грызущую орехи на акации, недалеко от дороги? Или ландыши на обочине? А может ретро-машину за окном? Чепуха, нет им до этого дела. Да была бы их воля, перекрыли бы всю жизнь на земле, чтобы поскорее доехать до более высокого человека по социальному статусу. Чтобы выполнить какое-нибудь ухудшающее карму задание. Чтобы заработать на сороковую за год поездку в Монако. Или чтобы накопить на новую шикарную виллу необъятных размеров. Где позолочено всё что можно, а что нельзя – посеребрено. Настолько роскошную, что можно перепутать с дворцом. Настолько дорогую, что можно перепутать с жизнью. Или на очередную безумную выходку. Что делают с человеком деньги? Хотя кто я такая, чтобы учить кого-то нравам и истинам.
 Мое возмущение вызвано завистью, скажете вы? А вот и нет. Лучше я буду  счастливее тех, кто узнал правду, и несчастнее тех, кто не знает, что им врут. Но я буду снимать туманные рассветы в горах на плёночный фотоаппарат. По утрам проклинать общественные усатые троллейбусные бочки, на время становясь селедкой. Никогда не уставать от путешествий.
Наконец, явно не мешок картошки, соизволил освободить дорогу смертным. Потихоньку мы тронулись с места.
Справа был каток. Играла музыка, на льду сейчас рассекали только студенты и приехавшие в отпуск на пару дней военные. Молодая особа, только недавно вставшая на коньки, чуть не упала, но была подхвачена юным лейтенантом. Хотя какая ей была разница до его звания? Да и вам разве интересно? Он только поймал ее и сказал: «Прелестная елочка. Не падайте больше» -- сказал юноша, глядя на брошь девушки. Говорят, всё было именно так. А она, кстати сказать, не упала до сих пор, уже дольше пятидесяти лет проживая с тем лейтенантом. Это недоразумение стало вторым составляющим моего рождения. Снова на Ленинском. Только в Петербурге, стоит сказать. Но на Ленинском. Но в Петербурге. Если бы не он, Ленинский проспект, не сидела бы я сейчас и не писала бы двенадцатым кеглем свою историю.
В последнее время, если я оказываюсь в центре, я всегда прокладываю русло обстоятельствам именно так, чтобы все они стекались к Октябрьской, в самом начале проспекта Ленина. Многие не понимают моей болезненной страсти к путешествиям по всему проспекту, но кто-то уважает и становится мне спутником в этих поездках, но очень и очень не многим я доверяю проехать со мной. Это для меня как какое-то сакральное действие. Сорок минут наедине с собой. Тридцать остановок. Двадцать людей, которым хочется уступить сидение. Пятнадцать, которым не хочется. Десять с лишним лет, проведенные тут. Пять мест, в которых складывалась моя жизнь. И все тут, на Ленинском проспекте. Роддом. ЦДХ. Травмпункт. Нескучный сад. Моё ежедневное пристанище. Скучный ли мой образ жизни и маршрут перемещений? Название сада ответит. Не в том у меня интерес, чтобы тратить и без того короткую жизнь, а в частности детство, на разные переезды и сопутствующие им стрессы. Смена места жительства внутри города ведь не путешествое? Практически так и есть. Из новинок, во время переезда, мы видим только новые домофоны и лифты. Ну и чуть больше пространства в квартире, чаще всего. Остальное бессменно. По-моему, это как раз и скучно.
За окном пронеслась художественная студия Олега Горемыкина.
-- Молодой человек, мне очень понравились ваши картины. Возможно, вы бы смогли подарить мне одну, самую маленькую? Я была бы невероятно рада.
-- Вот, возьмите афишу моей выставки, -- художник протянул изрисованный ватман.
Девушка так посмотрела на отца, что это был первый и последний его скупой поступок за всю их совместную жизнь. Говорят, всё было именно так. Через много лет после этого в одной из палат роддома на Ленинском истошно завопил ребенок. Это была не я, я молча лежала рядом. Так вот если бы не он, не один из десятков перекрестков Ленинского проспекта в Москве, я бы не стучала сейчас по клавиатуре  компьютера.
Не перестану повторять: Вселенная знает толк в сплетении судеб.
Знаете, я могу еще очень и очень долго рассказывать про свою жизнь на Ленинском. Про тот забавный случай, как я нашла Дон Кихота в одном из скверов недалеко от проспекта, как перед девятым мая у всего нашего дома собирали подписи, обязывающие нас не выглядывать в день торжества из окон (представьте, насколько комична была просьба для тех, чья квартира ни одним глазком не смотрела на улицу, названную именем Ленина), как перед тем же девятым, две недели до и пару дней после, вдоль ленинского, через каждые пятьдесят метров поставили военных с псами, как каждый год мы видим вальяжно проплывающие мимо военные вертолеты, через двадцать минут появляющиеся на экране. Если задуматься, таких историй ни счесть, поверьте. Я думаю у каждого со своей родной улицей связан ни один десяток воспоминаний, но пару моих фаворитов вы уже прочли.

Индрикова Е.


Рецензии