Проповедь про жестокость

В Торе есть упоминания разных жестокостей, как например, уничтожение народов Ханаана, или рабства. Как иудаизм относится к этому?
В Торе есть принцип: "Тора говорит на языке людей", имеется ввиду, в соответствии с нормами людей времени дарования Торы, далее этот принцип должен соблюдаться, то есть сегодня толкование Пятикнижия  в чем-то изменяется. Пожалуй единственным
случаем, когда нельзя ничего поделать - это прямое отрицание какой-либо заповеди. Например, если кто-нибудь скажет:"не верно, что нужно чтить родителей", то есть будет отрицать существование самой заповеди, тогда он допустит ошибку. Менять могут только великие и праведные учителя, толковать, но не отменять, делать это в случаях, когда по-другому нельзя.
Вот, рабство, например, во-первых это ситуативная заповедь, то есть: если у вас есть раб, то вы должны уважительно с ним обходиться. Однако нет заповеди приобрести раба. Для Древнего мира законы Торы об уважительном отношнии к рабу были новшеством. Сегодня мы должны сохранить наличие новшества, быть впереди сегодняшней морали, это, наверное, значит больше заниматься волонтерством, бороться за справедливый миропорядок, за справедливые законы и т. д.
Когда рабство возвращалось, например, в Америке, и иудей приобретал раба (потому,что так было принято), то снова действовали законы Торы о гуманном отношении к рабу. Кстати, сегодня в Израиле есть община бывших рабов-негров, которые помня о добром отношении к ним стали совсем евреями и живут в городе Димона.
Теологическое обоснование того, что раб-не наша собственность заключается в том, что все люди рабы Б-га, а у раба не может быть качества быть хозяином.
Убить идолопоклонника из народа Ханаана, взрослых мужчин и женщин... Сегодня мы скажем, даже если найдем где-нибудь ханаанея, что идолопоклонник может пререстать им быть, но не может перестать быть человеком,  значит человек важнее его взглядов. А что значит тогда убить?
Убить в споре, например, переспорить.
Жертвоприношение Ицхака, отмененное Б-гом учит нас, что наши дети нам не принадлежат. Кстати, если посчитать, то в это время Ицхаку было 38 лет, то есть никакого издевательства над малым ребенком не было, имела место напряженная драма.

Есть тринадцать, по другим мнениям и больше, принципов толкования Торы. Это логические законы толкования текста, чем-то похожие на то, что предлагал Аристотель. Например, если закон действует в одной ситуации,  то он он будет действовать в каждой идентичной ситуации и тем более, в ситуации, где есть большее основание для применения данного закона.


Рецензии
И, да, вот еще пример последнего закона, просто, чтобы было ясно, как он работает. Можно нарушить шабат в ситуации, когда есть даже малейшее сомнение, что есть опасность для жизни какого-либо человека. Теперь, тем более можно нарушить шабат, если есть очевидная опасность...

Гут шабэс всем!

Вячеславович Станислав   15.01.2016 10:53     Заявить о нарушении