В Дивеево после юбилея

                Идея побывать в Дивеево в год 1оо-летия прославления преподобного Серафима Саровского пришла в голову моим друзьям – прихожанам в конце июля. Они уже посещали это святое место 7 лет назад, а теперь предложили поехать и мне. Сам бы я вряд ли собрался из-за обилия приходских и личных дел, разной повседневной суеты, но если тебя приглашают и великодушно берут на себя все расходы, разве откажешься? Тут же единодушно мы решили, что на самый праздник 1 августа ехать никак невозможно. Во-первых, я должен служить у себя в храме и в день Преподобного и на следующий (пророк Илия), и на третий (попало воскресенье), а замены нет. Во-вторых, ожидалось огромное стечение паломников, при котором  и поездка и доступ к святыням будут затруднены. Ожидания эти оправдались. Одних архиереев было 90, прочего духовенства – масса, а богомольцев не менее 100000 человек, как нам говорили, что конечно с одной стороны легло тяжким бременем и на монастырь, и на село Дивеево, и на все окрестности, а с другой – способствовало ещё большей всемирной славе и самого угодника Божия Серафима и его обители. Вот почему для нашего паломничества мы выбрали время после праздника Преображения Господня. Сначала собирались ехать на двух машинах, но одна сломалась, другая попала в аварию, после чего Сергей принял решение путешествовать поездом. Обратились к услугам паломнической фирмы,
благодаря которой мы чётко и бесперебойно были обеспечены транспортом и ночлегом на полные 2 дня нашей поездки.
                Поезд «Москва-Казань» отходил в 0-30 минут с Казанского вокзала Москвы. Чистое удобное купе на четверых. Сразу легли спать, а в 7 часов утра уже были в Арзамасе, где нас ждал шофёр фирмы с машиной – пожилой приветливый мужчина. После Москвы город поразил провинциальной тишиной    и малолюдством. В центре сохранились старые здания, в том числе и несколько величественных храмов. Подальше от центра – неказистые дома из белого силикатного кирпича хрущёвской застройки, а по окраинам – маленькие деревянные частные домики, как 100 и 150 лет назад, кое-где лишь уступающие место каменным, но таким же низеньким домикам, опять-таки из силикатного кирпича. Похоже, для местных жителей красный кирпич – несбыточная мечта и роскошь. Машин не много и всё отечественные, иномарок не видно, зато много велосипедов, словно в Индии и ли Вьетнаме. Везде идеальная чистота и порядок, никаких свалок, никакого строительного мусора. Дорога в Дивеево хороша – ни одного ухаба, видно к празднику готовились с особой тщательностью, так как 7 лет назад, по словам моих спутников, здесь можно было ехать только на танке. Вспомнилось пророчество преподобного Серафима, что Дивеево «будет городом, а Арзамас губернией». «Он уже был губернией» - откликается шофёр, «в 50-е годы образовали Арзамасскую область, но потом упразднили и вряд ли когда-нибудь восстановят». На это я возражаю, что все пророчества преподобного до сих пор неукоснительно исполнялись и, следовательно, Арзамасу снова быть «губернией», т. е. областным центром. Машина шла меж полей, засеянных пшеницей и кукурузой, разделёнными перелесками, в которых преобладали сосны, берёзы и дубы, придающие зарослям весёлый вид, в отличие от мрачных северных ельников. Земля здесь чёрная, не то, что подмосковная глина! И колхозы здесь ещё дышат – не распались. До места мы добрались минут за 40. Маленькая двухэтажная, но очень уютная и комфортабельная гостиница, недавно построенная, оказалась всего в десяти минутах ходьбы от монастыря. Со двора видны колокольня купола соборов. Я получил (о радость!) отдельный одноместный номер с диваном, кроватью, телевизором и душем. В прежние времена богомольцы паломничали (да некоторые и теперь) пешком, преодолевая значительные расстояния и всякого рода неудобства, но мы дети изнеженного 21 века и отсутствие элементарных удобств вызывает у нас усталость и раздражение, в чём сам первый и каюсь.
                После лёгкого завтрака тут же в гостинице, сложив пожитки, мы двинулись в монастырь. Длинные ряды маленьких, деревянных по преимуществу, скромных и порою даже убогих домиков  образуют село Дивеево. Да, это всё ещё село, но такое большое, каких не встретишь в Подмосковье и, пожалуй, оно со временем точно разрастётся в город, но пока здесь такая милая провинциальная простота и тишина: по улицам бродят козы, куры и собаки, речка Вичкинза, заросшая камышом, лениво несёт маленький плот, с которого двое мальчишек ловят рыбу, лошадь, запряжённая в порожнюю телегу, неспешно шагает по дамбе, а возница клюёт носом и совсем отпустил возжи… И вдруг над этим серым привычным мирком громадным, от земли до неба огненным (покрашена в жёлтый цвет) столпом встаёт колокольня, словно форпост иного, горнего мира.
Высота её 87 метров, что всего лишь на 1 м меньше, чем колокольня Троице-Сергиевой лавры. За колокольней вход в Троицкий собор, где лежат мощи преп. Серафима. Ставлю своих спутников во внушительную очередь к мощам, а сам иду на поиски матери Т. , моей бывшей прихожанки, которая предупреждена о нашем приезде и ждёт нас.
                Если бы не помощь матушки, моим друзьям бы пришлось стоять не меньше часа, хотя меня всюду пропускали вперёд как священника, но наверняка не удалось бы приложиться к ценнейшим реликвиям – личным вещам преподобного, заботливо сохранёнными разными благочестивыми людьми в годы лихолетья, и возвращённые обители. Среди них: личные иконы старца, вериги, пузырёк для освящённого масла, сапожки и лапти, мотыжка, которой он работал. Мать Т. вынимает мотыжку из ящичка и даёт мне в руки: »Если постучать ею крестообразно по спине и голове, исцеляются болезни позвоночника и проходят головные боли». Тут же выстраивается очередь жаждущих исцеления. Слегка стучу указанным способом по спинам, лбам и затылкам, удивляясь тяжести этого нехитрого инструмента. По-видимому, святой Серафим обладал удивительной телесной крепостью, ибо работать таким орудием не снимая железных вериг и питаясь травой-снытью мог поистине железный не только духом, но и телом, человек. Мотыжку перехватывает из моих рук другой приезжий батюшка и начинает стучать по спинам своих прихожан, которых с ним прикатило не меньше двадцати, причём делает это так усердно, что складывается впечатление, будто он не столько исцеляет, сколько вразумляет пасомых.
                Матушка подводит нас ко всем почитаемым соборным иконам, в числе которых образ Божией Матери «Умиление» (но не тот, что был в келье преподобного), образ преп. Серафима  и    к необычайно красивой плащанице с изображением Спасителя, расшитой и украшенной с особым искусством. Обычно плащаницы хранятся в особых ларцах в форме гроба и закрыты для поклонения, но эта висит на стене храма в раме под стеклом круглый год и к ней можно прикладываться.
                Белый красавец – собор Преображения был в этот день закрыт, но зато мы посетили храм Рождества Богородицы, пристроенный к паперти Казанской церкви, построенной матушкой Александрой (Мельгуновой), родоначальницей Дивеевского монастыря. Именно к этому храму относится предсказание Преподобного:»…на диво будет собор! Подойдёт Антихрист-то, а он весь на воздух и поднимется, и не сможет он взять его». Восстановление этого полуразрушенного храма идёт полным ходом и даже ночью не прекращаются работы при свете прожекторов. Мощи же преподобной схимонахини Александры и первых Дивеевских подвижниц преподобных схимонахини Марфы и монахини Елены открыты для поклонения.
                К главной Дивеевской святыне Богородичной Канавке нас провожает другая насельница монастыря, мой бывший приходской регент, а ныне послушница К. Про Канавку батюшка Серафим говорил:»Канавка эта – стопочки Божией Матери! Тут её обошла Сама Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киев,   и Иерусалим! И как Антихрист придёт, везде пройдёт, а Канавки этой не перескочит!» К. рассказала, что после закрытия монастыря власти приказали засыпать Канавку. Туда набросали камней и битого кирпича, спускали канализацию, но когда обитель снова ожила, именно по этому мусору нашли Канавку. Теперь работа по её восстановлению почти завершена. Из выработанной земли насыпан вал, по гребню которого идёт дорожка, выложенная каменной плиткой и ограниченная с обеих сторон железными перилами. Это громадное и дорогостоящее сооружение создано по благословению правящего архиерея  - епископа Нижегородского и Арзамсского Георгия. И завершено к 100-летию прославления преп. Серафима. Я видел, как сёстры копают Канавку. Это очень тяжёлый труд, ибо глубина Канавки более 2 м. Землю поднимают наверх в вёдрах и, по завету батюшки Серафима, не выбрасывают, а складывают в специальное место, где всякий паломник может отсыпать священной землицы себе на память. Мужчины не имеют права рыть землю, но они находятся рядом с копающими и занимаются вспомогательными работами: разбивают и вытаскивают попадающиеся камни, куски бетонных плит, трубы и прочий мусор, устанавливают сетки для дёрна, долженствующие уберечь Канавку от осыпания и обвалов. Поток богомольцев, не спеша идущих по валу вдоль Канавки и читающих по завету Преподобного 150 Богородиц, не оскудевает с раннего утра до позднего вечера. У юго-восточного края Канавки послушница остановилась и сказала, что по преданию это совершенно особое место, где «земля с Небом сходится» и где следует усиленно помолиться Божией Матери  и можно попросить Её о самом сокровенном. Каждый из нас последовал этому совету.
                За Канавкой ещё не все здания отданы монастырю. Здесь стоит местная школа, в которой ввиду каникул царит временное затишье. Монастырь обязался взамен построить новую школу в другом месте. Имеется ещё несколько зданий неизвестного мне назначения, которые плохо вписываются в монастырский ансамбль и со временем должны быть разобраны. Говорят, что только в последнее время всё здесь выглядит прилично и не слышно пьяных воплей и кощунственного мата, как в первое время после открытия обители в 1990 году. Похоже, местные жители только теперь начинают сознавать, какое сокровище находится рядом. В этом их убеждают вереницы иномарок с высокими гостями (нашими и зарубежными), прибывшими на юбилей, а также толпы рядовых паломников, ежедневно наводняющих территорию монастыря. Огромное количество богомольцев – примета Дивеевской обители. Я подсчитал, что до сего дня посетил 43 монастыря в России и за границей, но такого нашествия богомольцев в будние дни не видел нигде, разве что в Троице-Сергиевой Лавре, но там велик процент иностранных туристов, а здесь их мало, всё больше настоящие паломники, приехавшие на богомолье в четвёртый удел Богородицы. Едут отовсюду: с севера и юга, из Сибири и Краснодарского края, с Кавказа и из Архангельска. Очень много болящих, особенно паралитиков, кого ведут под руки, кого везут в коляске. Много детей разного возраста. Много мужчин, что согласитесь, не типично, но конечно, как и во всех храмах, преобладают женщины всех возрастов. Процент молодёжи и лиц среднего возраста необычно велик, видимо оттого, что пенсионеру и накладно и трудно добраться в такую даль. Едут на собственных машинах, едут на поездах и автобусах. И всех устраивают на ночлег и кормят. Местное население даёт приют паломникам за умеренную мзду, но часто в мало подходящих бытовых условиях. Некоторые аборигены занимаются продажей сувениров и кулинарных изделий, альбомов, карточек с видами Дивеево и проч. Набор нищих тоже достаточно велик. Что касается сестёр обители, которых (вместе со всеми скитами) около 600, то у большинства из них я наблюдал некоторую усталость во взгляде, как будто это мелькание лиц уже начинает их тяготить, что вполне объяснимо недавно завершившимися торжествами, когда все трудились не покладая рук. Впрочем. Дел им хватает всегда. Обитель строится. Сад, цветник нуждаются в постоянной обработке. Благоухание растений настигает вас с первых шагов по территории монастыря. Одни цветы увядают и сменяются новыми. При нас цвели розы, флоксы и астры. Каждый клочок земли вскопан и разрыхлён, клумбы идеально ровные, без единого сорняка.
                Больших трудов стоит прокормление армии приезжих и многочисленных насельниц монастыря. От матушки Т. мы получили талон на двухдневное трёхразовое питание на четверых, что явилось для нас большим подспорьем и облегчением. В столовой для паломников кроме нас находилось не меньше сотни человек. На обед подавали  фасолевый суп, гречневую кашу и салат из паприки. На третье компот. Всё это в любом количестве, сколько пожелаешь. Белый хлеб пекут  тут же в обители. Еда, как во всех монастырях, хоть и простая, но необыкновенно вкусная, поскольку приготовлена с любовью и с молитвой. Монастырская трапеза, где питаются сёстры, находится к юго-западу от Преображенского собора. Здание вернули только в 2000 году и сейчас оно сверкает свежими чистыми красками. Внутри маленький храм во имя св. благоверного князя Александра Невского.
                Благодаря нашим гидам и покровителям – матушке и послушнице, мы увидели все достопримечательности обители в первый же день. В 17 часов началась всенощная в Троицком соборе. В монастыре служат 8 священников и диакон. Им умиленно вторит хор дивеевских сестёр. Чуткое ухо всегда отличит монашеское пение от всякого другого. Даже если поют просто верующие люди, скажем мальчики-семинаристы – есть разница. Службы совершаются по полному уставу. Бдение закончилось лишь в 21 ч. 30 мин. После ужина мы вернулись в гостиницу и поскорей легли спать, чтобы назавтра поспеть к Литургии.
                Утро следующего дня встретило нас ярким солнцем и безоблачным небом, что после многодневного московского ненастья так замечательно сочеталось с нашим радостным и приподнятым настроением. Эта благодатная радость сияла в глазах моих спутников Сергея и Ольги и их шестнадцатилетнего сына Ильи и в глазах других паломников, которых, несмотря на ранний час, было уже множество. Вообще, за два дня нашей поездки пред моими глазами сменился калейдоскоп лиц, напомнивший конец 80-х – начало 90-х, когда власти дали существенную ослабу Церкви ии народ устремился в храмы. Мы тогда в иные воскресенья крестили до полуторы сотни человек! Потом этот поток стал слабеть. Ажиотаж прошёл. Больше меня уже не приглашали на разные собрания и конференции, когда после часового выступлениия бывало по три часа отвечаешь на вопросы с места и записки из зала… Зато в Церкви остались самые искренние и верные, те, кого с полным правом можно называть «прихожанами.» И вот здесь, в Дивеево снова этот людской поток, но люди в нём уже качественно иные. Те не знали о православии почти ничего. Эти знают. Я роздал не менее сотни благословений, а ведь я один из множества приехавших сюда священников. Стоит остановиться или присесть на лавочку и тут же6»Благословите батюшка». Подходят целыми группами. Спрашиваешь: »Откуда?» « Из Сибири, из Краснодара…» и не только русские. Здесь мордва, чуваши, православные цыгане   и даже крещённые татары. За поздней Литургией причащалась громадная толпа, а ведь в монастыре очень строгий отбор причастников. Допускают лишь тех, кто был на всенощной и вычитал правило. Поздняя Литургия идёт в Преображенском соборе, вчера закрытом. Как и в соборе Троицком роспись иконостаса в нём современная, но насколько я могу судить, очень качественная. Здесь работали приезжие иконописцы, а в Троицком – местная монахиня. Стены в обоих храмах выбелены. Роспись на них, если и была, не сохранилась.
                После службы едем на источники. Машину предоставила всё та же «наша» фирма. Первый источник на нашем маршруте – преп. Серафима в посёлке Цыгановка в 20 км от Дивеево. Водитель новый, помоложе того, что встречал нас в Арзамасе, более общительный и, чувствуется, глубоко религиозный. К тому же резчик по дереву – профессия весьма востребованная и в монастыре и во всех окрестных приходах. Местное предание рассказывает о появлении источника в 1960 году, когда здесь было явление преп. Серафима. Святой стукнул о землю посохом и из неё потекла вода. Место это весьма живописно, окружено густым лесом, в котором помимо лиственных пород произрастают могучие сосны. На источнике бревенчатая часовня и купальня, но большинство паломников окунается в воду прямо с берега. Мужчинам это проще, а для женщин тут же на лотках продаются длинные рубашки. Народу было человек 200, не меньше. Ледяная вода обожгла, да ещё  я не взял с собой полотенца и пришлось надеть подрясник на мокрое тело, но потом кожа просто горела и, когда мы вслух читали акафист преподобному пред его иконой, я совсем согрелся.
                Источник – Иверской Божией Материи менее освоен. Там было всего человек 5. Часовня только строится. Окунаться можно в купальне. Здесь мелко и, чтобы погрузиться, пришлось встать на колени. Вода тоже чистая и ледяная. На источниках случаются исцеления. Наш шофёр и добровольный гид в одном лице рассказал об одном таком случае. Родители привезли мальчика больного гаймаритом. Один лаврский монах благословил его выкупать в пяти Дивеевских источниках. Когда он выходил из пятого источника, гной, смешанный с кровью, полностью вышел через нос и мальчик совершенно выздоровел.
                К моменту отъезда мы почувствовали, как мало для посещения Дивеево двух дней. Хотелось побыть ещё, но уже то, что нам удалось посетить ; 4-й удел Божией Матери в год всенародного праздника – большая удача. Мы свидетели, что слава Дивеева растёт и  конечно же будет умножаться, как и предсказывал преподобный Серафим.
               

                2003

               


Рецензии