Репетиция

Идёт репетиция,  репетируют двое – она сидит  за пианино, он держит между коленями виолончель. Она недовольна. Он это чувствует и проявляет признаки раздражения. Они репетируют  больше года, уже сыграли вместе пару концертов, планируют дальнейшее долгосрочное сотрудничество.

Для него музыка – танец, ритмичность, метроном. Для неё – разговор души, декламация, эмоциональные высказывания. Для него – это общее движение, для неё – постоянная смена, непредсказуемость, напряжение. Она находит его стиль скучным, но видит в нём большие творческие возможности и пытается склонить его на свою сторону.

Конечно, в одиночку передать в музыке движения души легче, чем в ансамбле, но уж если в ансамбле удаётся добиться совместного живого переживания и передать это средствами своего мастерства, то впечатление усиливается, минимум, вчетверо. И у участников ансамбля чувство непередаваемого единства рождает во время исполнения всё новые и новые совместные находки. Это её позиция.

Он же привык к оркестру, в котором проработал десять лет, где  постоянная быстрая смена репертуара ничего не требовала, кроме точности, ритма и технического мастерства.

Сейчас он пытается понять, что ей надо, поймать те тонкие нити, что объединяют совместное творчество исполнения. Ей удаётся, в целом, склонить его на свою сторону. Оба слушают записи своих концертов, репетиций, и часто удачные находки, захватывающая игра рождает ощущение эйфории. Но его, где-то внутри, всё время гложут сомнения – как это будет воспринято другими? Это гениальность, или нахальство? И он снова поворачивается в свою сторону, что приводит у неё к потере сил, так как все её труды по пробуждению в нём музыканта сводятся на нет.

Её метод – почувствовать, пережить, передать в музыке. Он же задаёт вопросы – а как именно, какими средствами. «Почувствуй, руки сами сыграют» - просит она. - «И всё-таки, это что, ритм, динамика?» -  «Ну да, средства, конечно – это небольшие неожиданные изменения ритма, динамики…».  - «А, это значит, играть неритмично!»  Это пункт преткновения. Для него ритм – бог, и малейшее отклонение от него – кощунство.

Он -   типичный исконный немец, она – русская, приехала в Германию недавно и жаждет творческого сотрудничества.  В этот раз она чувствует, что он снова возвращается на свои позиции. Её охватывает отчаяние, напряжение растёт, и они начинают уже открыто предъявлять друг другу претензии: - «Этот стиль просто неинтересен и скучен!» - убеждает она – «Так играют сегодня многие, и технически гораздо лучше нас. Никого эта игра не трогает! Никому это не надо, потому что  не оставляет в душе никакого следа! Здесь, перед кульминацией, необходимо, просто необходимо приостановить движение на какой-то миг, задержаться, создать напряжение. Тогда вся кульминация, как бы, высветится».

 Его задевает, что женщина, да ещё не немка, берёт на себя роль командира. Он тоже недоволен – слишком много рассуждает, вдумывается по-пустому, это идёт за счёт количества репертуара. Сколько работают, а сделали только одну программу, хотя для рассылки рекламы нужны, по крайней мере, три. Он начинает всерьёз раздражаться. Но вдруг, внезапно, предлагает пойти в гостиную и выпить чашечку кофе.

Они пьют кофе с печеньем из круглой банки. Они разговаривают. В последнее время нарастает напряжённость во время работы, увеличивается эмоциональный накал, ситуация становится всё менее управляемой. «Конечно» - высказывает она мнение – «мы ведь работаем с эмоциями, мы должны вместе с музыкой переживать то, что заложил в неё композитор, и, даже больше, чтобы это ещё суметь передать людям, зажечь их. Тут трудно сохранить ясную голову». – «Не только это,» - говорит он – «здесь есть что-то кроме». Осторожно, шаг за шагом выясняется, что оба давно влюблены друг в друга.

Так вот в чём истинная причина напряжённости, скрытого неудовольствия, раздражения! Всё это следствие нереализованного чувства! Теперь всё ясно, теперь нет причин для недоразумений, теперь эмоции открыты и можно смело продвигаться вперёд как в творчестве, так и в любви! Оба так воодушевлены новыми перспективами, что тут же, на диване, реализуют всё, что накопилось за этот год совместных творческих мучений.

Оба счастливы, не могут оторваться друг от друга. Наконец, замечая, что почти стемнело, пьют кофе и в счастливом угаре и, с не совсем ясными головами, решают продолжить репетицию (послезавтра концерт).

«Понимаешь» - начинает он, настраивая инструмент – «для меня музыка – прежде всего – ритм, танец…»

У неё в отчаянии опускаются руки, схватывает дыхание и к голове приливает свинцовая тяжесть.


01.01.2002.


Рецензии