Утро 13 января 1991 года

            Морозное утро 13 января 1991 года*. Утро после  трагической ночи, завершившей череду напряжённых дней. В городе гремели выстрелы, резко прекратилось телевещание. Бессонное, тревожное, непонятное время. Противоречивая информация или её отсутствие.  Что произошло, что будет  дальше – ещё ничего не было известно…

             Блокада, расколотое общество, одни за «Саюдис», другие – за  «Единство»**.  И просто люди, желавшие определённости и опасавшиеся угрозы войны, кровопролития, смуты, которая вспыхивала то в одном, то в другом регионе некогда стабильной великой страны. Страны,  которой уже не было.


           А жизнь всё равно шла  своим чередом. Люди спешили на работу, ходили по магазинам, отоваривали талоны, стояли в очередях. Талоны и очереди…   Никогда никаких талонов ни на что  в Литве не было, разве только сразу после войны были хлебные карточки. Но в 1990-м учредили «Удостоверения покупателя», чтобы отсеять «чужаков» в  магазинах, следом появились талоны  – на яйца, масло, сахар, крупу, мыло, стиральный порошок, полотенца, носки   и т.д. Выкупали всё – надо, не надо, сколько потом сгноили, выбросили этих порошков, мыла и крупы и пр. У большинства  одинаковые повседневные заботы, невзирая на политическую ориентацию. Даже мелкие рыжие тараканы, как по команде запрудившие все квартиры в городе. И рецепты спасения от них – сварить вкрутую яйцо,  размешать с бурой или борной кислотой, разложить… Пустые надежды.


               И теперь это утро. Морозное, с висящим в воздухе дымом. Только посеревшие угрюмые лица и необыкновенная тишина повсюду – на улицах, в магазинах, в транспорте - свидетельствует о пережитом потрясении. Люди молчат…  Обычно  у нас и так люди не отличается южной экспансивностью,  всё происходит с выключенным звуком, но молчание того утра было таким, как никогда.


            Безмолвная очередь в продуктовом.  Быстро движется, продавщица механически отрывает талоны, принимает рубли  и отпускает товар. Сахар, две упаковки яиц, крупа… Стандартный набор, следующий. Кадр за кадром, повторяется, как в кино.  И вдруг молоденькая милая девушка в белой вязаной шапочке звонким детским голоском обращается к угрюмой очереди:
- А таракашечкам яйки тоже по талонам будут давать?

             Наверно нервное напряжение уже достигло той точки, когда просто  необходима была какая-то разрядка. Забавное обращение девчонки напомнило о повседневных проблемах и растопило лёд угрюмости. И хмурая очередь заулыбалась.

            А в сером январском небе проглянуло солнышко…  Жизнь продолжалась.


Примечание
*      Столкновения в Вильнюсе 11-13 января 1991 г., приведшие к трагическим событиям и человеческим жертвам.
**   «Саюдис» — общественно-политическая организация (также «народное движение») Литвы, возглавившая в 1988—1990 гг. процесс выхода (отделения) Литовской ССР из состава СССР
«Единство» - просоветское общественное движение в Литве


Фото из интернета. Вильнюс, телебашня


Рецензии
Да, страшное было время.
Но... всё проходит. И это прошло.

Надежда Розенбаум   19.10.2019 11:55     Заявить о нарушении
Все проходит, и это тоже, но говорят, что там еще надпись была

Эми Ариель   19.10.2019 11:59   Заявить о нарушении
Скинь еще что-нибудь такое...

Надежда Розенбаум   19.10.2019 12:13   Заявить о нарушении
Тоже из тех времен
http://proza.ru/2016/08/18/1981

Эми Ариель   19.10.2019 12:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 38 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.