Из старого доклада

                ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНТИНГЕНТА.

   Петровский детский дом предназначался* для содержания и воспитания психически здоровых детей и подростков. Однако психиатрами давно выявлена существующая независимо от официальных установок тенденция: в силу биологического и социального отбора в такие учреждения обязательно набираются контингенты детей и подростков с девиантным, психопатоподобным поведением!
   В детский дом направляются дети и подростки, родители которых страдают алкоголизмом и наркоманиями, различными формами психических расстройств и врождённого слабоумия, имеют выраженные психопатические черты характера, сопровождающимися ярким антисоциальным поведением. У нас были воспитанники, родившиеся в местах лишения свободы!
   Психиатры считают, что патологическая наследственность наших детей представлена в гораздо более концентрированном виде, чем у такого же возрастного контингента вне стен детского дома.
   За время работы в Петровском детском доме психиатром Доброхотовым Н.Л. проведён анализ психических расстройств у его воспитанников. Практически, у 85% детей и подростков обнаруживалась та или иная психическая патология. Из них: пять ребят страдали различными формами шизофрении. У более, чем двух десятков человек выявлена резидуальная органическая патология головного мозга. Один юноша, на сегодняшний день уже выбывший, страдал ярко выраженным Маниакально-Депрессивным психозом. У остальных, в различной степени компенсации и декомпенсации, прослеживались акцентуации характера, "психопатические развития" и грубая невротизация.
   Самый популярный диагноз, выставляемый нашим детям и подросткам в психиатрических стационарах МОПБ№4, МОПБ№5, ЦМОКПБ - "Социализированное расстройство поведения". Международный шифр F91.2. Тем самым врачи-психиатры констатировали факт нарушения режима воспитанниками не в силу нетерпимых обстоятельств или психологически понятных причин, а в силу болезненных, психопатологических переживаний!
   Так ребёнок больной шизофренией убегает из-за своего АУТИЗМА, который не даёт ему жить в коллективе, даже, если он обласкан и ухожен. Аутизм делает ему пребывание в коллективе дискомфортным, а одиночество в холодном подвале, наоборот, комфортным! Юноша, страдавший МДП, убегал во время маниакальных фаз, когда растормаживались влечения и проявлялась "дромомания". Дети, страдавшие органической патологией, периодически становились дистимичными и дисфоричными. Т.е. их настроение делалось нестерпимо раздражительным, агрессивным не в силу неправильного с ними обращения, а по болезненным причинам. Они конфликтовали без видимого повода, напрягались несуществующими, мнимыми обидами. Особенно этому подвержены девочки во время пубертатных кризов.
  "Органики" страдали мозговой недостаточностью, не справлялись с обычной школьной нагрузкой. Попытки заниматься с ними дополнительно приводили к ещё большей психической астении и протестным реакциям.
   Есть целая группа воспитанников с лёгкой интеллектуальной недостаточностью, которая не достигает размера дебильности и не влечёт вывода в коррекционный класс. Психиатры называют эту патологию "пограничной умственной отсталостью" или "интеллект на грани нормы". Такие дети с трудом справлялись с учёбой, накапливали отставания, теряли к учёбе интерес. Учение превращается для них в "каторгу" и вызывает протестные формы поведения. В таких случаях, помимо индивидуализации занятий, необходимо упорное лечение "ноотропами" и другими активаторами мозга. Такие дети сочетают повышенную внушаемость к ПЛОХОМУ с негативизмом к ПРАВИЛЬНОМУ, ХОРОШЕМУ. Они ищут лёгких путей. Побеги к бабушкам, которые не заставляют учиться, для них очень соблазнительны.
   Можно долго и подробно рассказывать о детях "невротиках", страдающих "фобиями", т.е. страхами, навязчивостями, утомляемостью с раздражительностью.
   Но всё же наиболее массово представлена в контингенте наших воспитанников патология характеров - психопатизация, полученная от биологических родителей, или в процессе неправильного воспитания до поступления в детский дом. Она, зачастую, способствует конфликтам и возвращению в детский дом воспитанников, переданных на воспитание в приёмные семьи.
  Мы считаем, что необходимо тщательнее анализировать наличие психической патологии у наших воспитанников. Не сводить сложности их поведения к упрощённым психологически понятным причинам. Не закрывать глаза на необходимость психиатрического наблюдения и лечения. Больше прислушиваться к мнению медицинских специалистов.

---------------------------------
    * В настоящее время Петровский детский дом, как учреждение ликвидирован. Это - результат поспешных "реформ" в системе НарОбразования. Его воспитанники переданы на воспитание в приёмные семьи. Половина "устроенных" сбежала из приёмных семей. Незначительная часть воспитанников осталась в старых стенах, которые были превращены в "Школу-интернат" с резким сокращением финансирования.
 


Рецензии