О природе Святого Духа

О природе Святого Духа
Христиане верят в Святую Троицу, Отца, Сына и Святого Духа.
Латинский термин Trias Троица связан с учением  Тертуллиана, богослова, юриста по образованию. Он говорил о различии Лиц Святой Троицы, единой по существу. Святой Дух, не сотворенный, происходит как плод от корня через основу.
Ириней Лионский, знаток греческой поэзии и философии, высказывает мысль о том, что Сын и Святой Дух – руки Отца, через которые Он все творит.  Философ –богослов Ориген пишет, что действие Святого Духа распространяется на тех, кто обращается к лучшему .
Еретическое учение евионитов- гностиков видит в Святом  Духе инструмент, который использует Отец для поддержания религии на земле.  Ариане считали Святого Духа творением. У манихеев Сын и Дух – эманации Отца. Для них Святой Дух – эон, которого производит Бог на помощь эону Христу для борьбы против злого демона. Монархиане –модалисты, допускающие страдания Бога Отца, представляли что Бог открывается в лице Святого Духа с момента вознесения Христа. Монархиане- динамисты называют Святой Дух  силой, которая освящает и сообщает благодатные дары. В учении Каллиста Святой Дух объединяет Отца и Сына в единую Троицу.
Никейский Собор принял, что Святой Дух отличающееся Лицо, единосущное Отцу и Сыну. Святой Афанасий Великий учит о единосущности и межличностных различиях, где личной характеристикой природы Святого Духа является исхождение от Отца.
У Маркела, епископа Анкирского, можно видеть элементы учения евионитов-гностиков и Тертуллиана. В борьбе против арианства он показывает единство Троицы и нетварность Сына и Святого Духа . Маркел мыслит, что в связи с сотворением Монада раскрывается в Логос, Логос воплощается, а сошествие Святого Духа на апостолов продолжает раскрытие Монады, являясь двойным расширением.
Александрийский Собор 362 года по вопросу о природе Святого Духа постановил предать анафеме утверждающих, что Дух Святой Тварь и отделен от сущности Христовой. Святой Дух единосущен Отцу и Сыну и отличается ипостасно.
Пневматомахи, еретическая партия, считали Сына подобосущным Отцу, а Святого Духа творением, выше других творений, не безликой силой.
Каппадокийские отцы конкретно занимались вопросом о природе Святого Духа. Григорий Богослов представляет Святого Духа единосущным, отличающимся ипостасно, называя личным свойством исхождение. Он пишет о трех личностях, едином Божестве, нераздельном в славе, чести, сущности и царстве. Василий Великий говорит о Святом Духе, исходящем от Бога , не через рождение, но как Дух уст Божиих, где уста разумеет боголепно, и сам Дух как сущность живую, а не рассеивающееся дыхание. Каппадокийские отцы в своей терминологии разделили понятия сущность и ипостась.
В 589 году на местном Толедском соборе Испанской Церкви к Никео-Цареградскому символу веры было прибавлено слово И Сына – термин Filioque.  В 1054 году это расхождение было одной из причин официального разделения церкви на восточную и западную.
В ветхом завете слово Дух встречается как перевод еврейского слова руах. В новом завет Дух – перевод греческого слова пневма.  В библейские времена имя имело особое значение, не только отличая от других, сколько говорило о характере. Так, о природе Боге говорят Элохим –сильный, могущественный, Элион – всевышний, Адонай – всемогущий, Шадай –всемогущий, тетраграммон Яхве свидетельствует о верности завету со стороны Бога.
Бог сравнивается со львом (Ис.31:4), и с орлом (Втор.32:11), с агнцем (Ис.53:7), с птицей (Мат.23:37); с солнцем (Пс.83:12), с утренней звездой (Отк.22:16), со светом (Пс.21:1), со светильником (Отк.21:23), с огнем (Евр.12:29), с потоком (Пс.35:9); с твердыней (Вт. 32:4), с покровом (Пс.118:14); с башней (Пр. 35:9)… с защитником (Пс.33:10), с храмом (Отк.21:22). Антропологический язык говорит о Боге человеческими терминами.
Уже в книге Бытия содержатся свидетельства в пользу троичности Божества, Святой Дух участвует в творении – Дух Божий носился над водой, о творческой деятельности Святого Духа свидетельствует книга Иова – Дух Божий создал меня.  Дух Господень почивал на Давиде, пребывал среди народа , исшедшего из Египта, исполнил Веселеила, объял Гедеона. Дух Святой действует в человеке, сходит на Самсона, отступает от Саула, говорит в человеке и руководит им – Вложу внутрь  в вас дух мой и сделаю так, что вы будете ходить в заповедях моих. Святой Дух поднимает человека в видениях,  утверждает и изливается на всякую плоть.
  В Новом Завете при Крещении Христа Иоанн увидел Духа Божия, который сходил как голубь и ниспускался на него. В день Пятидесятницы на язычников сошел Дух Святой в   огненных языках.  Апостол Петр в своем приветствии свидетельствует об освящении от Духа Святого. Апостол Павел  в благословении говорит об общении   Духа Святого. Прощаясь с Ефесскими пресвитерами Павел говорит о том, что Дух Святой поставил их блюстителями.
В Новом Завете Дух Святой назван Духом истины, Духом святыни, Духом того, кто воскресил из мертвых Иисуса, Духом усыновления, Духом премудрости и откровения, благодати, Духом жизни. Апостол Павел пишет о всеведении  - Дух все проницает, и глубины Божии.  Евангелист Лука передает об участии Святого Духа в воплощении Христа – Дух Святой найдет на Тебя и Сила Всевышнего осенит Тебя. Апостол Павел учит о плодах Духа – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость, вера, воздержание.  Сеющий в Духа от Духа пожнет жизнь вечную.
Говоря о личностном аспекте Бога, в Новом Завете находим характеристики Святого Духа, которые присущи личности – интеллект 1Кор.2;11, чувства Рим.15;30, воля 1Кор.12;11. Святой Дух способен общаться с человеком 2Кор.13;13, что свойственно только личности.
Дх Святой участвует в плане спасения, возрождая человека в крещении. Он ходатайствует перед Богом воздыханиями неизреченными, вдохновляет проповедь явлением духа и силы, наделяет силой.
Иисус был возведен Духом в пустыню, Он изгоняет бесов Духом Божиим.
Дух Святой управляет Церковью через распределение духовных даров, через утешение, через избрание и посылание на служение, участвует в построении церкви –вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
Апостол Павел пишет – вы храм Божий и Дух Божий живет в вас.  В греческом языке слово хиерон означает храм в целом, здание, двор. Слово наос – храм как жилище Бога, внутренняя часть. Говоря о человеке, апостол Павел употребляет слово наос, место, где живет Святой Дух.
Итак, что говорит христианское учение о природе Святого Духа.
Святой Дух единосущ Отцу и Сыну, Божество едино, слава равна и величие совечно. Святой Дух – ипостась, личное ипостасное свойство – исходит от Отца.


Рецензии