Завет соли

Завет соли
В книге чисел употребляется сочетание - завет соли.  Отдавая Аарону и его потомству все возносимые святыни, Бог называет это установление заветом соли.
В КНИГЕ Левит в грамматической конструкции слова завет и соль меняются ролями.  Здесь содержится повеление солить хлебные приношения, и не оставлять жертвы без соли завета.
Выражение -  между нами соль – в древнем кочевом обычае связывало договором о дружбе и взаимной поддержке.  Арабское слово, означающее договор, завет, происходит от солить. Выражение - есть соль от дворца царского – осоляемся солью дворца - означает не просто жалование, но и верность, отношения завета, трудового договора. Библейские источники указывают на совместный прием пищи при заключении завета. Соль скрепляет дружеские узы, служит подтверждением соглашений. Заветом соли назван завет Яхве с Его народом.
Соль в античном мире – символ чистоты и постоянства, имеет медицинское значение и важна в приготовлении пищи. Соль имеет консервирующее действие, и завет заключают посредством того, что , являясь само здоровым, сохраняет здоровыми другие вещи.  Вечный завет соли подчеркивает непреходящую силу установлений. Соль – символ вечности и постоянства.
В отношении с мясом соль являлась необходимой для выведения крови, оставшейся после заклания.
Ближневосточные договоры предусматривали и наказание за несоблюдение – и здесь соль символ бедствия, земля будет засеяна солью и потеряет плодородность.
Необходимо обратить внимание на историю происхождения Соленого моря. Иорданская долина, уподобленная саду Господнему, вследствие наказания Содома и Гоморры, была превращена в бесплодную пустыню. Посреди нее образовалось соленое озеро, называемое Мертвым морем.
В ветхом завете встречается выражение соляной столп, в отношении к жене Лота, которая оглянулась позади его. В этом наказании усматривается идея о том, что человек не может быть сторонним наблюдателем там, где на землю сходит Бог, совершая суд. Человек имеет возможность укрыться от него или быть уничтоженным, посягая на запретное пространство, с которым было нельзя соприкасаться.
Соль входила в состав курения, полагавшегося перед ковчегом откровения на специальном жертвеннике, отражая особые сакральные достоинства курительной смеси. Дым курения символизировал молитвы , возносимые Богу, аналогично с теофанией на Синае, когда Моисей входил в облако курения для общения с Богом.
Соли приписывалась и некоторая магическая сила, способная обезопасить от духов убитых.
Елисей по просьбе жителей Иерихона освобождает воду от проклятия. Он просит принести новую чашу , которая не была в употреблении, что говорит о ритуальном характере происходящего, и положить туда соли, и бросил соль у истока воды, знаменуя прекращения болезни.
Соль использовалась в больших количествах в храмовом служении.
Соль упоминается в связи с ее обычной функцией в повседневной жизни, когда Иов задает ряд риторических вопросов – едят ли безвкусное без соли.
У палестинских арабов сохранился обычай –как только перерезана пуповина новорожденного, повивальная бабка натирает его солью, водой и маслом и заворачивает в пеленки на семь дней, пеленая так до сорокового дня. Соль делала кожу ребенка более прочной и благотворно сказывалась на его характере.
В видении Иезекииля нового Израиля показан поток, вытекающий из храма в направлении Мертвого моря  и делающий все вокруг себя здоровым и процветающим. Так, место , проклятое Богом посредством соли, оставлено для того, чтобы доставлять ее в храм, где присутствует Бог.
В книге Премудрости соляной столп назван памятником неверной души.
Книга Сирах называет соль в списке главных потребностей для жизни человека, соль имеет большую коммерческую ценность , ее добыча становится важной статьей дохода.
Человек, названный проклятым за то, что он надеется на другого человека, сравнивается с растением, посаженным в солончаковую землю, известную непригодностью для жизни.
В ветхом завете отношение к соли имело двойственный характер – это и символ проклятия и символ чистоты.  Рассматривая примеры других сакральных субстанций, можно увидеть , что кровь жертвы может и очищать , и осквернять.  А акт сожжения при жертвоприношениях мог иметь как положительный эффект, так и выступать в качестве проклятия.  Можно сопоставить фигуры Авимелеха, который засевает солью разрушения, налагая проклятие, и Елисея, исцеляющего источник и освобождающего от проклятия.
Никакие культовые предметы, в которых применялась соль, не нуждались в консервации. В отношении меда подчеркивается приношение   как приношение начатков, не допускалось приношения на жертвенник.
Подчеркивается важное значение соли в приношениях – не оставляй жертвы твоей без соли завета.
Завет слои знаменовал связь между  Богом и священниками , закрепляя эти отношения посредством передачи семье Аарона соответствующих даров. Это выражалось в том, что жертвы, употребляемые в пищу в пространстве святилища, солились солью, названной солью завета. Соль в жертвах  выражала идею посвящения Богу, а передача жертв свидетельствовала о сакральности отношений между Богом и священниками, соль была символом святости разделяемых даров.
О соли завета говорится в законе о хлебных приношениях. Давид, убегая от преследования Саула, воспользовался хлебами предложения, но поступок, совершенный в Номве,   не привел к Божественнму наказанию, не помешал впоследствии взойти на престол, что можно расценить как знак одобрения от Господа. А Авия, царь Иудеи, выходя на войну против израильтян, говорит им, что Бог Израилев дал царство Давиду над Израилем на век по завету соли.
Соль выражала в Ветхом Завете идею посвящения, воспринималась как символ сакральных гарантий, выражает концепцию священства, и эти традиции находят отражение в Новом Завете, в словах Христа, которые Он произносит в Нагорной проповеди.


Рецензии