Константин Денисов о Викторе Герасине

Пролетают новогодние каникулы... Наслаждаюсь бездельем - делаю только то, что мне нравится, встречаюсь только с теми, кто дорог, приятен, мил. Но жизнь и в это праздничное существование вносит свои печальные коррективы. 5 января сообщили, что умер Виктор Герасин. Рождественским утром 7 января с группой деятелей культуры из Тамбова направились в Котовск, где жил незабвенный человек. Пока ехали, вспоминал наш последние телефонные разговоры... 25 декабря Виктор Иванович дозвонился, поздравил с католическим Рождеством, а потом стал прощаться и просить прощения. Было странное чувство во время этого короткого разговора. Знающие его люди привыкли видеть в Викторе Ивановиче достаточно жесткого, сильного, бескомпромиссного человека, каким он представал перед нами, но мало кто видел и знал трогательного и нежного Герасина, как в стихотворении, прочитанном на гражданской панихиде руководителем местного отделения Союза писателей Татьяной Маликовой
"Люди Вы мои хорошие !
Я для вас родник заброшенный
В темень, свет – со мною были,
Берегли, держали в силе.
Люди ! Вам я благодарен,
Глубже становлюсь с годами,
Черпайте меня смелее,
Стану я еще светлее, Легче станет моя ноша.
Люди вы мои хорошие ! ".
Эти строки пробили слезы на глазах стоящих у гроба Виктора Ивановича. Так вот, возвращаясь к последнему разговору, я вдруг услышал не сипловатый, прокуренный голос мудрого старца, каким мне всегда виделся образ этого человека, но глас мальчика, каким он некогда предстал передо мною в одном из самых пронзительных своих рассказов "Газета". Меня много раз просили прочесть со сцены это пятиминутное повествование, но не мог... Даже у микрофона в студии у меня подкатывающейся ком из эмоций и слез к сердцу, а потом к горлу, заставлял на несколько минут смолкать. Чехов писал, что наша жизнь это всего лишь «сюжет для небольшого рассказа». В рассказе «Газета», как в искренней слезе от сердца весь Виктор Герасин – страдающий, нежный, мечтающий, благодарный.
А фабула ,казалось бы, незатейлива и проста. Мальчик без отца растет в деревне на руках у бабушки и учится по заголовкам газет читать и жить. А еще мечтает, когда вырастет, то будет долгими вечерами читать у камина подслеповатой бабушке газету. Только этой мечте не суждено сбыться, как многим нашим благим намерениям… Мы редко в своих надеждах отдать долги самым родным людям, не учитываем фактор времени, которое не безжалостно, как мы бываем порой сами к себе, но безапелляционно.
Много похожего в наших судьбах с Виктором Ивановичем. Его в деревне, а меня в городе на последние гроши воспитывала бабушка. Одна из первых профессий у него и у меня - киномеханик. Потом оба стали журналистами. И это далеко не все... Хотя при всех схожестях, мы антиподы. Я еще могу склонить голову и что-то у другого попросить, Для Виктора Герасина – это исключение. В одном из своих рассказов, кажется «Местное время», он описывает бурю, бушевавшую в его душе, когда пришлось просить у директора завода за свои же деньги кирпич для строительства в деревне дома... Для него это уникальный случай. Я же знал все «черные выходы» в магазинах и на базах Караганды, откуда обеспечивал дефицитом не только свое семейство, но и всю редакцию - женскими сапогами, лекарствами, оптикой для глаз, продуктами… Но так ли уж теперь это важно. Меня потряс по телефону 25 декабря голос человека, просящего у меня прощения. Юношеский тембр парня еще не пробовавшего первую сигарету, как острый скальпель хирурга, «чиркнул» по моему сознанию. Обычно Виктор Иванович звонил или по поводу календарного события, или «за медицинским советом» - нас с ним десять лет назад оперировали в онкологии с одинаковым диагнозом... А здесь он уже ни о чем не спрашивал, а только подводил итог. Говорил о супруге, как ей сейчас тяжело с ним… Он ведь уже не может встать с постели ...
А потом просил прощения.. За что ?! От Виктора Ивановича в мою сторону распространялось все эти годы только его душевное тепло. Он был благодарен за озвученные мною аудиокниги, которые уже на закате жизни сделали писателя действительно известным в мировой русско язычной среде. В Интернете не сложно отследить в какой стране кто скачал или прослушал твою аудио книгу. И мы видели, что Виктора Ивановича десятки тысяч людей слушают в Америке и Израиле, Европе и Австралии, откуда мы с ним получали восторженные отклики.
Ценность произведений В.Герасина в том, что автор умел передать боль и чаяния простых людей. Он не пытался добавить красок там, где что-то ему виделось серым или беспросветный. Мастер понимал, что мы сами творим свою жизнь. Мы сами - рабы и властелины своего бытия. Власть приходит и уходит, а мы остаемся наедине с Родиной. Вот и Виктор Герасин прожил свою жизнь наедине с Россией. Как мог он, еще депутатом областной Думы в 90-ые годы, боролся за социальную справедливость. Но безгранично любя свой народ и будучи его малой частичкой, он позволял в творчестве яркие масляные краски исключительно в отношении природы, предпочитая пастельно-акварельные тона в описании бытия народа и людских судеб.
Его главные героинями были Земля и Вода России. В рассказе "Свидание с Волгой" герой едет из Тамбова в Волгоград. И видит поля, которые, как человек, дышат. У Герасина это получалось – одухотворять природу и животный мир. А потом его герой приближается к великой реке Земли русской. Автор без излишней патетики излагает очень ясно и просто, но так, что сердце читателя от этого реализма начинает сильнее биться. Мои деревенские друзья, перебравшиеся в город, запоем читают его книги. Жаль только, как мне грешным делом кажется, не читают своего живого классика те, кто были и стоят у власти. Те, кто призван отделять зерна от плевел в нашем регионе, оценивали личность писателя не по его произведениям, а зачастую по эпатажности его поведения. За свое право говорить то, что думает, он дорого заплатил. А Виктор Иванович Герасин мог в глотку вцепиться своему коллеги – журналисту, писателю, - если вдруг чувствовал фальш или спекуляцию на высоких материях, будь то последняя мировая война, или судьба России. Здесь Герасин был лютым. Он имел на это право. Хотя я, как и большинство, промолчал бы в такой ситуации. Он не мог. А люди такое поведение не прощают. Потому не приходится удивляться, что за свою жизнь, как горько усмехался сам незабвенный писатель, выше награды, чем значок ГТО, он от власти не получал. Признание пришло из Львова, где в 2012 году Международный Союз российских соотечественников от имени Пушкинского общества наградил тамбовского писателя медалью. Этой награды удостаиваются ученые, государственные деятели, священнослужители из разных стран мира — Германии, Англии, Франции, США, Канады и др. На вручении награды в Тамбовской областной библиотеке им. А. С. Пушкина Виктор Иванович не без горечи говорил: «За 50 лет литературного труда я не имел никаких наград, премий. 50 лет назад меня наградили значком ГТО, вот с тех пор и по сей день только тем и занимаюсь, что тружусь и обороняюсь. И вот наконец-то Международный Совет Соотечественников нашел меня и удостоил награды»…
Виктор Иванович не смотря на страшные диагнозы в эпикризах продолжает активно трудиться до самой смерти. В последние годы писатель, который и при советской власти, и при нынешнем строе, исследовал морально-нравственные родники России, обращается к духовным корням. Из под его пера выходит книга «И стало быть…», где под одним названием объединены три повести - «Для всех быть всем», «Повесь о Сухотинском монастыре» и «Живоносный источник». Обратившись к историко-духовному краеведению, писатель начинает буквально совершать паломничества к местам, связанным с житием канонизированных православной церковью святых. Всякая поездка к этим местам для уже тяжело больного человека, перешагнувшего семидесятилетний рубеж, становится испытанием – приходится, каждый раз унижаясь, у кого-то просить транспорт или ехать к святым местам в одном автобусе с десятками других верующих. Но и это жизненное испытание Виктор Иванович мужественно выносит… В результате появляется потрясающий труд – новый взгляд на житие святых, так или иначе связанных с Тамбовщиной, и по сей день оказывающих свое влияние на формирование морально-нравственных ценностей народа.
«Если по Достоевскому, да, собственно, и по очевидному факту, видим, что религия невозможно без Бога, то она также немыслима и без человека, без его субъективного опыта, - писала в своей статье о книге В.Герасина «И стало быть…» украинский литературовед София Таращанская – Только он рано или поздно приводит к Богу. Иного пути просто нет».
Вырванный мною из контекста научной статьи С.Таращанской фрагмент посвящен жизненному опыту св. Амвросия Оптинского. Но оглядываясь сегодня на жизнь и творчество самого В.И.Герасина, мне в какой-то миг показалось, что эти размышления вполне укладываются в духовные поиски и терзания самого автора трилогии. Он сам, раскрывая читателю судьбы монастырей, их роль в истории Отечества, достойно послужил сбережению и приумножению святости в России.
Ну, вот и все… Завтра первый рабочий день нового года. Жизнь продолжается. Теперь уже без него. Но остались его книги. И стоит открыть любую, чтобы там найти живого Виктора Ивановича Герасина. Он и на том свете своим советом будет учить нас – чаще смотреть в небо, радоваться жизни, какой бы серой она сегодня не показалась, творить добро и любить людей, глядя им в глаза, а не на регалии, посты и звания.
Время пройдет, многое забудется, многие уйдут, но его книги останутся пока есть Россия. Ибо в них русский дух. Читайте Герасина ! Его рассказы и повести лечат души, помогают увереннее смотреть в будущее сквозь любые тучи на небе и в судьбе. Большей награды ему теперь уже не надо. Опекайте вдову и сына, которым сейчас особенно тяжело. И простите меня за то что в жизненной суете не так часто смотрел в сторону Котовска, где более полувека творил и сгорал такой талант. Но спасибо Господу за то, что Виктор Иванович Герасин был с нами !


Рецензии
Часто я слушала рассказы Виктора Ивановича по радио в Вашем прочтении, Константин Николаевич! Это были чудесные минуты погружения в мир героев этих рассказов. Соединение Вашего голоса с авторским текстом - замечательно. В то время был Виктор Иванович. Сейчас, когда его нет, это становится ещё более ценным и важным.
Прочитала Вашу статью с вниманием.
Спасибо Вам!

Спасибо Вам, Зинаида! Вы делаете очень важное дело, размещая такие статьи. Память. Важно. Нужно.

Светлая память Виктору Ивановичу.

Наталья Меркушова   17.01.2016 17:20     Заявить о нарушении
Спасибо, Наташа, за твою отзывчивость. А меня хватает только на размещение чужих
материалов. Я как бы воедино собираю всё.
Будем помнить Виктора Ивановича и учится по книгам.
Светлая память. Вот уже девять дней прошло.

Зинаида Королева   17.01.2016 17:56   Заявить о нарушении