Беспризорники

Маленькая пьеса в двух действиях

Действующие лица:

Н и к и т а, 16 лет
С а в к а, 13 лет
Л е в к а, 14 лет
М и т я, 11 лет

На сцене декорация в виде подвала: обшарпанные и местами исписанные кир-пичные стены, слева входная дверь. Старый столик, на полу тряпье, служащее спальным местом, табуреты, треснувшее зеркало на стене.

Действие первое
               
Картина первая

На сцене Никита. Он сидит на тряпье, играет на старой, плохо настроенной  гитаре вступление песни «Постой, паровоз!» и поет первый куплет:

              Постой, паровоз, не стучите колёса,
              Кондуктор, нажми на тормоза…
              Я к маменьке родной с последним приветом
              Спешу показаться на глаза (играет проигрыш, но, услышав шаги, резко останавливается).
Входит Савка.

Никита: Ну че, глухо, как в танке?
Савка: Да. Не везет. Ни копейки (садится на табурет). А у тебя?
Никита: Пусто. Еле-еле от легавого успел скрыться. Засек,  когда сумку у бабы порезал... Я – от него, он – за мной, как в «Ну, погоди!», смотрел? Быстро бегает, сволочь.
Савка: Хорошо, что не догнал, а то хана нам (достает начатую буханку хлеба, отламывает, садится на тряпье, ест), жрать почти нечего…
Никита: Начнешь ныть, пришью, понял?! Без тебя тошно!
Савка (испуганно): Да ты че, Ник, успокойся. Я же просто так сказал… Я же ничего…
Никита: Вот и молчи, уяснил? Я тебе не мамочка, чтобы слезки  вытирать…

Пауза.

Завтра с утра начнем, может, повезет…

Савка берет хлеб и собирается отломить еще кусок.

Никита: Куда?! (Вырывает и кладет обратно) Ты тут не один, так что пере-бьешься, другим оставь.
Савка (сквозь слезы): Я есть хочу. Я – голодный…
Никита: А мне плевать! Надо было вынюхивать лучше, глядишь, и попалась бы лохушка какая-нибудь с набитым кошельком.
Савка: Я смотрел.
Никита (перебивая): Плохо, значит, смотрел!

Слышны шаги. Мальчики насторожились. Входит Левка.

Левка: Что за шум, братва? Я тут, понимаешь, деньги у народа выколачиваю, а они отдыхают!.. (Савке, с усмешкой): А ты че такой зареванный, предков покойных что ли вспомнил?
Савка: Ничего… (Ложится, отворачивается к стенке).
Левка (подходит к столику и демонстративно кладет на него награбленные деньги): Повеселимся?
Никита: Не хило! Молодец! Побольше бы таких (брезгливо смотрит на лежащего у стены Савку).
Левка: Давай считать (пересчитывают), сегодня г-у-у-у-у-ля-я-я-е-е-е-ем!
Никита: За бухлом ты идешь, и закусь не забудь.
       
Левка  берет с пола рваную валявшуюся сумку и идет к двери.

Никита: Погоди! Много не трать, назавтра оставь.

Левка уходит.

Никита: (обращаясь к Савке): Слышь, Савок, ты на меня не обижайся, я не со зла… (Севка молчит). Я с тобой разговариваю…
Савка (тихо): Я не обижаюсь…
Никита: Ты, вот что, давай-ка поднимайся да пол подмети. А то после пред-стоящего «банкета» тут ваще свинарник будет…

Савка встает, берет метлу. Начинает мести.
               
Картина вторая

Те же и Левка. Сидят за столом, Никита – в центре, остальные – по сторо-нам. На столе – бутылка «паленой» водки, кое-какая закуска.

Никита (Левке): Че расселся, наливай!

Левка берет бутылку, наливает.

Никита: Тост! (Встает) Давайте выпьем за капитал, за то, чтобы бабло пере-вернуло всю нашу жизнь! (Довольно) Хорошо сказал! (Садится).

Чокаются, выпивают.

Когда я маленьким был,  мечтал о большом доме, о своей комнате, которой у меня никогда не было, о красивых игрушках, как у других детей… Но… Мы с сеструхой и родоками жили в коммуналке, вчетвером в одной комнате, вдвое меньше этой. Мать пила… Отец сначала  терпел… А потом взял и… повесился. Мы с сеструхой из школы приходим, а он  в и с и т… Сестру родственнички к себе забрали, а меня в детский дом определили, за ненадобностью (допивает водку)… Ну, давайте еще по одной.

Левка наливает еще, выпивают.

Савка: А мама как же?..
Никита: Мать, а что мать? Живет сейчас, наверно, с каким-нибудь уродом-собутыльником припеваючи. Родные от нее, когда еще отец был жив, отвернулись… Да и не нужно ей ничего, кроме стакана (смотрит на пустой стакан в руках). И никто (с силой ставит его на стол, будто подводя итог мыслям).
Левка: А у меня, вот, родоков никогда не было. Я в детском доме вырос. Помню, к нам часто взрослые приезжали, чтобы забрать кого-нибудь к себе жить. Я всегда прятался от них…
Никита: Зачем?
Левка: Не хотел «липовых» предков. Настоящих нет, но и это не родители…
Никита: Да, ладно, хорош мозги засорять. Каждый о семье мечтает (встает, подходит к зеркалу, смотрится)… Я тоже когда-то мечтал, а щас пофиг уже… 

Савка плачет.

Никита (подходит к Савке): Ты че, плакса, опять за свое, а ну, брось! (Дает ему подзатыльник). Надоело уже твое нытье слушать, тошно! (Громко, с надрывом) Всё тошно!
Левка: Оставь его, Ник. Зачем ты так.
Никита: Ему полезно, для профилактики. Наливай, водка стынет!

Левка наливает.

Савка: Я не буду пить…
Никита: Это почему же? Следующий тост за предков, кстати. Грех не выпить! На, держи (подает ему стакан).

Савка берет и залпом выпивает, поперхнувшись, начинает кашлять.

Никита (хлопая Савке по спине): Но-но-но. Будь мужчиной, размазня! Я вот что думаю: завтра пораньше задницы от тряпья оторвем – и за уловом, а-то скудновато стало, совсем расслабились…
Левка: Без меня – выспаться охота, я сегодня свой план перевыполнил…
Никита: Ладно, твоя взяла, валяй, пока я добрый.

Картина третья

На сцене, закутанный в тряпье, спит Левка. Но неожиданно просыпается от кошмара во сне. Соображает, что происходит, идёт к куртке, из кармана достаёт маленькую иконку  и крестится. Услышав шаги и шум – быстро прячет, садится. Входят Никита с мальчиком и Савка. Никита взбешен.

Никита (Левке): Ты прикинь, это чмо на нашей территории деньги хотел у бабы свистнуть! Ты кто, урод? Отвечай, а то без почек останешься!.. Выдра прошаренная!
Мальчик (испуганно): Не надо, пожалуйста… Митей меня звать. Только не бейте…
Никита: Ты, зачем, скотина, на наш котел позарился? Что, мест мало?! А?!
Митя: Я… я… Деньги мне нужны, мама больная, сердце у нее…
Никита: Слышь, ты нам зубы не заговаривай. Видали мы таких (подходит к Мите, хватает за воротник). А ну, колись!
Митя: Не знал я, не знал… Я правду сказал – сердце у матери больное, деньги на лечение нужны. А у нее нет… Вот  и убежал из дома, чтобы достать… Не знал я…
Левка: А батя как же, пьет, что ли?
Митя: Нет у меня его. Я с мамой живу…
Никита: Ладно, слушай мою команду – сидеть здесь, и не высовываться. Левке: Присмотри за ним. Некогда нам с тобой, придём, разберёмся…

Уходят. Митя сидит неподвижно, плачет.

Лёвка (протягивает ему кусок хлеба): На, поешь, а-то совсем отощаешь. Да ты не бойся, бери…

Митя берет и начинает быстро есть.

Левка: Давно сбежал из дома?
Митя: Два дня назад.
Левка: Ищут, наверно… Но ты не волнуйся, здесь не найдут – тут как в преисподней –  глубоко, темно и сыро. Так что расслабься.
Митя: Мне деньги нужны…
Левка: А по поводу «бумажек» у нас такой закон – украденное считаем и делим на всех. Пожрать, разумеется, покупаем, остальное – заботы каждого… Сам себе банкир: или откладывай на домик в деревне, или за час промотай…
Митя: А с вами можно?
Левка: Это уж как Ник решит, он у нас главный…

Действие второе

Картина четвертая

Та же декорация. На тряпье сидит Никита, играет на гитаре, напевает. Рядом с ним – Левка, Савка и Митя играют в карты.

Никита (напевает): Не жди, меня, мама, хорошего сына –
                Твой сын не такой как был вчера…
                Меня засосала опасная трясина,
                И жизнь моя вечная игра…
                (Резко останавливается, бьёт по струнам)

Ладно, хорош дурака валять! (Встает, подходит к Митьке, хлопает его по спине) Иди, погуляй, нам поговорить надо… (Садится рядом с Савкой, закуривает) Скажи мне, Савок, ты сколько «заработал» за последнюю неделю?

Молчание.

Че, язык проглотил?
Савка: Не проглотил… Ничего…
Левка: Ник, харэ прикалываться.
Никита: А ты молчи, когда не с тобой разговаривают! (Савке, нервно) Так что делать будем, а?
Савка: … Я отдам, верну… всё верну…
Никита: Когда можно поинтересоваться? Долг-то не маленький…
Левка: Ник, хватит уже.
Никита (не обращая внимания на Левку): Или ты думаешь, что тебе с рук все сойдет, плакса? А? Я ведь не шучу, могу и по-другому поговорить.
Савка: Я обещаю, до последней копейки…
Никита: То-то, смотри мне. Недоносок. (Подходит к зеркалу, смотрится) Я вчера с такими телками познакомился, пойду на свиданку сгоняю… (Плюет на руки, приглаживает волосы, Левке): Айда со мной! Не скучай, утеночек! Так, кажется, ты говорил, тебя мамочка называла… (Уходят).

Савка всхлипывает, достает из кармана всю мелочь, кладет на стол. Резко встает, подходит к висящему на стене зеркалу, всматривается в свое отра-жение, срывает зеркало и бросает его на пол. Зеркало разбивается.  Секунду колеблясь, Савка хватает осколок и с его помощью пытается порезать себе вены… (слышится всхлип, стон). Затемнение.

Картина пятая

Та же декорация. На тряпье с окровавленными руками  неподвижно лежит Савка. За дверью слышатся шаги, смех, пение. С шумом входит Никита, за ним – Левка. Все веселые, довольные. Замечая Савку, замолкают. Несколько секунд стоят не двигаясь.

Никита (подходит к лежащему Савке): Э-э-э! Ты че, Савок, а ну брось! Ты че, притворяешься, что ли?.. (Левке) Че он, а? Э-э-э-э-э…
Левка (подходит, прислушивается): Не дышит… (Щупает пульс) Меня в дет-доме учили… Мертвый… кажется…
Никита (нервно, в состоянии аффекта ): Че ты мелишь, урод! (Бьет Савку по щекам) Эй, хорош мозги засорять, вставай, слышь, вставай я сказал… (Начинает его трепать за воротник, трясет).

Левка  пытается оттащить Никиту от Савки. Начинается переполох. Он прерывается приближающимися шагами. Все прислушиваются. Никита вне-запно достает из кармана джинсов нож и подходит к двери. Левка пытается его остановить, но не успевает – входит Митя. Никита, не осознавая своих поступков, резко из-за двери вонзает нож в Митю… Тишина. Затемнение.

Картина шестая

Декорация в виде пустыря. Вдалеке видны городские новостройки. Сумерки. Место похожее на помойку. На земле сидят Никита и Левка. Рядом – два свежих холмика с крестами из палок… Никита курит.

Левка: Ник, а как ты думаешь, что такое жизнь?..
Никита: …Жизнь… Это… это… как вот эта помойка (показывает вокруг). Выброшенные вещи – люди, которых однажды выкинули и забыли… Они лежат, гниют, преют, и до них никому нет дела… Вс-е-е-е-е-ем п-о-о-офиг (голос повторяет эхо). И в один прекрасный момент – понимают, что никому не нужны… Не нужны никому, понимаешь? (Зло пинает ногой лежащий рядом пластмассовый стаканчик)… Пауза. Конечно,  некоторым везет, их подбирают, приносят в дом, не обижают, берегут, они становятся кому-то НУЖНЫМИ (выделяет слово)… А другие – до последнего вздоха чувствуют себя одинокими и ничтожными… Как я сейчас…

Пауза.

(Вдруг резко встает, кричит) Ма-ма, ма-ма! Отзовись, где ты?!.
Левка (пытается его успокоить): Ник, успокойся, слышь… слышишь… Что ж теперь будет-то…
Никита: К ментам пойду, все скажу… все… (Смотрит на Левку) Да ты не бойся – тебя не выдам… Не могу я больше так…
Левка (копается в кармане куртки, достает иконку, отдает Никите): На, возьми, воспитатели говорили, мамка отдала, когда в детдоме меня оставляла… Там молитва написана, ты ее на ночь читай, чтоб кошмары не мучили…
Никита: Спасибо тебе, Левка… Ты прости, если что не так… Прощай… (Уходит, не обнявшись).

Левка остается сидеть на месте. Фоном играет последний куплет песни «Постой, паровоз!» в исполнении Никиты…
               
                Постой, паровоз, не стучите колеса,
                Есть время взглянуть судьбе в глаза…
                Пока еще не поздно нам сделать остановку,
                Кондуктор, нажми на тормоза…

Занавес   


Рецензии