Анюйская история
Наша цель долина небольшой речки Дымни,левого притока Анюя.От сюда мы должны начать свою походную жизнь с нами резиновая лодка грузоподъемностью до 750 кг веса ,снаряжение, продукты и конечно оружие и рыболовные снасти. План работы такой отработав в верховьях Дымней ,спуск по Анюю до долины реки Гобилли и так весь сезон. Работа в верховьях рек, ключей. Отработав Анюй спуск на лодке до Амура ,там в октябре и закончится наш сезон. Через полторы недели отработав низовья и среднюю часть Дымней мы разбили табор в ее верховьях .Как всегда место выбрали у воды на небольшой прогалине . В близи были и сухостойные деревья на дрова для костра. Палатку поставили быстро ,в два топора нарубили дров на несколько дней, сварили ужин на костре ,поужинали и легли спать. Я долго не мог уснуть ,какая-то гнетущая тяжесть сковала все тело ,казалось ,что что-то должно с нами случится. И тут со стороны черных скал раздался воль ужаса ,глухой и утробный ,будто бы человеку зажимали рукой рот, затем он перешел в стон ,минут через пять все повторилось. Я разбудил Семена. Спросонья он соображал туго и вес не мог понять зачем это я прервал его сон. И тут опять вопль ,стон ,кажется уже в другом месте ,совсем близко с палаткой. Я смотрю на Семена его будто бы кто-то вырвал из спальника. Он уставился на меня и в свете фонаря я впервые увидел что он растерян и сбит с толку. Посовещавшись мы решили разжечь перед палаткой костер ,только вылезли из палатки ,раздался громкий хохот и треск ,так стреляют залпом и кажется ,что это рвется плотный брезент .Костер разожгли быстро, растопка у нас была готова с вечера. Огонь отбрасывал багровые блики на воду не широкого ключа, от тепла колыхались лапы пихтушки . Костер потрескивал искрами и все в природе вокруг нас было покойно и тихо. Попив горячего чая ,мы стали гадать ,что это было ,перебрали всех животных и птиц ,особенно тех кто выходит на охоту ночью, сколько не думали придумать объяснение произошедшему не могли. Наконец Семен подумав сказал :
-Маршрут завтрашний накрылся медным тазом ,сбегаем до Черных скал и попробуем разобраться с этим явлением, вообще-то так кричать могут шакалы"-добавил он.
-Да взяться им тут не откуда.
На том мы и порешили и полезли в палатку спать .Не знаю как Семен спал ,а я глаз до серенького рассвета сомкнуть не мог. Только засерело ,я вылез из палатки ,разжег костерок ,набрал к в ключе воды и повесил наш закопченный чайник над огнем. Сам пошел на ключ умываться .На востоке на восходе солнца вдруг стал вертикально к небу мощный прожекторный луч .Через какое-то время луч упал прямо на меня и тайгу он был теплым и ярким ,я зажмурился отвернулся от него .Солнечный луч ,а это был он, а не прожектор уперся в Черные скалы и там вспыхнул и засеял православный крест ,багрово вспыхивая по скале. Я впал в ступор ,этого не может быть, что это глюки ,после бессонной ночи . Не знаю каким голосом я заорал : "Семен сюда! ".Из палатки его будто кто-то выкинул .В теплых носках и с пистолетом в руке, с открытым ртом он уставился на меня, перехватил мой взгляд и молча повернулся и тоже увидел православный крест. Так мы молча стояли и смотрели на это чудо . Затем Семен тряханул своей умной еврейской головой и присел на валежену ,вперив взгляд в землю перед собой. Он думал, он не верил в чудеса ,он был коммунистом и материалистом и искал сейчас объяснение этому явлению. Завтракали мы молча ,чай пили молча. Вдруг Семен полез в палатку и вылез с биноклем и планшеткой .Бинокль у него был хороший с сеткой по которой легко определять расстояния до рассматриваемого объекта ,если конечно знаешь как это считывать. Он вперился через бинокль строго на восход солнца и заулыбался ,потом протянул его мне . Я взял посмотрел и понял ,что Семен нашел объяснение явлению светового столба .На идеально полукруглой вершине горы была в падина ,узкая и глубокая. Восходящие солнце через эту впадину и посылало вверх свой луч, подобно столбу ,а поднимаясь выше ,опрокидывало его на тайгу. Семен повеселел ,даже что-то стал напевать себе под нос: "Давай собирайся ,пойдем на крест глянем" и мы пошли разгадывать еще одну загадку. Не доходя до скал примерно километра ,услышали шум падающей воды. Пройдя еще минут десять вышли к обнажению .С террасы ,с высоты примерно метров восемьдесят отвесно вниз падал водопад ,шириной метров восемь, а на высоте от уровня земли метров пятьдесят проходила поперек обнажения белая полоса меловой осадочной породы ,шириной метров десять. Семен попытался было мне объяснить разгадку и этого явления ,но я уже и сам все понял .Луч падает на тайгу и упирается на скалу ,под лучом солнца вспыхивает крест ,состоящий из водопада –вертикаль и меловой породы горизонталь . "Материалист четов !Такую таинственную историю испохабил ".И все равно было что-то здесь не так и меня вдруг осенило .Ночью мы слышали вопли ,а эхо не было ,а долина узкая и эхо здесь должно быть ,да не один раз ,звуковая волна должна оттолкнуться от скал несколько .Чтобы проверить свою догадку я заорал во все горло. Семен шел впереди и даже присел от неожиданности: "Ты чего? ",а эхо металось и металось по долине туда-сюда раз пять. Я стал объяснять чего:" Стоны ,вопли мы слышали? Слышали, а эхо не было .Почему? Да потому что не живые эти звуки". Я сбился, запутался ,пытаясь объяснить Семену ситуацию, но он умная голова и сам все понял. Не было живого звука и все тут. Работа есть и мы отработали в верховья Дымней на совесть ,но присутствие загадочного ,даже не реально преследовало все эти дни. Последний день ,даже наверное вечер ,когда мы собрали рюкзаки и утром сняв палатку должны были покинуть Дымни ,я решил пробежать до Черных скал .Семен меня отговаривать не стал ,со мной не пошел ,он сортировал образцы и что-то записывал в блокнот пристроив его на коленях .Солнце уже стало садится ,когда я от Черных скал пошел обратно на табор. Все было тихо и покойно .Тайга готовилась на себя принять покров ночи .В ветках деревьев и в траве что-то шуршало запели ночные птички .Темнота накатила быстро, даже неожиданно ,как это бывает в таежных распадках .Село солнце и сразу наступила ночь, меня это не сколько не беспокоила, у меня был круглый трех батарейный фонарик. Да и до табора было с километр м пути. Шел я себе по тропе , подсвечивая под ноги фонариком и впереди должна была быть длинная прогалина. По охотничьей привычке фонарик я выключил ,подождал пока глаза привыкнут к полной темноте и осторожно от дерева к дереву ,ружьецо наготове в руке ,кто знает может зверь на прогал вышел какой .Подошел ,глянул и остолбенел .Боком ко мне один за другим шли фигуры облаченные во все белое .Расстояние было не более десяти метров и я разглядел ,что облачены старцы были в белые рубахи до колен и широкие порты .У них были белые длинные бороды ,но не было лица. Одежда их была одета на бестелесные тела. Походка была не живая ,они колыхаясь проплывали мимо меня. Сейчас все говорят "Я В ШОКЕ" ,я был в шоке .Не знаю ,что такое шок ,но свое состояние я запомню навсегда. Ладони на ружье вспотели ,в груди стало жарко ,сердце билось где-то у горла ,а по спине потекла струйка холодного пота ,а я стоял и смотрел запоминая на всю жизнь эту молчаливую ,колыхающуюся процессию. Затем они исчезли ,вот были и вот их нет. В природе ничего не изменилось, светились первые на небе звезды ,шевелились от ночного ветерка ветви деревьев ,где-то квакали лягухи ,пели ночные птицы .Без сил я опустился на корточки и прислонился спиной к дереву. Дерево было теплым и живым .Я стал приходить в себя, достал сигареты "Шипка".Закурил .Сигарета привела меня в чувство. Я встал ,включил фонарик и стал искать следы этой странной процессии .Не одного следа не было ,не одна травинка не была потревожена и растоптана. Это были призраки одетые в человеческую одежду ,рубахи и порты на бестелесное тело . Придя на табор ,я рассказал Семену о своем приключение и мне показалось ,что коммунист и материалист Семен поверил мне на все сто. Через трое суток мы уже сплавлялись по Анюю на нашей "барже "-так мы между собой называли нашу резиновую вместительную лодку .У меня на душе было какое-то сожаление о том ,что мы покинув Дымни ничего не узнали и не разгадали тайны этого таежного места. Вечерело и надо было искать пристанище на ночь. За очередным речным кривуном была узкая полоска галечной косы, а на высоком берегу вплотную к реке подступал густой пихтач, но не это привлекло наше внимание. На косе наполовину вытащенной из воды как снулая рыбина лежала оморочка .А на берегу в пихточе горел экономный костерок и к небе шевелимый ветерком поднимался голубоватый дымок .Пока мы вытаскивали на косу лодку ,на берегу появилась большая серая собака. Широкогрудая на мощных лапах с треугольными чуткими ушами и умными глазами(настоящий волк).Она следила за нами ,настороженно-равнодушно ,как будто сознавая перед нами свою силу. Кто- то окрикнул пса с берега и он нехотя отвернул морду от нас и помахивая пышным хвостом повернулся к подходившему к нам человеку. Если бы я не знал ,что Дерсу Узала давно уже умер ,то я бы принял этого таежного человека за проводника Арсеньева ,так они были похожи. Дерсу со старой фотографии и случайно нами встреченный в тайге человек. В пихточе стоял балаган из корья ,а над огнем костра на тагоне висел вместительный медный чайник. Олонко -так звали нашего нового знакомого ,сказал ,что он на омороче, на шестах поднялся по Анюю от поселка Даби ,а поселок Даби –это устье Амура. Да !Далеко забрался наш новый знакомый да еще и на шестах .Все это вызвало у меня невольное уважение. Да и вообще любая встреча в тайге с людьми –это радость, хоть ее никто бурно и не выказывает . Каждая такая встреча –это еще и получение необходимой информации о реке, тайге ,охоте в тех местах ,в который был встреченный случайно человек. Каждый таежный человек –это носитель очень полезной информации .У нашего нового знакомого оказалась подкопченная лопатка изюбра ,а у нас фляжка со спиртом и сухари, поэтому ужин удался на славу, ну а дальше под спиртик у костра уже поздним вечером состоялась беседа ,которая немного прояснила ,а с другой стороны внесла еще больше путаницы в наше приключение на Дымнях. Я хочу напомнить ,что учился я в советской школе и нам вдалбливали в голову с детского сада ,что красные ,чтобы они не делали, делали все для счастья простого народа и лучшего будущего .А белые офицеры, кулаки ,а особенно монахи –они вообще враги всего прогрессивного человечества. Но а Семен сами знаете был коммунистом, а еще он был умным евреем и воспринимали мы рассказ Олонко –так звали гольда ,думаю не совсем однозначно. Он явно сочувствовал убиенным монахом ,а я не знал верить в это или нет ,так как его рассказ все ставил чему меня учили с ног на голову.
После третей рюмки бадяженного водой спирта ,Олонко спросил откуда мы спускаемся, то что мы геологи он определил по нашему снаряжению еще раньше. Беседу с ним вел Семен ,как старший со старшим ,а я налегал на закуску. Когда Семен сказал, что мы были на Дымнях ,старик долгое время молчал ,а потом сказал ,что гольды считают Дымни не хорошим ,злым местом ,не охотятся там и не рыбачат и спросил Семена ,не видели мы там на Черных скалах святого креста и покойников. Он так и сказал "святого креста" .Я чуть не подавился куском вяленого мяса ,который в это время старательно разжевывал .Семен с удивлением уставился на Олонко и спросил ,откуда гольду известно про крест и старик рассказал следующий .Я пишу его рассказ ,как я запомнил его сам.
"В начале 20 –х годов на Анюе появились беглые от большевиков монахи ,с чудодейственными иконами старого письма и с драгоценным церковным имуществом. Зимой в верховьях Дымней они основали скит и построили часовню ,там в тайге и жили в молитвах и заботах о пропитание насушном , а года через два в стойбище гольдов нагрянуло ЧК. Мужчины почти все были на охоте .Дело было зимой .Чекисты искали проводников в монаший скит и говорили ,что монахи враги народа и украли у народа его достояния и что их надо за это жестоко наказать, гольды говорили ,что монахи у них ,у народа ничего не крали ,а наоборот они лечат ихних детей и дорогу в скит показывать на отрез отказались. Тогда ихний главный комиссар велел расстрелять десять человек и жителей стойбища ,а когда тех расстреляли ,сказал ,что он перестреляет их всех вместе с женами и детьми, а стойбище созжгет . И тогда гольды испугались ,показали дорогу в скит. Монахов в том скиту было семеро ,один монах чудом спасся ,лечил больного в другом стойбище. Каратели чекисты приехали на собаках по Анюю ,окружили их скит и всех монахов взяли в плен .Спрашивали про иконы и церковные ценности у монахов ,те молчали и только читали про себя молитву ,их пытали ,рубили пальцы ,чтоб не могли осенять себя крестным знамением, а те молчали .Им выкололи глаза ,а они молчали ,тогда их расстреляли а тела раскидали по тайге на съедение зверью .Скит сожгли и часовню тоже .Ничего чекисты у монахов не нашли ,не икон старого письма ,не драгоценностей церковных ,а тот монах который спасся ,умер в начале сороковых годов и все это время прожив месте с гольдами, детей учил грамоте ,людей лечил и не кто его советской власти не выдал. Все это время он молил своего Бога о невинно убиенных братьях своих и Бог услышал его и на месте страшной гибели слуг своих воздвиг крест нерукотворный .На утро мы распрощались с гостеприимным гольдом.Тайна Дымней была почти разгадана а соприкосновение с ней оставила на душе какой-то отпечаток ,мной еще не понятый тогда .Через много лет я вновь случайно соприкоснулся с этой историей уже в другом месте,в Хабаровске и теперь знаю как звали тех монахов и имя их убийцы комиссара ,но это уже другая история.
Свидетельство о публикации №216011600424
Пожалуйста, разбейте текст на абзацы и отделите.
Так текст будет легче восприниматься глазом для прочтения.
Успехов Вам!
С наилучшими пожеланиями,
Вера Редькина 22.01.2016 09:04 Заявить о нарушении