Дядя стёпа

                ДЯДЯ СТЕПА


      Август месяц. Утро. Начинается знойный летний день. Окна в доме раскрыты настежь, легкий ветерок чуть колышет занавески. В комнату залетает большая муха, ее частенько называют «навозной », летая по комнате она с шумом натыкается на стены, на предметы, которые стоят в комнате, словно ища выход на свободу, не находит его и снова продолжает свой рискованный полет. Создается впечатление, что летает маленький самолет, у которого испортилась система навигации, и он вот-вот рухнет на пол. Ну   конечно нет, все работает исправно, ее смущает замкнутое пространство. А может быть это западня?  И вот, наконец, свобода! Она с таким же шумом, как появилась, покидает не гостеприимное пространство.

      Сегодня у маленького человека волнующий день первое августа 1949 года. Меня ведут записывать в школу в первый класс. Для юного несмышленого мальчишки – событие. Праздник!  Беспокойство во мне сидит глубоко.  Никто не может сказать мне, как все это событие будет происходить? Что меня ждет? Какие вопросы могут мне задать? А что будет после того, когда я закончу школу? И что меня ждет в будущем?  Смогу ли я получить в школе ответы на многие вопросы?
      Сверх всех ожиданий процедура записи в школу прошла быстро буднично, не оставив у меня ни какого следа и воспоминаний о праздничном
дне. Выйдя из здания школы, я сразу же забыл, что я теперь ученик. След сомнений, страха и любопытства мгновенно исчез.
      На улице меня ждали мои друзья-сверстники. Ну, а так как особых впечатлений не было ни у кого, то и делиться было нечем.

      Лето было в разгаре и нам казалось, что у нас все впереди и эта темно зеленая вода в пруду, покрытая ряской и начинающая цвести, и голубое небо с проносящимися над головами облаками, и пылящейся дорогой,  все это будет еще очень долго сопровождаться манящей теплой уходящего лета. Пора летних каникул и купаний завершалась, и наши интересы перемещались поближе к дому, где мы находили для себя другие забавы.

      Не за долго до начала учебы мать купила все необходимые школьные принадлежности перьевая ручка – это ручка с пером № 86, которая позволяла калеграфически выводить буквы и цифры, пенал – для хранения и переноски
в портфеле перьевой ручки нескольких карандашей, ластик, чернильница «не проливашка» да пожалуй, и все, может быть несколько запасных перьев и конечно учебники. Портфель был нарядным, большим, черного цвета. Его вид сразу делал ученика в глазах прохожих, значимым и придавал какую-то



важность маленькому человеку, в руках которого находилась эта, простая на первый взгляд, вещь. Я чуть не упустил важную деталь – белый воротничок это обязательный предмет, по крайней  мере, для школьников начальных классов.

      Сегодня 1 сентября, Родители повели нас в школу. В нашем поселке было всего две школы и обе достаточно далеко от дома. И учитывая, что дети должны пешком добираться до школы, проделывая не малый путь, а в зимние морозные дни становилось просто опасным преодолевать такие расстояния, в таких случаях занятия в школе отменялись. И вот, наконец,
первый день учебы, который в последствии окажется длинным и в конце пути  обучения будет столь интересным и увлекательным, что сердце будет ныть, почему же так быстро все это заканчивается, но это будет гораздо позднее.
      В то далекое время обучение проистекало раздельно мальчиков от девочек. Чем руководствовались жрецы народного образования сказать трудно. Думаю очередная глупость руководителей образовательной системы. В нашей стране в то время частенько пользовались такой возможностью использовать нравственную и моральную платформу воспитания молодежи в коммунистическом обществе, и под такую подачу можно любую глупость внедрить ну, а если не срабатывает, то можно всегда найти оправдание, да и вряд ли у кого поднимется рука на применение к инициаторам какой либо меры наказания.  В 1954 году эта архаичная система была разрушена, и обучение стало смешанным, так как и должно было быть в нормальном обществе. 
      Заканчивался первый год испытаний. Не могу сказать, что учителям удалось привить во мне любовь к знаниям, возможно, это скажется позднее.
       Незадолго до окончания учебного года мать подарила мне, как мне тогда казалось, огромного формата книгу Михалкова «Дядя Степа». К тому времени я научился сносно читать и буквально «проглотил» во многом поучительную книгу. Новое издание было насыщено прекрасными репродукциями, которые потом надолго остались в памяти. На обложке книги в полный рост и во всей красе, широко шагая, красовался Дядя Степа.
Его внешний вид – морская форма, мужественное и внушающее доверие лицо, стремительная походка и конечно гигантские размеры внушали уважение и зависть. В то время многие мои сверстники хотели быть похожими на Дядю Степу. Читая и по детски любя подаренную книгу, я не мог представить себе, что смогу когда-нибудь в жизни увидеть и познакомиться с автором этой книги. В то время меня, почему-то не покидала мысль, что автор, написавший эту книгу, не мог всего этого выдумать и что герой Дядя Степа это и есть сам Сергей Михалков такой же   





высокий, красивый моряк в широких черных штанах «клеш». К великому моему стыду я и не подозревал, что автор, написавший Дядю Степу, он же является и автором Гимна Советского Союза! Хотя с первого класса мы учили наизусть гимн СССР.
      Некоторое время эта книга была «настольной книгой» неким образцом для подражания. Не поделиться со своими школьными друзьями я не мог. Формат книги был настолько велик, что в мой портфель она не входила, и
мне пришлось с большими неудобствами отправиться в длинный школьный путь, аккуратно прижав ее к себе. И надо же такому случиться по дороге в школу пришлось поторопиться, что бы не опоздать на занятия, и в спешке зацепившись ногой за торчащую проволоку, я падаю на землю, при этом, скольжу на животе несколько метров. Когда я встал с земли, я заревел не от
боли, а от обиды,  к моему ужасу, я увидел напрочь исцарапанную лицевую обложку книги. Крупного и красивого Дядю Степу было не узнать.
      Несколько дней трудно было найти себе место, я не мог пережить, что самая любимая вещь, как в то время мне казалось, пришла в полную негодность.  Мною было предпринято много попыток,  восстановить обложку книги, при этом,  я извел кучу красок,  подгоняя, и восстанавливая, пришедшие в негодность брюки, ботинки, гимнастерку и красочные цвета титульной картинки.
       Детское непонимание, а также горечь и обида заслонила главное, что находилось в книгах – это мысль и изложенная суть, заставляющая людей верить, любить, ненавидеть, страдать, разочаровываться  и смеяться вместе с их героями, но это придет ко мне в более зрелые годы.

       Прошло более двадцати лет. Теплый ласковый южный сентябрьский день 1971 год город Сочи. Пляж закрытого типа гостиницы «Интурист-Камелия». Мой друг Валера, имеющий какое-то отношение к этому пляжу, ранним утром вышел в море на отлов «барабульки». Улов был хорошим и он, заранее известив меня, что им будет приготовлено рыбное блюдо на открытом огне неповторимой вкусноты. При этом он как-то вскользь упомянул, что среди приглашенных будет присутствовать еще один человек из Москвы.
      Каким же было мое удивление, когда среди сидящих за простым ветхим столом спасательной станции пляжа сидел сам Сергей Михалков. Рыбное блюдо, конечно, было превосходным, тем более сдобренной рюмкой ледяной водки, но событие превосходной трапезы ушло как-то на второй план и с нежной тревогой и грустью всколыхнуло в памяти мое глубокое детство.   


Рецензии