Кацапка

 Кацапка
 
Солнце над Украиной особенное. Мягкое, обволакивающее. Птицы нежнейше поют. Земля райская, особенно на Буге, здесь живёт любовь, и смерть, и разлука.
Мы в количестве детей, ровно пять, с тётей и дядей ехали к родне в станицу Терноватое, Николаевской области, из Уральской области, совхоза Пермский. Из Казахстана,на Украину. 1974 год шел себе и шел, Советский союз цвел, и радужные надежды на будущее были непоколебимы.

Тетин второй брак с Пянкевичем  Борисом, породил семью с двумя совместными детьми и побочными у каждого от первого брака по ребенку. А еще они и нас, двух племянников, взяли. В поезде все были в шоке, Татьяна от первого брака тети Нади, называла дядю Борю,дядей Борей, а маму мамой, а зато наоборот Коля старший брат,называл папу папой, а тётю Надю тетей Надей, и эта путаница вносила  разнообразие мнений в поезде,  никто не мог угадать,  кто есть кто.

 Украинец,  дядя Боря попал на наши земли вместе с целинниками и осел, тогда мы были единой страной. Вот ехал показывать родным вторую жену. Русскую. Уральскую казачку. Тогда мы это не афишировали.  Русские и русские. Тоже не делились.

 В Харькове мы пробыли целый день.
Купола церквей, монастырь в центре. Помню,сказали мне,есть там захоронения внизу, в нишах, монахов, и это меня 14- летнюю поразило. Высотки, как высотки, в центре, постройки хрущевского периода, наверное. В общем, более ничего не запомнилось.

Приехали после долгого пути в город Первомайск. Почти такой же, как наш Уральск. Всегда думаю, наши города настолько однотипны, что различить их очень трудно, будь я, например,  с другой планеты. Люди тоже, как люди. Бегут, суетятся.

В Терноватое ехали, на чем же мы ехали? Не помню, но поля в маках, и зеленый простор поразил сразу. Наши степи они скромнее. А главное нескончаемость поселений. Мне по дороге только успевали названия произносить, а уже следующее, у нас надо часа два три до следующего совхоза ехать.

Встречали нас душистым хлебом круглым,только из печки из летней кухни, и борщом в кастрюле литров на десять. Встречали горилкой и обязательно детям вина домашнего,для здоровья. Тетя Надя ахала! Только успевала следить,чтоб не давали. А те, только смеялись. Встречали шумно, весело. У дядьки полный чемодан платков и маленьких подарочков для всех. Родни много. Девчонки полные, невысокие племянницы моего возраста, но и я не худенькая. Больше всего поразил пол в одной из комнат, без досок. Чистый земляной, утоптанный пол,покрытый полынью и другой пахучей травой. Бабушка, которая там спала,не разрешала делать полы там. Воздух лучше и полезнее для здоровья. Перед домом очень большое поле. Все засаженное. Я все думала, как они поливают? Для нас полив в Казахстане, это мука. Оказывается, поливают  просто дожди. Некоторые культуры сажают два раза. Два урожая снимают. Вокруг дома вишни и черешня. У нас этого в поселке не было. Нам разрешили съесть дерево. Мы облепили и съели за час.

 Каждый день мы ходили, то на Буг купаться. Там чуть не утонул наш братишка Пашка.  Ходили в шелковичную рощу ,есть шелковицу, которую ни разу не видели. Сладкую и сочную. Недалеко был сарай для выращивания шелковичных червей, которые «плетут» шёлк. Катались на лодках и местные пацаны рвали кувшинки для нас. А еще катали на мотоциклах. Ночью ходили воровать розы, в школьный полисадник. И еще ходили ночью на кладбище, чтоб посмотреть как горят косточки фосфорическим светом, но не дошли испугались. Но рассказов мальчишки много рассказывали,пугали нас.

Утром мы выбегали в кухню и завтракали. Никого не было, все на работе. Женщины в коровнике колхозном, мужчины тоже на работе. На полу стоял борщ. Покрытый  рушником хлеб на хмелю, жирное вкусное молоко, горилка. Её не прятали, наверное, для нас  гостей. На пути к Бугу, а буквально в ста метрах, стоял колодец. Круглое отверстие, окантованное цементом и деревом. Веревку с ведром приносили, вниз шла шахта. Никаких приспособлений более. Меня послали за водой, я долго стояла и смотрела, как бы достать эту воду. Ушла за веревкой. Пришла, ведро полное. Соседский парень Витя налил и ушел.Так,я познакомилась с Витей. Витя с гитарой,и мы собирались по вечерам, и мальчики пели, сидя на дровах. Потом мы гуляли. Я первый раз поцеловалась.  Сидя вечером на Буге и глядя утром на яркую звезду на небе,я говорила Вите:
– Вот посмотришь на неё  и будешь меня вспоминать и я посмотрю на звезду, и буду тебя вспоминать.
Так и было с той поры. Я вспоминала, о нём, как только появлялась первая яркая звезда на небе.

 В станице готовилась свадьба. К свадьбе готовятся заранее, как и везде. У моих родных тетки Любы, под кроватью стояли коробки с посудой. Я тогда, очень удивилась. Тарелок было штук сто. Рюмок тоже.
Оказывается, на свадьбу зовут всех. Нас незнакомых позвали тоже. Свадьба была в брезентовой палатке.
Я была с Витей. Мы танцевали. Мне было всего 14 лет, дома я была еще маленькой. А на Украине уже потенциальной невестой. За столом кто-то пошутил:
– Вот невеста вашему сынку.
– Еще не хватало «кацапку»в жены!
Все затихли на минуту, никто не произнес ни слова.
И сказка по имени «Украина» кончилась.

Воспитанная в Советском союзе, я впервые узнала, что нас русских не любят. Всю свою жизнь я не могла угадать, за что? А тогда вспыхнувшая гордость, заставила меня поднять голову. Вот оно как. Я и не собиралась в невесты. Мне надо было учиться. Нас так воспитывали.
Сейчас я снова вспомнила эти слова.
Сейчас, когда Украина вдруг нашла своего главного врага Россию. Сейчас, когда заполыхали знамена революции. Мы пишем « Украина держитесь, мы с вами». А они пишут:
 «Не лезьте к нам,мы сами разберемся». Сейчас, когда нас опять разделили вражда и зависть. Сейчас, в общем, патриархальная Украина идет на поводу Европы, мы им кричим и машем, а они уплывают.
«Все будет хорошо», – крепятся они!».
«Возвращайтесь, родные!» – кричим


Рецензии
Здравсивуйте,Ирина!
Начну с Вашей цитаты:
" Из Казахстана,в Украину.1974 год шел себе и шел, Советский союз цвел, и радужные надежды на будущее были непоколебимы."

Вы русская писательница. Правильно будет по-русски " на Украину", на Кубань, на Доннбас, на Полтавщину,
а не в Украину....
По украински может быть по другому.
Хотя это тоже "зрада" или
"перемога".
Рассказ хороший , мне понравился. Может быть выделить абзацами разные темы.
Дерзайте, Вы хороший писатель, удачи Вам...
С увжением, Григорий Ерохин.

Григорий Ерохин   05.01.2021 17:34     Заявить о нарушении
Григорий,спасибо вам за замечание.Тогда ,когда писался этот рассказ,таких вот расхождений в языковой среде не было.Сейчас это стало чуть ли не флагом революции.Везде об этом говорят уже десять лет почти.Я исправлю.Труда нет никакого.Просто в чём эта фишка украинских филологов и чёрт не поймет.С детства говорили так,а не эдак.Так вот же вцепились теперь.

Ирина Уральская   17.01.2021 18:49   Заявить о нарушении
Все исправила,дополнила,и разбила немного ,чтоб не сливался текст.Спасибо ,еще раз!

Ирина Уральская   17.01.2021 19:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.