9ч. Торгованцы, или жизнь в кривом зеркале событий

 

Перестроечный сериал.

часть 9

  Самара.

Жизнь длинная, еще не кончилась, а бывают такие моменты, что на решение нужна секунда. Это от обстоятельств  зависит, что ты сделаешь в эту секунду и правильно ли это решение. Скольких честных до войны, сломала война. Да и тюрьма дух ломает.  Жизнь  такие  проверки устраивает. Я, например, сильна духом, но теряюсь в первые мгновения опасности, это стоило бы мне жизни в других более тяжких обстоятельствах.  Будь опасность равна смерти. Много раз проверено. Была в таких ситуациях. ПОТОМ, беру себя в руки и делаю все правильно. Но это потом……….
Поэтому никогда не езжу со случайными людьми, а только с теми, кто по настоящему дорог мне и кому я не безразлична. Сейчас езжу с сестрой Олей.
Оля, дочь той тети, с которой я работала в Госбанке. Закончив Строительный техникум, (заочно) в г.Уральске.  Бухучет, уже нет той тети Галины Викторовны Карнауховой – ушла недавно из жизни. В Вычислительном центре она была главным экономистом, а потом на пенсии еще ездила со мной в Алма –аты, светлая память ей.
Канули в пропасти времени те года, когда мы ездили за товаром большими группами. Сейчас легче стало ездить парочками.

Кто хорошо изучал политэкономию, знает, что начало капитализма - это розничная торговля. Рано или поздно этот процесс будет перестраиваться, и мелкие разночинцы должны будут или разориться или укрупнять производство. В Казахстане сейчас идет полным ходом процесс укрупнения производства рыночного. Вторая стадия капитализма.
А мы мелкие торговки, как ездили с двумя тремя сумками, так и ездим.  Для нас, ничего не изменилось.
Нас обложили налогами и они растут.
В месяц отдавать 50 -60 тысяч тенге налогов – непосильная ноша для одной торговки. Мы влезаем в кредиты и погружаемся в паутину: там взял,  здесь отдал.
Алма –Аты теперь неактуально. Ездим в Самару.
Ночные такси приезжают домой, провожая праздничными огнями наш Уральск, торжественно смотрит вслед. Дорога не очень трудная, на первый взгляд, имеет свои особенности.
На таможне казахстанской, не имей сто друзей – имей деньги. А на российской таможне, можешь быть спокойным, хотя бы там пока не берут денег.
Наши берут взятки, брали и будут брать. Это – «закон сохранения энергии». Самое прибыльное дело – брать с гастробайтеров. Они стоят сейчас большими очередями в машинах, доехав до границ, пересекают, отдают взятку, и едут обратно, поставив штамп въезда и выезда из страны. Такая вот беда всеобщая. Работая на стройках России, это не такая уж дешевая сила, постепенно завоевывает мир. Диктует свои условия этому миру. Имеет свои районы. Больницы, школы и уже Россия имеет лицо местного жителя – неопределенной национальности то ли таджика, то ли киргиза, а самого русского и не видно…ну разве только на пляже или где – нибудь в церкви. За три –девять земель.

Рынок оптовый в Самаре грязный, без каких либо удобств. На улице не крытые ряды. Торгуют не понятно узбеки или азербайджанцы. В дальнейшем выяснилось киргизы. Выбор маленький, цены завышены. Но нам, выбирать не приходиться. Мы экономим время, приехав на два – три часа. Товар качественный и главное, можно ехать и с маленькой суммой. Больших сумм сейчас мы и не набираем. Налоги съедают. Жизнь подорожала, продукты, жилье, свет, газ, отопление.
 Кредиты тоже съедают прибыль.
В общем, достойно жить дорого. А недостойно жить мы не привыкли.
Все чаще думаю, о том, что говорят……и не могу найти оправдания своей жизни: нужно ли было мне уходить в торговлю с головой  или нужно было уехать в Россию? Как другие?
Оля, меня приучила обращаться к БОГУ. Все чаще посещаем церковь. Там торжественно и тихо. Там успокоение и службы, там многое проясняется и укрепляется дух. Вот и сейчас Оля позвала в дорогу, сказав, что завтра поедем в Самару  за товаром и далее за Тольятти и через Волгу. Вдоль  берега Волги по трассе на Жигулевские горы, посетим Каменную чашу. Там источник Николы святителя. Я прочла в интернете об этом:
Жигулевские горы — главная туристическая достопримечательность Самарской Луки. Наиболее эффектные виды открываются на северном участке от Усолья до Волжского: здесь находятся обрывистые скалы, визитная карточка не только национального парка, но и всей Самарской области. Среди них — Молодецкий курган и популярная у альпинистов гора Верблюд, утес Сокол, на котором, по легенде, Петр I высек памятную надпись, и гора Стрельная, долго считавшаяся наивысшей среди Жигулевских гор. На меловые скалы, как правило, можно забраться без специальных навыков и оборудования, если знать тропу и не штурмовать скалу в лоб. С каждой вершины открывается великолепная панорама огромного водного пространства. По сути, Жигулевские горы омывает даже не Волга, а Куйбышевское водохранилище, почти море.
Очень интересно.

Ночью выехали. Прибыли без приключений в Самару. Денег мало набрали летние сланцы, и шлепки. Вместе с товаром, перекусив домашними кусками, поехали в путешествие на святые места.

Жигулёвские горы.

Дорога конечно очень хорошая Мы вертели головами, как сороки, а таксист, Сережа с Р.Т.С ..рассказывал не умолкая, всю дорогу  был с нами, как настоящий гид.
Мы проехали район Дубки.
Дубки -это воздух, это новые и старые районы на больших площадях. Поражает обилие зелени и свежий воздух. Далее вдоль трассы, резные старые домики сменяли новейшие коттеджи, большие деревья росли  вдоль трассы. Грибов, наверное. Думали мы. Перебрасывались репликами. Ехать было весело и не скучно.
Дорога оказалась длинной! А время, тем не менее, летело быстро. Мы проезжали Жигулевск, маленький и уютный и еще какие то селенья, далее въезд  Тольятти. Везде торчали трубы заводов, фабрик. Все поля были засажены пшеничкой и это все уже убиралось.  Подумалось, с горечью, и о наших полях, незасаженных, или засаженных неправильно. Наши агрономы сажают иногда в семена в траву. А тут поля отдыхают, два раза за год перекапывают и рыхлят землю, пуская   под пар, поэтому у них урожай.
Сейчас на дворе  2013 год июль. Переезжая через мост на ту сторону Волги, мы проезжали огромную Г.Э.С. ..чайки ..в заливчике атаковали рыбу. Поток машин был непрерывен. Останавливаться,  для съемки было нельзя.  Г.ЭС. была грандиозной.
Потом пошла дорога серпантином.
Слева синела  Волга с кораблями и домиками –дачками на берегу. Справа Жигулевские горы. Невысокие горы, и пологие, тем не менее, впечатляющие Воздух стал пропитанный шалфеем, цветами полевыми травами, запах настолько густой и пряный напитываешься и радуешься ему. Запах просто лечебный.
Березы белые до свечения.
Вертикально на отвесных склонах, растут нарядные сосны. Зеленые и пушистые. Мы утомились стали затекать ноги. Но, тем не менее, почему то поднималось настроение, как я говорю, на верхнюю пуговку!
Все время Сережа говорил вон за ту гору заедем и все и эти горы возникали, за каждым новым поворотом.
Приехали к церкви. Церковь маленькая. Новые иконы ..и очень красивый священник с ликом Иисуса. Он должен дать благословение на вход в источник. Поставили свечи. Как полагается за упокой, за здравие, отдали денежки на чтение в этой церкви обедни. Поехали дальше.
 Наконец приехали до малюсенького домика. Купили билеты. Место величественное. Волга раскинулась во всей красе. В чаше поселок Шыряев.
«А теперь
- сказал Сережа,
- Держитесь крепче, дальше едем 9 км по бездорожью.
С утра Сережа все говорил:
- Хоть бы дождя не было. В дождь туда не проехать, или проехать, но сложно. Там есть три уазика местных, возят туристов, подрабатывают.
Вообще паломники должны пройти эти девять к.м пешком. Таков уж закон.
Нас везли. Мы не журились. Дорога была с канавками и колеями. Терпели недолго. Приехали до места восхождения к источнику. Со всех сторон высятся высокие горы с бархатными склонами усеянных сосен. Чистейший, упоительный воздух, и чистота, и торжественность момента. Радость достижения пути. Мы пошли вверх по тропе. Навстречу попадаются люди.
Шли недолго. По силам среднему человеку без навыков восхождения на гору.
Нас встретила часовня. В часовне поражает прежде всего поднос с деньгами .Деньги лежат без всякой охраны. Так всегда. Нет священника или монашки какой. Все лежит так. Свечки..горят.  Новая часовенка. Очень маленькая.
Рядом две загородки . Там омовение происходит .Мы всю дорогу волновались. Вода - то с источника холодная идет. Как мы вытерпим? Я еще не пробовала и было немного непонятно, по силам ли…ведь почки холода не любят. Я все последнее время болела.
А Сережа сказал, со гневом, ехать мол, такую даль зачем, если не омыться? Сидите дом тогда.
 Набрали воды. Пошла я первой!
Три ведра с молитвой.
С головой.
Первое ведро, как ожог. Два вторые, как божья благодать. Ни холода. Ни усталости. Все как рукой сняло. Ни болезни. Полное возрождение из пепла.
Я потянулась еще за водой, вижу удивление сестры:
-Тебе  что, совсем не холодно?
Потянулась, за водой. Её счастливые глаза, потом: - Не холодно. Надо же.

Вспомнилось сколько легенд ходит об этих местах.
О Хозяйке Жигулевских гор  сидящей запертой в этих горах и плачущей слезами  и слезы эти, источник святой воды. О гигантской энергетике этих мест.
Об огнепоклонниках. Живших якобы, где то здесь. О миражах.

Каменная чаша упоминается в многочисленных легендах Жигулёвских гор. Так в легенде «Утёс Шелудяк» рассказывается о сподвижнике Степана Разина Фёдоре Шелудяке, который не желая сдаваться царским войскам бросился с утёса на камни. Но камни раздвинулись, и попал Фёдор к Хозяйке гор. Долго жил в подземелье, но не радовал его каменный плен и умер он в тоске. С тех пор и плачет Хозяйка Жигулей, а слёзы её текут в Каменную чашу.
Встречаются и другие легенды о зарытой в землю от врагов чаше из храма, которая превратилась в источник и не далась в руки.

О подземных ходах, якобы выходящих на ту сторону Волги.
В этой местности нередки миражи, световые и пространственно-временные аномалии, встречи с НЛО. Очень часто тут замечают летающие огненные шары — летуны. Другое название такого шара — эйвсь. Согласно преданиям, это дух только что умершего человека. Можно найти и физическое объяснение этому явлению: вероятно, причина в тектонических процессах, сопровождающихся активным выделением энергии.

Счастье сопровождало и дальше, Сережа оговорился: - Здесь музей Репина.
Я зацепилась: - Не уеду, пока не увижу.
Поехали искать. Первый же местный «гастробайтер» показал дорогу.
Маленький деревянный домик, вернул нас в детство наших прабабушек и бабушек.
Три подворья с домиками. С утварью. С картинами местных художников, с костюмами народными к которым я прилипла, изучая. Мы в нашем народном ансамбле, ищем головные уборы. Я просто вытащила из –за печки музейную женщину и она рассказывала как они делались, и кто им шил  костюмы. (этнический музей)Настоящих картин Репина не было. Дом он снимал на лето. Места здесь изумительные и теперь я точно знаю, где писались «Бурлаки на Волге».
Потом, оказалось, что рядом были пещеры .Когда то здесь велась добыча известняка и другого камня. Стоял завод. Мы поехали туда. Находившись, т. есть исходивши верх пещер, под землей. В этих страшенных высоких сводах с вырубленными пещерами мы наконец, выйдя из под земли,  уставшие, тронулись домой. Вспомнилась Анталия.  Ликийские гробницы. Сосновые склоны. Здесь все рядом с Уральском и всего- то за 10 тысяч рублей. Зачем мы тратим несметные сокровища, отдавая их заработанные тяжким трудом, улетая за тридевять земель? За такие денежки и рядом столько чудес света?
Вот загадка. Ехали, спали. Сережа был уже почти сутки за рулем. Это был день его сорокопятилетия. Благостный день. Поздравляю. На таких вот мужчинах и должна стоять Земля наша. Потомственный казак Сергей Головчик –таксист со стажем и со своим предприятием, с украинскими корнями, напел мне песню, которую я не знаю, а его сестра нашла ее в архивах музеев Москвы или Питера .
- Есть такая песня, говорит Серёжа.

Над рекой широкой, русской синеокой.
Над Уралом батюшкой, солнышко встаёт.
К берегам песчаным, избам деревянным
Земляника да грибы рощам да полям.
Уха со стерлядочкой, да укроп со грядочки .
Хлопнем брат, по чарочке, эх, да по другой !
Самосад раскурится и душа разуется.
Бакенщик не хмурься брат..аль, уже хмельной.

Скорее всего переделанная какая – нибудь русская песня
«Аткуда»  у нас стерлядка то?
Но поют  песни…у нас на праздниках. Пусть поют..лишь бы не плакал народ.

Приехав домой увидела чашку с супом. «Привет, мама, это еда». Холодильник у меня пуст. Ремонт. Некогда.
Написано дочкой. Приезжала и еду привезла.
Удивление не покидало меня весь этот длинный, счастливый день.


А Анталии бросайте. Не дело это. Рядом все. Рукой подать. А об опасностях, я в другой раз расскажу, бывают же и у торговок благоприятные пути и веси. Да, опять же с благим удивлением отмечу ездили -то с товаром, в забитой до отказа машине. Поистине чудо.
 
 
 

часть 10http://proza.ru/2019/02/16/236

  часть 11 http://www.proza.ru/2019/05/24/283
-

 


Рецензии
Пиши прозу, у тебя хорошо получается...
)))))))

Евгений Кан2   14.10.2017 17:25     Заявить о нарушении
Женечка...как я рада вам..просто жуть!

Ирина Уральская   04.11.2017 19:37   Заявить о нарушении