Жизнь моя и не только 4. Утопии и реальность

 Жизнь моя и не только. 4.  Утопии и реальность.

Закончил писать про дедов и бабок, задумался. Революция разрушила их жизнь. А ведь  они к чему стремились, что-то хотели.   Почему же так закончили свою жизнь? Да, и вообще, чего люди хотят, о чем мечтают?
Так понимаю, что основная масса хочет жить красиво, не прилагая при этом больших усилий, и так во всем мире. Но у всех не получается. Остается уповать на справедливость. Что это за зверь? Это такая философская категория, у которой нет ясного толкования. По этому поводу много написано, пришли в конце концов к разделению справедливости на два типа – справедливость по закону и моральная справедливость.   Законы пишут люди, стоящие у власти, и только в пользу своей власти. Какие там были пословицы – «Что положено Юпитеру, то не положено быку», « С сильным не борись, с богатым не судись». Давно было.  Читаю последние указы президента и предложения Госдумы. Президент разрешил  регионам не брать деньги с лиц старше 80 лет за капитальный ремонт жилья, а с лиц старше 70 брать половину.  Основной многоквартирный жилой фонд в России имеет стаж с 1946-47 гг (строили пленные), хрущевки 1957-1970 гг. Сроки эффективной эксплуатации 10-20 лет.  Капитальный ремонт практически не проводился, и практически повсеместно невозможен.  Доживут пенсионеры до капремонта, скорее всего нет. Грабеж? Грабеж. Или вот Госдума рассматривает вопрос о лишении возможности женам и детям чиновников заниматься бизнесом. Во-первых.  это нарушение декларации прав человека, во – вторых, Госдума считает всех чиновников, становой хребет государства,  ворами. Тогда кто нами управляет?  И так на какой указ или закон не посмотри.  Какая уж тут справедливость? Моральная? У каждого своя мораль.   Как тут совместить – у христиан заповедь – «не убий», у других – кровная месть.   Что такое  справедливость сейчас?  - это такое слово, которым каждый человек оценивает  отношение к нему общества, в котором он живет, те меры наказания и поощрения, которые применяют к нему и к другим. Так что справедливость у каждого своя.  Вот тут и появляются мысли и представления как сделать так, чтобы всем было хорошо. Сделать этого не получается, вот и называют такие представления утопиями. Когда на Земле было справедливое общество, когда окончилось, какие потом были утопии?
В разное время предлагалась различная периодизация развития человеческого общества. В первобытном обществе философы выделяли  следующие этапы -дикость, варварство и цивилизацию.   На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство.   Нынешние философы называют этот период «первобытным коммунизмом».
 По Энгельсу - Одинаковое отношение всех членов хозяйствующего сообщества к средствам производства служит предпосылкой единого для них способа получения доли общественного продукта. Отсутствуют частная собственность, классы и государство. В таких обществах добытая пища распределяется между членами общества в соответствии с необходимостью выживания общества, то есть по потребностям членов в индивидуальном выживании. Добытые блага и вновь изготовленные средства производства находились в общественной собственности, предполагающей совместное использование в режиме открытого безвозмездного доступа.
Это, наверное, и был единственный период существования равноправного общества.
 На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия —цивилизация — связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д. На этом справедливость и равенство закончились.
Следовательно, основой для расслоения человечества на имущественные классы является наличие частной собственности и создание государства.  Вот с этим и пытались разобраться все последующие поколения философов, стараясь мысленно создать идеальное общество в условиях государственного строения общества.
Платон рассматривал пять типов государств:
• Аристократия — справедливая власть меньшинства, лучших граждан;
• Тимократия — несправедливая власть меньшинства, военных вождей, уважаемых граждан;
• Олигархия — несправедливая власть меньшинства, богатых людей;
• Демократия — справедливая и, одновременно, несправедливая власть большинства;
• Тирания — несправедливая власть одного человека.
В государстве должны быть три сословия:
• мудрые правители,
• мужественные воины — стражи,
• трудолюбивые ремесленники и земледельцы.
В государстве Платона введена общность имущества, частная собственность запрещена. Даже женщины и дети являются общими, а деторождение регулируется государством с целью выбора лучших производителей. Труд распределяется согласно способностям.
Удалось бы создать такое общество – нет. Утопия.
Не получилось идеального общества в государствах Древнего мира, не получилось и потом. Развитие государств, разделение сословий, переход в частную собственность земли и орудий производства, привело к многочисленным бунтам и восстаниям.
Начались выступления тайных боевых крестьянских союзов в юго - западной Германии  под знаменем башмака можно, когда   пастух возвестил о явлении Богородицы, которая якобы обещала передать в общественную собственность леса, пастбища и воды. Его проповеди собирали десятки тысяч людей. Местный епископ велел схватить пророка и перебить вожаков. В 1495 году в Эльзасе возникло новое движение, также использующее символ башмака. В их требования входили раздел земель, упразднение всех повинностей и поборов и др.   «Союзы Башмака» поднимали восстания   и в более позднее время. Сыграли важную роль в подготовке Крестьянской войны 1524—1526 годов. Крестьянская война в Германии была крупнейшим народным восстанием в Европе до Великой французской революции.
В России - жестко подавленные восстания Болотникова, Разина, Пугачева. Реальность – кровь и смерть.
В государстве не нашли равноправия, начали искать утешение в религии.  «Религия   - особая форма сознания, особый общественный институт, специфическая форма общественных отношений и особый вид деятельности, основанной на вере в Бога, вере в высшую справедливость.»
В I—II веках христиане пытались жить по заветам Христа, в христианских семьях или общинах, началось расслоение по статусу и имущественному положению,  в конце III — начале IV веков появились отшельники.
Одним из первых был  Павел Фивейский,  который родился в Египте, в городе Фивы. Оставшись сиротой, он много претерпел от своего  родственника из-за родительского наследства. Во время гонений на христиан императора Деция (249—251)   Павел, узнав о   замысле родственника предать его в руки гонителей, покинул город и удалился в пустыню. Поселившись в пещере у подножия горы,  прожил в ней 91 год. Питался он финиками и хлебом, которые приносил ему ворон, одеждой из пальмовых листьев укрывался от холода и зноя.
Незадолго до кончины Павла, состоялась его встреча со святым Антонием, посетившим Павла в его отшельническом месте. Антоний оставался с ним вплоть до его смерти   и похоронил отшельника.   
Антоний считается основателем отшельнического монашества. При такой организации монашества несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника — аввы, жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединённых под властью одного аввы, назывались лаврой (отсюда  Киево-Печерская Лавра, Троице-Сергиева Лавра и др.).
Но ещё при жизни Антония   появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, несли совместные труды, каждый по своей силе и способностям, разделяли общую трапезу, подчинялись одним правилам. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы этих общин стали называться архимандритами. Основателем общежительного (киновийного) монашества считается   Пахомий Великий.
На этом этапе можно считать такие монастыри общинами с равными правами всех проживающих там монахов.
Старое монашество в своем отречении от мира возлагало на отдельного монаха обет бедности, но это не помешало монастырям сделаться крупными поземельными собственниками, а аббатам — соперничать в богатстве и роскоши с купцами и князьями.
Постепенно монастыри стали превращаться в коммерческие предприяния, например, из современного  устава Спасо - Преображенского мужского монастыря г. Рязани Рязанской Епархии Русской Православной Церкви.
 «15. Для достижения своих уставных целей Монастырь может осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую этим целям, а также создавать для этого хозяйственные общества с правами юридического лица. Монастырь может осуществлять: производственную, строительную, реставрационную, сельскохозяйственную, издательскую деятельность, а также заниматься иными видами предпринимательской, производственно-хозяйственной деятельности, соответствующей традициям и правилам принятым в Русской Православной Церкви.
Монастырь вправе:
• сдавать в аренду имущество (за исключением церковных зданий сооружений, имущества богослужебного назначения);
• вести торговую деятельность;
• иметь долевое участие в деятельности других учреждений и организаций;
• приобретать акции, облигации, иные ценные бумаги и получать доходы по ним.»
Однако, подвижники продолжали проповедовать аскетический образ жизни. Так, Петр Вальдо или Вальдус отдал свою недвижимость жене, а остатки денег — бедным. Вальдус начал проповедовать и учить на улицах своим идеям простоты и бедности: «Никакой человек не должен служить двум хозяевам: Богу и маммоне». Его приверженцев стали называть "лионскими бедняками", а впоследствии вальденсами.
Представления о бедности, как о социальном равенстве,  развивали и  другие ниществующие ордена. Папа Гонорий Ш дал развитие таким орденам, утвердив уставы Кармелитов и Францисканцев. Устав последнего ордена предписывал совершенную бедность, проповедь, уход за больными телесно и душевно, строгое послушание папе.
 В 1256 году папство предоставило францисканцам право преподавать в университетах.   В период Нового времени францисканцы активно занимались миссионерской и исследовательской деятельностью, работая в испанских владениях в Новом свете и в странах Востока.
 Произошло слияние религии и государства. Отсюда – уповать на церковь, как на силу создания равноправного государства – утопия.
Это понимали и сами священники. Жан Мелье   40 лет   провёл в качестве священника в Шампани, но был всю жизнь атеистом. В его «Завещании» содержались критика тогдашней действительности, идеи атеизма, мечты об идеальном общественном устройстве.   Общественный идеал Мелье — это единая семья-община, в которой все люди совместно владеют всеобщими благами, трудятся с удовольствием и любят друг друга как братья. Для того, чтобы прийти к такому состоянию, люди должны понять несправедливость тиранической власти, освободиться от предрассудков, среди которых первое место занимает религия.
Такие размышления и приводят к «ереси» - сознательному отклонению от общепринятого религиозного учения, предлагающее иной подход к религиозному учению.
Появляется ересь, появляются его проповедники и адепты, появляется желание перераспределения собственности, начинаются религиозные войны.
Гуситская война,  религиозные войны в Швейцарии, английская революция  в 1643—1650 годах и т.д. Реальность - кровь и смерть.
 Томас Мор, Лорд-канцлер Англии, выдвинул свое видение «идеального государства» в книге «Утопия», изданной в 1516 году.
В «Утопии» отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация. Взамен её устанавливается обобществлённое производство  Труд является обязательным в «Утопии» для всех, причём земледелием занимаются поочерёдно все граждане до определённого возраста, сельское хозяйство ведётся артельно, но зато городское производство построено на семейно-ремесленном принципе,    господствует ручной труд, хотя он и продолжается только 6 часов в день и не изнурителен. Обмен в государстве Мора отсутствует, нет также и денег, они существуют только для торговых сношений с другими странами, причём торговля является государственной монополией. Распределение продуктов    ведётся по потребностям, без каких-либо твёрдых ограничений. Государственный строй утопийцев несмотря на наличие короля — полная демократия: все должности — выборные и могут быть заняты всеми, но,   Мор предоставляет интеллигенции руководящую роль. Женщины пользуются полным равноправием. 
Так книга и называется «Утопия».
У Кампанелла  население  «Города Солнца» ведет «философскую жизнь в коммунизме», то есть имеет все общее, не исключая и жён. С уничтожением собственности уничтожаются   и многие пороки, исчезает всякое самолюбие и развивается любовь к общине. Управляется народ верховным первосвященником, которого   выбирают из числа мудрейших и ученейших граждан. В подмогу ему учрежден триумвират   — совет трёх   руководителей всей политической и общественной жизни страны. В заведовании одного находятся дела войны и мира, другой руководит науками и просвещением, третий заботится о воспитании, о земледелии, о продовольствии, а также и о таком устройстве браков, при котором «дети рождались бы самые лучшие». Кампанелла находит странным, что люди так заботятся о приплоде лошадей и собак, вовсе не думая о «человеческом приплоде», и считает необходимым строгий выбор брачующихся, для совершенства поколения. В городе Солнца этим заведуют жрецы, точно определяющие, кто с кем обязан временно соединиться браком для производства детей, причём женщин полных соединяют с мужчинами худыми и т. п.
Те женщины, которые оказываются бесплодными, становятся общими женами. Столь же   сообразно способностям каждого распределяются между жителями работы; похвальным считается участвовать во многих разнообразных работах. Вознаграждение за труд определяется начальниками.
Утопия? – Утопия!
Вопрос только возникает – почему им всем хотелось, чтобы женщины становились общими женами? Сексуально озабочены были или как?
Итак, государства организованы и функционируют, религиозные войны закончились, крестьянские войны в Европе прошли, полный покой, однако жизнь не стоит на месте. Начинает развиваться наука, идет модернизация производства, движется вперед и философская мысль.
В середине ХVIII века  свобода, считал Монтескьё, может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами». Он считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная. При этом, исполнительную власть возглавляет Король (Президент).
Он считал, что  основная цель разделения властей — избежать злоупотребления властью. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескьё, главным условием для обеспечения политической свободы в её отношениях к государственному устройству.
«Есть три образа правления: республиканский, монархический и деспотический. Чтобы обнаружить их природу, достаточно и тех представлений, которые имеют о них даже наименее осведомлённые люди. «Республиканское правление — это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа (демократия) или части его (аристократия); монархическое, — при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов вместе с дворянством, которое предотвращает превращение монархии в деспотию; между тем как в деспотическом всё вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица».
Политические и правовые идеи Монтескьё оказали непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное законодательство периода Великой
французской революции, на Гражданский Кодекс Франции 1804 г.
Из Википедии: «Руссо впервые в политической философии попытался объяснить причины социального неравенства и его виды, иначе осмыслить договорный способ происхождения государства. Он полагал, что государство возникает в результате общественного договора. Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу.
Суверенитет народа неотчуждаем, неделим, непогрешим и абсолютен.
Закон как выражение общей воли выступает гарантией индивидов от произвола со стороны правительства, которое не может действовать, нарушая требования закона. Благодаря закону как выражению общей воли можно добиться и относительного имущественного равенства.
Руссо решил проблему эффективности средств контроля за деятельностью правительства, обосновал разумность принятия законов самим народом, рассмотрел проблему социального неравенства и признал возможность её законодательного решения.
Не без влияния идей Руссо возникли такие новые демократические институты, как референдум, народная законодательная инициатива и такие политические требования, как возможное сокращение срока депутатских полномочий, обязательный мандат, отзыв депутатов избирателями.»
Отсутствие денег у короля Франции, политическое и экономическое отставание Франции от передовых стран, американская война за независимость, появление идеи «прав  человека», идеи философов,  крайне суровая зима 1788/89 годов, которая  погубила многие виноградники и часть урожая, повышение цен  на продовольствие, ухудшение снабжения рынков хлебом и другими продуктами, привело, в конечном итоге,  к «Великой французской революции».
 Про характер революции рассуждать не буду, просто посмотрим на методы достижения поставленной революционерами целей. Метод один - революционный террор, стремление революционеров разрушить все, что ассоциировалось со Старым порядком, и построить новое свободное и демократическое общество.  Главные лозунги революции — свобода, равенство, братство. Учредительное собрание, Национальное собрание, Конвент. Восставшие крестьяне жгли замки сеньоров, захватывая их земли. В некоторых провинциях было сожжено или разрушено около половины помещичьих усадеб. (эти события 1789 г. получили название «Великий Страх). Казнь короля и пяти тысяч аристократов, Вандейский мятеж крестьян и его подавление, Комитет общественного спасения, Парижская коммуна, арест и восстания жирондистов, якобинская диктатура, усиление бессмысленного террора, Термодориантский Конвент, Робеспьер и около сотни его сторонников, включая Кутона и Сен-Жюста, арестованы и гильотинированы,  «Конституции III года», введён  значительный избирательный ценз. Исполнительная власть  отдана в руки Директории — пяти директоров, избираемых Советом старейшин из кандидатов, представленных Советом пятисот. Боясь, что выборы в новые законодательные советы дадут большинство противникам республики, конвент решил, что две трети «пятисот» и «старейшин» будут на первый раз обязательно взяты из членов конвента. Восстания роялистов, самоликвидация Конвента, приход к власти Бонапарта.
 По оценкам, с 1789 по 1815 гг. только от революционного террора во Франции погибло до 2 миллионов гражданских лиц, и еще в войнах погибло до 2 миллионов солдат и офицеров . Таким образом, только в революционных битвах и войнах погиб каждый шестой француз, не считая умерших за эти годы от голода и эпидемий. К концу эпохи Наполеона во Франции почти не осталось взрослых мужчин, способных воевать. Эти события ничего не напоминают? Это не утопия, это – реальность.
В 30-х годах XIX века началось создание тайных организаций. Одной из них был «Союз отверженных», преобразованный затем в «Союз справедливых». После вступления в него К.Маркса и Ф. Энгельса, был назван «Союзом коммунистов». Похоже это было первое использование слова «коммунист» в его политическом смысле.
Появляется «Манифест коммунистической партии». Читаю его. Что-то нравится, что-то не нравится: «Буржуазия … вырвала таким образом значительную часть населения из идиотизма деревенской жизни.». Как- то некорректно,  называть проживающих в деревне, идиотами. Такое могут позволить себе не очень умные люди.
«В этом смысле коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности». Это положение не теория, это цель, достигнув которую, нужно двигаться вперед. Куда?
«Уничтожение семьи! Даже самые крайние радикалы возмущаются этим гнусным намерением коммунистов».
«Но вы, коммунисты, хотите ввести общность жен,- кричит нам хором вся буржуазия». «Коммунистам нет надобности вводить общность жен, она существовала почти всегда». «Буржуазный брак является в действительности общностью жен. Коммунистам можно было бы сделать упрек разве лишь в том, будто они хотят ввести вместо лицемерно-прикрытой общности жен официальную, открытую».
Точно, все мужики сексуально озабочены.
«Рабочие не имеют отечества. »
«Что же доказывает история идей, как не то, что духовное производство преобразуется вместе с материальным? Господствующими идеями любого времени были всегда лишь идеи господствующего класса».
«…что первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии».
Что для этого нужно?
«1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.
2. Высокий прогрессивный налог.
3. Отмена права наследования.
4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.
5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
6. Централизация всего транспорта в руках государства.
7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней[14].
10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.
Когда в ходе развития исчезнут классовые различия и все производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер. Политическая власть в собственном смысле слова – это организованное насилие одного класса для подавления другого».
Далее - Европейские революции 1848—1849  -  неповиновение власти, вооружённые восстания, декларирование новой государственности в европейских странах в середине XIX века. Волнения охватили Францию, итальянские (Сардинию, Неаполь) и германские государства, включая Австрию, в которой активизировались национальные движения итальянцев, венгров и хорватов, Румынию. Революции были быстро подавлены.   А. И. Герцен после её поражения считал, что «революция, побитая на всех точках», уступила «всё приобретённое» с 1789 г.
Потом I Интернационал.
«28 сентября 1864 года в Лондоне собрался митинг в поддержку польского национально-освободительного восстания. Присутствовало не менее двух тысяч человек. Здесь были рабочие Англии, Франции, Германии и других стран, революционеры-эмигранты, жившие в Лондоне. Участники митинга приняли решение создать международную рабочую организацию, названную вскоре Международным товариществом рабочих. На митинге присутствовал Маркс; он не выступал, но был избран в состав руководства провозглашённой организации. Руководящий орган позже был назван Генеральным советом. По просьбе Генерального совета Маркс подготовил Учредительный манифест и Временный устав товарищества, утверждённые 1 ноября того же года.
«Завоевание политической власти стало, следовательно, великой обязанностью рабочего класса», — указывал Маркс. По своей численности рабочие могут рассчитывать на победу. Но численность ещё не решает дела. Чтобы добиться победы над буржуазией, рабочему классу надо объединиться и создать свою партию». Эта организация прекратила свое существование после раскола, состоявшегося в 1872 году.
 Парижская коммуна 1871 года - революция и установление самоуправления, длившееся 72 дня (с 18 марта по 28 мая). Диктатура пролетариата, баррикады, кровь и смерть.
Далее социализм, анархизм, марксизм.
Из  Википедии.
«Социали;зм — обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства. Под социализмом также понимают общественный строй, воплощающий эти принципы следующим образом: ставит перед собой глобальную цель свержения капитализма и построения в обозримом будущем совершенного общества, завершающего предысторию человечества, и мобилизует для достижения этой цели все имеющиеся в его распоряжении ресурсы.
На основе философских идей социализма была также создана политическая идеология, выдвигающая в качестве цели и идеала установление общества, в котором:
• отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение;
• утверждаются социальное равенство и справедливость.
• существует уважение к человеку труда, рабочий класс признается передовым классом общества.
• открываются широкие возможности для продвижения выходцев из социально слабых слоев населения в элиту страны: политическую, военную, научную, культурную.
• утверждается доминирование коллективистских ценностей над индивидуалистическими.
• гарантируется равенство наций и их культур на основе пролетарского интернационализма.»
«Анархизм — политическая философия, основывающаяся на свободе и имеющая своей целью уничтожение всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком. Анархизм предлагает заменить сотрудничеством индивидов власть, существующую за счёт подавления одних людей другими и  … а все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации) должны быть ликвидированы.
Теория анархизма предусматривает следующие принципы: Отсутствие принудительной власти, Свобода от принуждения, Свобода ассоциаций, Взаимопомощь, Равенство, Братство».
«Маркси;зм — философское, экономическое и политическое учение, основанное Карлом Марксом иФридрихом Энгельсом. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом (см. Социальный анархизм), христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма и социал-демократии. Марксизм подразделяют нак три раздела, в том числе.
Марксизм как политическое течение, утверждающее неизбежность классовой борьбы и социальной революции, а также ведущую роль пролетариата в революции, которая приведёт к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества».
 Все эти теории – утопия? Утопии!
Но была и реальность – борьба в России за уничтожение царского режима и создание другого – коммунистического – государства.
 Получилось?
Как говорил Никита Сергеевич Хрущев – «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме».  Представления о коммунизме были разные, но он оказался прав – большинство населения СССР жило при «аскетическом коммунизме», но многие,  коммунисты и,  особенно, их руководство – как при  «полном коммунизме», в том смысле, как они себе его представляли.
Всем – не получилось. Утопия? Утопия. Но была и страшная реальность.
Посмотрим, как мы дошли до такой жизни.



 


Рецензии