01 06 000 Чувства и разум

01 06 001
В чем разница между существом и веществом, между живым и неживым? Ф. Энгельс когда-то изрёк, что жизнь – это способ существования белковых тел. Прекрасная формулировка, которая ни о чем не говорит, кроме того что, если ты не белковое тело, то ты не живой.
Но меня это определение совершенно не устраивает. Я не могу считать яичницу живой, хотя она и является белковым телом. Да ещё и существует при этом.
Так чем же отличается живое от неживого? Какие основные отличия между этими двумя видами материи?
1  Во-первых, это способность к воспроизводству, к размножению. При этом происходит передача кодовой информации, закрепление каких-то наследственных признаков.
2 Способность к поддержанию гомеостаза, способность к регенерации. Неживое, только появившись на свет, в следующее мгновение начинает разрушаться. И это – необратимый процесс. Его можно только замедлить, но устранить невозможно. Каждая потерянная молекула – уже трагедия. В отличие от вещества, существо способно продолжительное время бороться с разрушением за счёт окружающей среды и внутренних резервов. Происходит постоянное обновление, постоянная замена каких-то его частей. Лишены этой способности вирусы, поэтому могут рассматриваться как промежуточное состояние между живым и неживым. (В отличие от вирусов «Опаринские капли» лишены первого признака, т.е. не передают потомству кодированной информации).
3 Наличие у живого чувствительности. Т.е. способности к получению информации об окружающей среде и собственном организме. Чувствительность определяет способности живого организма ориентироваться в окружающем мире, приспосабливаться к нему. С развитием существа в процессе эволюции, происходит и нарастание чувствительности. Есть ли чувствительность у вирусов? Не знаю. Но у бактерий точно есть. Всякие там хемотаксисы и прочие штучки-дрючки. Воспринимающая система, система проведения импульсов, система обработки импульсов и эфферентная система (система ответа). Растения чувствительны к солнечному свету, к изменениям погоды, есть даже зачатки болевой чувствительности.
Дальнейшее развитие приводит к появлению особых, специализированных органов чувств.

У высших животных имеется 5 основных каналов получения информации: зрение, слух и равновесие, обоняние, осязание, вкусовая чувствительность. Это вовсе не означает, что нет других систем, но эти пять – основные. При этом, зрение и слух – волновые анализаторы (зрение – дуализм). Обоняние, осязание, вкусовая чувствительность – анализаторы характеристик вещества. Орган равновесия – анализатор гравитации. Орган слуха основан на принципе резонанса.

Дальнейшая эволюция живой материи приводит к появлению эмоций.
Эмоции – это внешние проявления работы души :)
По Библии душа живая появляется уже у рыб и пресмыкающихся (пятый день). С развитием души появляются эмоции, появляется характер, появляется индивидуальность отдельной особи.
Наибольшее развитие души происходит  у теплокровных млекопитающих. Почему именно у них? Какие механизмы способствуют развитию души? При чем тут узкие рамки гомеостаза и вскармливание молоком? Не знаю. Но факт остаётся фактом.


01 06 002
А как происходит развитие разума? Мы уже говорили, что
Разум – это умение отличать добро от зла.
Но на каком этапе появляется понятие «добро-зло»? Где кончается инстинкт и начинается разум?
Безусловно, что носителем разума является человек.
Человек тем и отличается от животных, что может испохабить добро, а из зла извлечь выгоду.

Условно, любую поступающую информацию можно подразделить на положительную, отрицательную и нейтральную. Нейтральная информация воспринимается спокойно и остается без ответа.  Отрицательная и положительная вызывают ответ разной степени выраженности. Существо стремится избежать источника «-» информации и приблизиться к источнику «+» информации по мере своих возможностей. Можно сказать, что «-» информация расценивается животным как зло, а «+» как добро. Однако, «добро и зло» - понятия абстрактные, а у животных всё конкретно. Понятия «добро и зло» здесь подменяются другими: «польза – вред».
Растение чувствует подобие боли. Конкретное растение реагирует так: есть боль – зло (вред), есть пища – добро (польза). Но только для него, для данного растения. Другие растения ему пофигу.
У животных появляется четкая половая разница и образуются семейные пары. (Мы возвращаемся к понятию Эго). Животные определяют Д/З (польза-вред) не только для себя лично, но и для своей «семьи» (прайда, стада, стаи, табуна…) Эго особи дополняется заботой о потомстве, заботой вожака о стае и т. д.  Происходит расширение понятий «польза – вред» до уровня первичного коллектива. Но и только. Дальше этого животные не идут. (Я не упоминаю домашних животных. О них разговор впереди).
На каком этапе обезьяна становится человеком? Тогда, когда использует орудия труда? Или когда научилась их изготавливать? Нет.
Некоторые обезьяны настолько подражают людям, что не только сумеют изготовить молоток, но ещё и станут забивать им гвозди. (Вот только обезьянам больнее приходится. Они ведь не знают волшебных слов, которые помогают при попадании по молотком по пальцам).
Но опыт, заимствованный обезьяной у человека, пропадает зря, исчезнет вместе со смертью обезьяны. И следующей обезьяне придётся всё начинать заново.
Что такое разум? Отвлекаясь от понятий добра и зла, можно сказать, что разум – способ обработки информации. Это – умение установить связь между причиной и следствием, умение обобщить имеющиеся данные и на основании этого предвидеть последствия того или иного явления. То есть, разум – это умение переводить информацию из конкретной в абстрактную, и наоборот. Это умение обмениваться абстрактной информацией. Такая возможность появляется только с появлением речи. С появлением речи возникает кодирование информации, передаваемой от человека к человеку. Это позволяет передавать информацию через посредника. А в дальнейшем – сделать опыт одного человека достоянием всех. Слово – величайшее изобретение матушки природы (Бога). Появление слова – точка отсчёта развития разума.

01 06 003
С развитием разума понятие добро/зло расширяется. Оно уже не вмещается в понятие польза-вред.  «Жизнь положил на алтарь отечества» или «Во искупление грехов ваших». Принять на себя зло ради чужого, незнакомого, только потому, что он… Что он? Разумное существо? А как тогда назвать ситуацию, в которой человек во время пожара цепляется за свою коллекцию бабочек, или спичечных этикеток? Или за фотографию любимой женщины? Это чего ради? Гибнут за идею, гибнут за металл… Погибну, но неправду не скажу, тайну не выдам, клятву не нарушу… Разум привносит понятие социального Д/З, которое, зачастую, превалирует над конкретными польза-вред. У каждого человека имеются в душе такие струнки, играя на которых, абстрактность уверенно побеждает. «Ты что, струсил?!» – и слабейший бросается на своего более сильного и подготовленного противника.
«Смерть одного - трагедия, смерть миллионов – статистика. Ведь я это делаю ради их же блага, ради всего прогрессивного человечества. Да здравствует мировая революция! Ну, или Да здравствует мировая демократия!» Эго взлетает на уровень сверхэгоизма. Д/З (польза – вред) абстрагируются до чрезвычайности.
Остался лишь один шаг, и мы придём к понятию чистого, абстрактного добра и зла, олицетворением которого становятся Бог и дьявол, соответственно.

01 06 004
Несколько дополнений некстати.

Разум - высшая ступень развития материи (в смысле, вещества). Высшая, но не последняя.
Во-первых, сам разум, персональный разум, проходит определённые уровни развития, от индивидуального, до социального. То есть понятие Д/З сопряжено с Эго его носителя.
Во-вторых, следующий этап развития разума – коллективное сознание.

Каждый новый уровень развития материи привносит новые законы, но при этом, не отменяет старые. Так, в обществе, в общественных отношениях, действуют законы и физики, и химии, и математики, и биологии и. т. д. Но появляются и свои, новые законы, присущие только этой ступени развития. Этой и выше.

Человека, который не разобрался в понятиях добра и зла, нельзя считать разумным, что бы он ни воображал на свой счёт.
Он «не ведает, что творит». И зачем.
Разум служит усилителем души, ускоряет её развитие. Именно развитие души приближает человека к Богу.

Лишь плохая обезьяна стремится стать человеком. Недовольная и завистливая обезьяна.


Рецензии