Милое маленькое существо

У меня есть маленькая внучка. Собственно она не такая уж малышка, уже – второклассница. Но так как до школы Ириша не ходила в детский сад, а всё время проводила со взрослыми, то в чём-то она осталось малышкой, иначе воспринимающей мир, чем прочие её одногодки. Другие дети больше общаются друг с другом, а Ириша немного сторонится всех. Вроде бы и не боится никого, но стесняется общаться. Даже во дворе, где все ребята с удовольствием играют вместе, скатываются с горки, Ириша любит гулять с родными, с папой, например. Ей в радость делать с отцом снежных баб, они на днях их настроили целых 12 штук по числу месяцев, а вот с прочими ребятами двора игра не клеится. На работе у мамы, куда она любит с ней ходить, есть девочка-подружка, вот её она воспринимает как свою, не стесняется, любит играть с ней. Но это, как бы исключение из правил. В классе подруг нет до сих пор, хоть она уже второй год в этом коллективе. Есть в классе девочка Лена, которую мама ругает за «тройки» и в случае, если Лена получает «3», то мама лишает её игрушек. Ирише жалко Лену, поэтому я предложила дать девочке какие-нибудь игрушки на время, пока мама сердится на девочку. Но Ириша сказала, что тогда мама Лены заберёт её игрушки насовсем, а ей игрушки свои жалко отдавать насовсем.

Любимые игрушки моей Ириши – это конструктор и лошадки. Из пластмассового конструктора она делает даже большую машину, на которой катаются не только её куклы , но и сама Ириша. К сожалению, мы с ней живём далеко друг от друга. Она с родителями живёт в Сергиевом Посаде, а я в Москве. Поэтому главное наше с ней общение, кроме редких моих приездов в Посад, это телефон. Но какое удовольствие слушать её милый детский щебет. Если её спросить о школе, то моя второклассница откровенно признаётся, что не любит такие предметы , как русский, литературу, математику. Это не значит, что у неё плохие отметки по этим предметам. В последний наш разговор по телефону Ириша сказала, что по всем трём нелюбимым предметам она получила «4». Нравятся ей предметы : дорожное движение, физкультура, музыка и какой-то предмет, я не запомнила, как он называется, кажется, технология, на нём дети вырезают что-то из бумаги, ткани, что-то склеивают, нравится ей и рисование, и окружающий мир. Сразу за зданием школы у них есть площадка, где развешаны дорожные знаки, где ребят учат правильно вести себя на улице. Моей второкласснице на этой площадке нравится строить замки и заборы, а совсем не учить, как надо переходить улицы.

Недавно сын купил ей какую-то липкую лягушку. Счастью не было конца, она собрала все свои липкие игрушки, как-то их пристраивала на эту лягушку и очень радовалась тому, что получилось.

К сожалению, у моей внучки плохое здоровье, она часто простуживается. Врачи говорят надо удалять аденоиды, а так страшно даже представить , что этот маленький человек будет страдать от боли, даже под наркозом всё равно боль ощущается, а потом наркоз отходит и больно вдвойне. Очень за неё страшно.

На днях мы с ней учили по телефону стихи, которые задали по литературе. Она очень забавно быстро, быстро проговаривала те строчки, которые уже запомнила и еле, еле тянула слова в тех строчках, которые пока из памяти от неё ускользнули. Каждый раз я спрашивала , подсматривала ли она текст в книжке, после очередного пересказа стиха с ошибками. И Ириша честно признавалась, что подсматривала. Мы так учили с помощью «мобильника» стихи минут 20, а потом кончились деньги на телефоне, и урок закончился. Дальше она уже учила стихи без меня. Когда я её спросила на другой день ,вызывали ли её к доске моя второклассница ответила, что да, что получила она «4», хотя могла и «пять» бы получить, но запуталась в конце стихотворения. Моя Ириша , как и я, очень любит кошек. Каждый наш разговор по телефону заканчивается вопросом: «А что делает твой котик?» И я ей подробно описываю, где в это время кот, чем занят, что Ирише очень интересно. Сама она тоже решила стать киской. Мех от куртки пришила себе на штанишки – это у неё хвостик. Даже отец ей на Новый год  подарил кошачью шапочку и перчатки, напоминающие лапки. А на даче у второй бабушки, Ириша мне рассказывала, что живут сразу 8 кошек. Чему она очень рада.

Под Новый год Ириша просила Деда Мороза подарить ей серию лошадок, он, конечно же, исполнил её просьбу. Сколько было радости! А ещё она очень удивилась, как это она не увидела, когда Дед Мороз приходил к ним, ведь Ириша всё время была рядом с ёлкой. А на Старый Новый год я к ней приезжала с подарками, а она мне подарила замечательный рисунок, на котором упряжка оленей везёт Деда Мороза, а на пути у него нарядные елки, колокольчики, красивые большие фонари и девочка, наверное, она сама , моя Ириша. Весь рисунок украшен  множеством снежинок. А на обратной стороне рисунка надпись: «Бабушка, с Новым годом тебя!» Весь вечер мы с Иришей играли. Сначала она мне показала всех лошадок, которые ей подарил Дед Мороз. Вообще-то почему у неё такое желание их иметь , мне не понятно. Этих лошадок в её игрушках уже, наверное, сотня. Они заполняют целую коробку. Лошадки маленькие по размеру и в коробке их масса. Очень Ирочке нравится играть в «Салон красоты». Это когда  она раздевает своих кукол до гола, а потом наряжает их в красивые платья. Платья эти частично со старых кукол, а частично сделаны Иришей из ткани цветной или цветной бумаги. Кукол тоже уже у неё набралось много. Все они также небольшие, но и не такие маленькие, как лошадки, поэтому, когда «Салон красоты» расположился на её кровати, то их оказалось 17 штук. Однако, на моё предложение часть игрушек кому-нибудь подарить, так как уже от них скоро ступить будет негде, она ответила: «Как же можно дарить, ведь мама деньги платила, папа деньги платил за них – неудобно как-то дарить». Вот, что значит, современный ребёнок. В наше советское время мы о стоимости игрушек и не знали и не интересовались этим и подарить или нет решали сами , исходя из собственного  отношения к данной игрушке. Если она любимая, то, конечно, дарить не хотелось, а если нет, то дарили не задумываясь. Единственное, что играло роль – это если  в магазине выяснялось, что игрушка дорого стоит и родителям не по карману. Тогда бесполезно было настаивать, я знала, что всё равно мне её не купят.

В нашем дворе жила семья дворников. У них было 10 детей - мал, мала меньше. Им на еду-то еле хватало, игрушек у ребят не было и я, и другие наши девчонки и мальчишки со двора часто дарили им свои игрушки. И никого, никогда родители за это не ругали. Мы же о стоимости игрушек даже не задумывались, хоть время было после войны, и все жили очень скромно.

А ещё в этот мой приезд мы с моей Иришей играли в слова. Называешь слово, а она должна назвать слово на последнюю букву, потом я на последнюю букву и так далее. Очень скоро получилось так, что часто надо было искать слова на «а». Многие слова кончались именно на «а». Называть можно было только существительные. Ириша сначала добросовестно искала слова на «а», потом стала просить, чтобы  мы включили в игру имена собственные. Но и имена на «а» скоро закончились, тогда она попросила, чтобы ей можно было называть слова на предыдущую букву. Я согласилась.  Мне же хитруля  маленькая всё время придумывала слова с окончанием на «а» и ужасно веселилась, когда я задумывалась, чтобы вспомнить какое-нибудь  очередное слово. Во время нашей игры пришёл папа и стал Ирише подсказывать, потом просто обратил всё в шутку, и играть мы перестали. Мне понравилось, какие слова она использовала, играя, какой у 8 летней девчушки словарный запас. К сожалению, среди этих слов она часто вспоминала названия лекарств – результат её вечных простуд. А ещё моя Ириша очень ласковая девочка. Я им подарила маленькую водную черепаху, так Ириша первым делом спросила: «Можно её погладить?»- и с удовольствием осторожно одним пальчиком погладила спинку маленькой черепахе.

Любимое занятие её – это возиться с папой. Он обожает свою дочурку, она обожает его. Она  катается на нём верхом, он делает ей из своих ног качели, а ещё они играют в «мясо». Это когда и тот и другой вроде бы едят друг друга, повторяя : «мясо, мясо». Наблюдать за ними в это время очень забавно. Любая их игра заканчивается словами: « потелють или чмоки, чмоки»». Это так говорила маленькая Ириша, когда хотела сама поцеловать кого-то или, чтобы её поцеловали, так они с папой шутят  до сих пор.


Рецензии