3. 03. 1993, день. Прием в министерстве внутренних
1993. СНОВА В ФРГ. НО УЖЕ ИЗ НЕЗАВИСИМОГО КАЗАХСТАНА
=================
Перейти к оглавлению: http://www.proza.ru/avtor/avolkov1&book=4#4
=================
3 марта 1993 года, день. Бонн. Прием в министерстве внутренних дел
Спустившись вниз, расселись по автобусам и в окружённи мотоциклов и полицейских машин отправились в Федеральное министерство внутренних дел на встречу с господином Вальтером Приснитцем — статс-секретарём этого ведомства.
Попасть в здание довольно сложно.
Все ворота перед нашей кавалькадой открылись, но как только проехал замыкающий колонну полицейский автомобиль, закрылись.
Поднявшись в лифте, в небольшой приёмной разделись, повесив свои плащи и пальто на прямо здесь же стоящие вешалки, и прошли в скромный, по нашим понятиям, кабинет, где не было ничего лишнего, нефункционального. Подали кофе, и началась встреча.
Господин В. Пристниц сообщил, что он занимается также вопросами работы с немцами, проживающими за пределами Германии, их розыском.
Он сам побывал и в Алма-Ате, где участвовал в работе съезда немцев и налаживании сотрудничества между Казахстаном и Германией.
Несколько раз во время своего выступления он возвращался к мысли высказанной им и в Казахстане о том, что немцы должны оставаться жить в том в том регионе, где они живут, а Германия должна этому содействовать.
В этом интересы наших государств совпадают. Вместе с тем, не может не тревожить тот факт, что из выехавших в 1992 году из стран бывшего СССР 195 тысяч немцев, 114 тысяч только из Казахстана.
И это не может не беспокоить и оставшихся пока жить в республике около миллиона немцев. Волнует и то, что немцы выезжают из Казахстана на жительство и в другие государства СНГ.
— Крайне необходимо, — продолжил господин В. Пристниц, — чтобы в местах компактного проживания немцев, развивалась культура, язык, открывались школы с преподаванием на немецком языке. Для этого мы выделяли и будем выделять средства. Многое делается в этих вопросах у вас по линии исполнительной власти, но я прошу Парламент поддержать это. Прошу также вашего содействия в расширении телевизионных передач для немецкого населения Вашей республики составляющего 7% всех жителей, а в эфире располагающих всего 30 минутами в неделю. Это очень важно, также как и важен вклад в народное хозяйство немцев, обогащающих республику. Надеюсь на Ваше содействие в решение этих вопросов.
В ответном слове С. А. Абдильдин поблагодарил за организацию этой встречи с парламентариями Казахстана и подчеркнул, что в республике политика во всех ветвях власти единая.
У нас нет термина о защите нации — мы единый казахстанский народ. Это записано в новой Конституции.
Понятие о защите прав человека на Западе укрепилось давно, когда противостояли друг другу два лагеря и такой подход был нужен в условиях идеологической борьбы.
Но для нас в Казахстане вопроса о защите прав человека по национальному признаку не существует. Защиту интересов граждан всех национальностей обеспечивает государство. Сейчас необходимо ставить вопрос о решении культурных и иных вопросов, вкладывании в это соответствующих инвестиций. Это должно решаться конкретно с привязкой к районам компактного проживания немцев. А разовым выделением средств мы проблем не решим ни за 10, ни за 100 млн. долларов. И такую помощь оказывать вообще не этично в первую по отношению к самим немцам — что скажут соседи — казахи, русские, поляки, узбеки. Главное — это подъём экономики. Нужны новые подходы, новые технологии, инвестиции и др. для развития экономики. Вот когда всем будет хорошо, хорошо будет и немцам. Мы бы могли оказать содействие в размещении таких производств там, где проживают немцы. А это и заработок, и рабочие места, и повышение уровня жизни.
Для нынешнего поколения немцев Казахстан — родина, и уезжают они не потому, что они живут хуже казахов, русских, или других, не потому что на них оказывают политическое давление, или нет работы. Они уезжают чтобы воспитать последующее поколение. Их волнует язык. Но проблемы языка волнуют и казахов, и русских и других жителей республики. Таким образом, эта проблема общая. И все принятые законы, в первую очередь Конституция, направлены на то, чтобы устранить её у всех проживающих в республике этносов.
С распадом СССР и образованием суверенных государств появилась новая волна беспокойства в связи с появлением в них статуса государственного языка. Был период дискуссий и у нас, когда обсуждался вопрос о том, что без знания государственного языка нельзя занимать должности в государственном аппарате, сфере обслуживания, здравоохранения и т. п. В нашей стране итог этой дискуссии подведён Конституцией, в которой определено, что:
— государственный язык — казахский;
— межнационального общения — русский;
— языки всех наций защищаются государством.
Конституцией же запрещено ущемлять права человека по незнанию им государственного языка. Примерно на 20 лет, на так называемый переходный период сохраняется делопроизводство на русском и казахском языках, а в местах компактного проживания тех или иных наций, на их языках. Такая норма заложена в проект Закона о языках. Таким образом, в нашем государстве эта проблема решена законодательно и имеется правовая основа. Конечно, сегодня государство ещё просто не готово организовать обучение в школах на всех языках. Для решения этой проблемы все мы должны работать совместно во всех аспектах, включая и финансовые. Конечно, больше это касается исполнительной власти, но мы эту идею продаём бесплатно. Все такие решения Парламентом будут ратифицированы. И о телевидении. Проблема найдёт своё решение. При этом надо учесть и то, что в Казахстане имеются немецкий театр и газета.
Проблема обустройства немцев нас волнует больше, чем других. Свою политику мы строим так, чтобы немцы не уезжали из Казахстана. Нам надо определиться: кто и что может помочь нам решить все эти вопросы и хотелось бы, чтобы вы нас поддержали.
Господин В. Пристниц поблагодарил С. А. Абдильдина за содержательное выступление и сказал:
— Мы разделяем ваше мнение об отъезде немцев из Казахстана. Когда мне пришлось побывать у вас — назад в Германию я вернулся прямым рейсом, на котором уезжали и немцы. Они были с грустными глазами — ведь они казахи немецкой национальности. И всё наше стремление — сводится к тому, чтобы они оставались на своей родине в Казахстане. Отсюда и наше стремление к оказанию им материальной помощи. Думаем мы и о том, чтобы немцы оставались в СНГ, даже переезжая на Украину или другое государство. Но надо, чтобы они оставались там, где они есть, но, не забывая при этом и других. И если мы построим в местах компактного проживания немцев культурный центр, больницу или другой объект, то ведь пользоваться им смогут все, независимо от национальности. Мы стремимся к тому, чтобы ни у кого не поднималось чувство зависти.
Но всё же сегодня язык одна из причин отъезда немцев. Прошу Вас, господин Председатель, выступите по телевидению и расскажите о языках всем немцам, чтобы они услышали это от Вас. Канцлер Гельмут Коль, предлагал производить оказание помощи всем странам, например, в консультациях и при Германском центре уже создана такая группа. Отношения Германии и Казахстана хорошие и они идут к ещё лучшему. И я благодарю Вас за желание оказать помощь. Я рад Вашему дальнейшему маршруту, в частности, в Дрезден, где Вы, господин Председатель воочию увидите наш восточную политику, вернее нашу политику в восточных землях, т. к. эта проблема волнует нас очень и очень.
С. А. Абдильдин в ответе подчеркнул, что за время пребывания в Германии его часто, в неофициальной обстановке, спрашивали об автономии немцев.
— Был задан вопрос — как смотрят на это в Казахстане. Я хочу Вам господин Приснитц сказать, что все эти вопросы решены нашей Конституцией, которая объявило республику унитарным государством, тем самым поставив точку в вопросах федеральных образований у нас. Я хочу сказать, что у казахов в крови заложено стремление защищать каждую пять своей земли. Предки оставили нам 2717 тыс. квадратных километров, это седьмое место в мире и двухтысячелетняя история казахов не знает федеративности. Поэтому в Казахстане не будет автономий ни немецких, ни узбекских, ни русских, никаких других. Наша политика нацелена на объединение наций, а не на их разделение. У нас нет граждан другого сорта. Этот путь выбрал сам народ Казахстана. Дружба наций определяется многим, в том числе и интернациональными браками. Благодарю Вас, господин статс-секретарь за приём. Это одна из самых содержательных встреч состоявшихся в Германии.
Господин В. Пристниц поблагодарил господина С. А. Абдильдина за добрые слова и сообщил, что когда он был в Алма-Ате, то видел как благодарят немцы казахский народ, принявший их в трудные годы войны. Мы хорошо поняли Ваши замечания о государственном устройстве у Вас и мы всегда исходили из этого в своей политике. Мы надеемся, что граждан разного сорта в Вашей стране не будет.
На этом приём в Министерстве внутренних дел завершился.
* * *
После этого завершилась официальная часть пребывания нашей делегации в Бонне и мы вернулись в наш милый отель, такой уютный, такой светлый, такой приятный. Оставалось только сложить вещички, снести их вниз в холл, и отправиться в один из залов ресторана, пообедать.
Собрались довольно быстро и уселись за столами, расположенными буквой П. В торце довольно долго никого не было, т. к. наши дамы, уехавшие по своей программе в г. Линц, немного задержались, а Председатель без супруги не хотел садиться за стол. Так что, когда они пришли, многие продвинулись в застолье достаточно вперёд.
Пива не приносили. Снова белое и красное сухое вино, вода в кувшинчиках и бутылочках, салат, немного первого, второе — цесарки (довольно много), мороженое, кофе и дижестив (водка, коньяк).
Как и везде на столах, через определённые промежутки размещены цветы. Букеты потрясающие — жёлтые, синие и другие цветы — жасмины или ещё что-нибудь ароматное, немного зелени и всё это в удлинённых, типа ладьи, формах. Потрясающе.
Но вот и всё, последний раз открываем своими электронными ключами двери, забираем папки с документами, плащи. Я бросил взгляд на пейзаж за окном… Да всё в жизни кончается. Печально.
Но всё. Забрались в автобус. Председатель едет с нами, а не летит на вертолёте, как это предусмотрено программой нашего пребывания из-за метеоусловий в Штутгарте. Поэтому срывается его встреча с господином Эрвином Тойфелем, премьер-министром земли Баден-Вюртемберг. Ну да ничего, остальное вроде бы остаётся. В путь. В последний раз открылись и закрылись перед нами автоматические двери гостиницы, последний раз взглянули мы окрест и наш громадный автобус (даже с туалетом) отправился в путь. Впереди 410 км и около четырёх часов езды.
=================
Перейти к оглавлению: http://www.proza.ru/avtor/avolkov1&book=4#4
=================
Перейти к другим главам:
1 марта 1993 г. Казахстан-ФРГ. Но пока мы в пути http://www.proza.ru/2016/01/12/75
2 марта 1993 года. Первая половина дня. Летим в Бонн. Прием парламентариев «Германия–СНГ» http://www.proza.ru/2016/01/13/88
2 марта, вторая половина дня. Обед. Дом Бетховена http://www.proza.ru/2016/01/15/214
3 марта 1993 года, утро. Бонн. Бунденхаус. Фонд им. Фридриха Науманна http://www.proza.ru/2016/01/16/186
— * —
Читать далее:
3 марта 1993 года, вторая половина дня. Штутгарт. 5-звездочный отель. Прием в Ландтаге Земли Баден-Вюртемберг http://www.proza.ru/2016/01/19/189
Свидетельство о публикации №216011700061