Болото

                Всё болота, болота, болота,
                Восемнадцатый день болота!
                Мы бредём, отсырели от пота,
                Что ж поделать-такая работа.

                (А. Дулов - Гимн болотных геологов).

          Специфику работы геологов я смутно представляю себе. Знаю, что геология объединяет большое количество наук. Так что писать я буду не о них, а о том, что знаю, чем занимаюсь по жизни и с чем сталкиваюсь – это техническая диагностика трубопроводов и всё что с этим связано. А вот про свою работу мне есть что сказать.

          Протяженность наших трубопроводов составляет сотни тысячи километров, и проходят они по нашей территории через череду неповторимых и несхожих друг с другом ландшафтов. Неповторимость ландшафтов и множество природных факторов обуславливает специфику моей работы на этих территориях. Доводилось мне работать на равнинах, возвышенностях, переходах через бурные реки, в жарких пустынях и на топких болотах. Вот про свою работу в районах болот в летнее и зимнее время, я сейчас и хочу поведать.

     Описывать огромное значение болот в нашей жизни не входит в мои планы, но и не замолвить за них доброе слово, я не могу. Болото - это особенная песня. Может, кто то и не знает, что болото поглощает из атмосферы углекислый газ и выделяет кислород в десять раз больше, чем с такой же площади выделит лес. В недрах болот находится пресной воды в пять раз больше, чем во всех реках мира.

          Для болота характерно отложение на поверхности почвы неполно разложившегося органического вещества, превращающегося в дальнейшем в торф. Вот по такой поверхности приходится перемещаться при выполнении работ. Перемещаться приходится на вездеходах и пешком. Как при первом, так и при втором виде передвижения, случаются провалы в болото. Как проваливается техника и как её вытаскивают - это нужно снимать фильмы и показывать тем, кто в московских квартирах рассуждает о больших деньгах нефтяников и газовиков.

       Итак, нашей группе, состоящей из трёх человек, следовало определить состояние металла трубы. Нам были даны координаты GPS, где нам предстояло поработать. Выйдя в предположительный район, мы увидели перед собой огромное, идеально ровное, травяное поле. Казалось, если подстричь траву, поставить ворота и сделать разметку, то можно получить отличное футбольное поле. Но как обманчиво первое впечатление, мы сразу узнали, когда вступили на это поле. Первые шаги создали расходящиеся волны с качающей травой. Зрелище было неописуемо! Мы остановились в нерешительности. Но нужно было идти в центр этого поля, как показывал GPS, и мы пошли, после маленького совещания. Было решено, что впереди пойду я, а мои товарищи, которые весили меньше меня пойдут за мной на расстоянии. Я сказал, что если я пройду, то и все пройдут. Следует сказать, что мы поступили очень даже опрометчиво, так как никаких средств спасения у нас с собой не было. Как я частично оказался неправ в своём предположении!
Я-то прошёл, а вот шедший за мной товарищ провалился. Когда я услышал всплеск, то обернулся. Передо мной открылась такая картина: мой товарищ, находясь в болоте по грудь, держался за прибор, который к счастью смог удержать его на поверхности и не дал ему полностью уйти с головой в болото. Мы с другим коллегой, с большим трудом и огромным риском для всех нас, смогли вытащить провалившегося товарища и помочь добраться до тверди. Страшное оказалось это место, а с виду было такое красивое! Мы ещё раз взглянули, на свежую, зеленую, потревоженною нами траву, и пошли приводить свою одежду и нервы в порядок. Думаю, не стоит говорить, что до нужного места мы в этот раз так и не добрались и задание не выполнили.

     В таких случаях, работа выполняется в зимнее время. Экскаватор по замершему болоту подходит к месту шурфовки, где залегает в болоте трубопровод, и там делает шурф. А вот как дальше, это происходит, я сейчас расскажу. Чтобы опуститься в это замёрзшее болото к трубе, я решил использовать ковш экскаватора, сказав, что если что случится, то, по крайней мере, меня вытащат, и будет, кого хоронить. Опустившись в ковше в шурф, я огляделся: со стенок шурфа сочилась и бежала болотная жижа. Надо мной был потрескавшийся лёд, на котором стоял гусеничный экскаватор.  Любоваться внутренностями болота у меня совсем не было желания, а встречаться с Болотником – суровым хозяином болота, который шума на своём болоте не потерпит, мне совсем не хотелось. У Болотника хватка мёртвая и если попадёшь к нему в лапы, то сколько не дёргайся, только хуже будет. Лёд в любой момент мог окончательно треснуть, и экскаватор мог оказаться на моём месте. Я, как только мог, быстрее сделал свою работу и дал команду на подъём. Так благополучно закончился ещё один мой трудовой день. И будет за что выпить на день нефтяника.

            Теперь я могу сказать, что у нас есть общего с геологами - это болото, где мы иногда с ними пересекаемся. В песне «Гимн болотных геологов» есть ещё и такие строчки:

                Мы, мужчины, не потому ли
                Терпеливо идём к своей цели.
                Правда, трое вчера утонули,
                А четвёртого...толстого...съели.


Рецензии
Хороший рассказ, познавательный.

Ольга Масквина   25.10.2017 21:27     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.