Демон Сидящий

не каждый смог бы разгадать суть картин Врубеля.
Демон – это символический образ. он олицетворяет собой огромные силы человеческого духа, его внутреннюю борьбу. может быть, с самим собой, со злом, сомнениями, неверием… Демон возвышается над горами на фоне мерцающего заката. он окружен невиданными цветами-кристаллами. трагически сцеплены руки, безнадежно-печален взгляд огромных глаз на юном лице… художник показывает нам одиночество, безысходность человека, чьи титанические силы не находят себе применения. в своей трактовке образа Демона он значительно отступает от литературного прототипа (Демона М. Ю. Лермотова). ослабляя настроения бунта, гордыни, презрения к миру и выделяя лирическое начало образа. для него Демон – “дух страдающий, но не злобный”.
главная особенность индивидуального стиля Врубеля - создание эффекта мерцания кристаллических граней формы. это уподобляет картины художника мозаичным панно или витражам.
неожиданные, странные сочетания, создают фантастически преображенный мир. тематика его произведений – это, как правило, “вечные” сюжеты и образы, пришедшие не прямо из жизни, а из искусства


как будто в нем поселяются какая-то странная тоска и бесприютность. не так много найдется художников, творчество которых вызывало бы столь противоречивые, а подчас и взаимоисключающие оценки. Михаила Врубеля поднимали на щит как великого борца со всей мировой пошлостью и отворачивались от него как от проводника салонности и банальности.
творчество М. Врубеля можно уподобить взволнованной исповеди. говоря только о себе, не претендуя на роль духовного вождя времени, художник неоднократно повторял, что его поиски преимущественно лежат в области художественной техники. но именно М. Врубель стал одним из выразителей мироощущения эпохи "перевала", в которой причудливо переплелись черты вырождения и возрождения, мрачные апокалиптические предчувствия конца мира, конца света и мечты о вселенской гармонии.
его Гамлет, Фауст, Пророк и Демон наделены общими внешними чертами с художником.
Михаил Врубель был одержим образом Демона. тот, словно требуя своего воплощения, неотступно преследовал художника, манил неуловимостью облика. заставлял возвращаться к себе вновь и вновь, избирать все новые материалы и художественные техники. это был такой образ, который все время был связан с Врубелем какими-то мистическими отношениями. казалось, что не М. Врубель пишет Демона, а Демон приходит к художнику в особенную, самую нужную минуту и призывает его к себе.

Христос и Демон - вот два образа, между которыми металась душа художника. Христос - покой и уверенность в непогрешимости истины. Демон - смятение, протест, жажда красоты и безграничной свободы. и художник выбирает... второго.
этот роковой образ волновал М. Врубеля. Демон был любимым детищем фантазии художника, что не могло быть навеяно только лермонтовской поэмой. поэма о Демоне лишь подсказала М. Врубелю имя того, кто уже с детства был знаком ему, кто возникал в глубине его собственного сердца и жадно хотел воплотиться в творческих грезах. Демон для М. Врубеля был вещим сном о самом себе.


часто этот образ менялся, исчезал и возникал снова. духовная жизнь М. Врубеля сделалась невыносимой, невозможной без Демона. но тот не показывал своего лица. был неуловим.
Демон был где-то далеко, на вершине горы, может быть, даже на другой планете. он сидел грустный в лучах заката или разноцветной радуги. но М. Врубель чувствовал, что это все еще не тот монументальный Демон, которого он так долго искал. пока это было просто "нечто демоническое" . полуобнаженная, крылатая, уныло-задумчивая фигура сидит, обхватив колени.
он смог изобразить средствами живописи то неуловимое и невидимое, что называется "настроением души".
о чем думает, о чем скорбит "Демон сидящий"? многие видели в нем юность и нерастраченный жар, лиричность и человечность, а также то, что в нем еще нет злобы и презрения. он видит всю "скорбь мира, взятую вместе". художник утверждал, что вид этой скорби необходим, потому что она подвигнет и принудит нас к сочувствию.

"Сидящий Демон" - печальный, тоскливый, по-микеланджеловски мощный, в глубоком раздумье бессильно охватил руками колени.
но нет торжества в этой властной фигуре, неизгладимая тоска сковывает его силы. тоска и во взгляде, и в наклоне головы, и в заломленных руках.

М. Врубель сознательно подчеркивает его скованность. но в рисунке мускулов и жесте рук уже ощущается бессилие.
красота Демона не только в страдании, с каким он переживает свою судьбу изгоя, но и в тоске по истинному, когда-то отринутому им бытию. он свободен, но он одинок, ибо покинут Богом и далек от людей. однако этот Страшный суд и мука от богооставленности не могут длиться вечно. поэтому в позе и лице Демона нет ожесточения или отчаяния. а есть даже какое-то странное для богоборца смирение.

при взгляде на эту картину у зрителя складывается впечатление мира фантастического, сказочно прекрасного. но вместе с тем какого-то неживого, как будто окаменевшего. это впечатление помогает понять тоску Демона, его одиночество, его влечение в невидимую долину...
какое горькое томленье Жить для себя, скучать собой!
"Демон сидящий" - это миф, созданный еще молодым М. Врубелем о самом себе. фантастический и вместе с тем подлинно вещий, как и все мифы. лик Демона печален. но это печаль юности. он еще далек от отчаяния и полон гордой веры в мощь своих крыльев.


Рецензии